Светлана Субботина
Занятие НОД по изучению народного творчества для детей подготовительной к школе группы «Волшебная кисточка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Обобщить знания детей о декоративно - прикладном искусстве и жанрах живописи (портрет, натюрморт, пейзаж).
• Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.
Задачи:
Образовательные:
• Закрепить знания детей о декоративно – прикладном искусстве – дымковской игрушке, хохломской росписи, гжели, жанрах живописи.
• Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
• Учить понимать образный смысл загадок.
Публикация «Занятие НОД по изучению народного творчества для детей подготовительной к школе группы „Волшебная кисточка“» размещена в разделах
• Учить видеть красоту и своеобразие дымковской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.
• Продолжать учить детей ориентироваться в жанрах живописи.
• Продолжать учить детей ориентироваться в различных видах росписи.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к народному творчеству.
• Воспитывать эстетические и этические чувства.
• Воспитывать любознательность.
Развивающие:
• Развитие познавательной активности детей.
• Развивать чувство цвета, композиционные умения.
• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Планируемые результаты:
• Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.
• Умение детей ориентироваться в различных видах росписи, жанрах живописи.
• Умение детей составлять узоры по мотивам народных росписей.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Материалы и оборудование:
• Дидактическая игра «Чудо – узоры» развивающая игра-лото для дошкольников и младших школьников
• Наборы иллюстраций жанров живописи – портрет, натюрморт, пейзаж (наглядно-дидактическое пособие «Мир искусства» «Детский портрет», «Натюрморт»; Т. Н. Доронова «Дошкольникам об искусстве»
• Разрезные картинки с хохломскими изделиями, дымковскими игрушками, гжельской посудой;
• Трафареты хохломской посуды и дымковских игрушек для самостоятельной росписи;
• Стихотворение А. Кушнера «Песня о картинах»;
• Стихи и загадки о народных промыслах
• Кисти, краски гуашевые, салфетки, рисунки с хохломскими и дымковскими изделиями, выполненными детьми ранее.
Содержание занятия
Вступительная часть
Педагог держит в руках кисти для рисования.»
- Дети, я держу в руках знакомые вам предметы. Это … (Ответы детей, а что можно рисовать кисточкой? (ответы детей). Да. Простая кисточка в руках художника творит чудеса, она может расписать хохломскую посуду и написать портрет, украсить узором дымковскую игрушку и помочь художнику выразить свои чувства к понравившимся уголкам природы. Давайте, попробуем подобрать слова о кисточке, чтобы рассказать какая она. (Ответы детей) Скажите, а можно кисточку назвать волшебной? (Ответы детей) Вы правы, кисточка, действительно, волшебница, чистый лист бумаги она превращает в натюрморт, а на фарфоровой посуде Гжели расцветают синие розы.
Сегодня я хочу предложить вам игру, в которой вы расскажете и покажете, чему научила вас волшебная кисточка.
Практическая часть
Прежде, чем вы разделитесь на команды, я загадаю вам несколько загадок, ответы на которые позволят вам справиться с заданиями игры, а строчки из стихов напомнят вам о предметах народного творчества.
• Стихотворение А. Кушнера (см. приложение)
• Загадка о Хохломе (см. приложение)
• Стихотворение Л. Куликовой «О Гжели» (см. приложение)
• Стихотворение о дымковских игрушках (см. приложение).
Дети произвольно рассаживаются за столы (количество столов предусматривает равное количество участников в команде).
Формируется команда жюри из присутствующих взрослых
Игра началась!
Конкурс 1. Название команды.
Конкурс 2. «Разрезные картинки» (разрезанные на 6 частей картинки с изображением предметов декоративно – прикладного искусства). Каждая группа детей получает по две картинки, цель конкурса: собрать изображения как можно быстрее.
Конкурс 3. «Жанры живописи». Каждая группа детей получает по два набора перепутанных жанров живописи: - портрет и натюрморт
- натюрморт и пейзаж
- пейзаж и портрет
По шесть иллюстраций каждого жанра, цель конкурса: разложить жанры в соответствующие папки правильно и быстро.
Динамическая пауза.
Поросёнок
(сл. А. Усачёва)
Громкий звук раздался утром рано Хлопки
Я в окошко выглянул спросонок: Рисуют пальцами «окошко»
Розовый, весёлый, аккуратный Гладят себя по голове
На машине ехал Поросёнок. Прижимают пальцем кончик носа
Поросёнок был красив собою:
Был костюмчик в клеточку на нём Рисуют пальчиками «клеточки»
Он вертел довольно головою, Вертят головой
Вместе с головой вертел рулём. Крутят «руль»
Конкурс 4. «Чудо – узоры» дидактическая игра на повторение элементов хохломской, гжельской, городецкой, дымковской росписей, цель игры – разложить шесть маленьких карточек с элементами росписи на большие по размеру карточки с изображениями предметов декоративно – прикладного творчества правильно и быстро.
Конкурс 5. «Творческий». Цель конкурса: роспись дымковской игрушки – барышни, при оценке конкурса учитывается правильность выполненных элементов росписи и скорость.
Подведение итогов
Заключительная часть
- Ребята, хочу поблагодарить вас за игру и пожелать вам успехов в творчестве и волшебных кисточек в руках
Приложение
«Золотая Хохлома».
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.
О Гжели.
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса.
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!
Л. Куликова.
Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней:
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
Стихотворение о дымковских игрушках.
У этого оленя золотые рога.
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Краше всех индюк.
Вот индюк нарядный.
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок.
Да алеет гребешок.
За оленем кони, кони
Вновь за тридевять земель
И пестреет от погони
Глиняная карусель.
Песня о картинах
Стихи Александра Кушнера
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, -
Знай, что это натюрморт.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь из нас, -
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, -
Обязательно картина
Называется портрет.
Конкурс «Разрезные картинки»
Конкурс «Жанры живописи»
Конкурс «Творческий»
Конкурс «Чудо – узоры»