Папки-передвижки

Занятие по формированию связной речи

Екатерина Владимировна
Занятие по формированию связной речи
▼ Скачать + Заказать документы

Нвонр под редакцией профессора Р. И. Лалаевой

ВВЕДЕНИЕ.

Введение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном коррекционном процессе. Учителя не только остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования КТ в своей практике. Использование КТ в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между коррекционно-воспитательной программой и ребёнком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т. д.) позволяет:

• Повысить рост мотивации, заинтересовать детей;

• Закрепить пройденный и изучаемый материал;

Публикация «Занятие по формированию связной речи» размещена в разделах

• Сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций: внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы:

• Снять негативизм от многократных повторений заданий, особенно речевых;

• Индивидуализировать процесс коррекционного обучения (меняется содержание, уровень сложности, темп.)

• Освоить приёмы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику;

• Развивать зрительно-двигательную координацию;

• Активизировать мыслительную деятельность детей;

• Способствовать положительной динамике развития.

На суд моих коллег я представляю рядовое занятие по формированию связной речи в группе у младших школьников (2-3 классы, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные НВОНР под редакцией профессора Р. И. Лалаевой. Подробный ход занятия содержит большой объём материала, поэтому количество заданий (вопросов, предложений, текстов) я использую на своё усмотрение исходя из подготовленности группы детей.

ТЕМА. Составление предложений – полных ответов на вопросы по тексту.

ЦЕЛИ:

* формировать умение составлять полные ответы на вопросы по тексту, соблюдая правильный порядок слов;

*развивать умение распространять препредложение

*учить произносить предложение с различной интонацией;

*расширять знания детей о птицах;

*развивать слоговой анализ и синтез слов.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки на ноутбуке по теме «Птицы», карточки с текстами «Ворона», «Коллективная работа», мяч, запись на доске.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент.

Пальчиковая гимнастика комплекс №2 «Тренируем наши ручки.»

Упражнение № 5 Самомассаж (глубокий) внешней стороны кисти рук.

Исходное положение:

Положить на стол ручку горизонтально. Накрыть руку ладонью так, чтобы она оказалась у основания пальцев и зрительно делила кисть руки на две части.

Содержание упражнения:

Выпрямленными пальцами другой руки с силой нажимать, пружиня мышцы первой части кисти руки.

Переместить пальцы на вторую часть кисти и аналогичными способом попружинить мышцы.

Дозировка: 3-4 раза для каждой части кисти.

Упражнение № 6Самомассаж подушечки большого пальца.

Исходное положение:

Положить ученическую ручку горизонтально на ладонь ведущей руки – на подушечки четырех пальцев.

Содержание упражнения:

Подушечкой большого пальца перетирающими движениями, слегка нажимая, перемещать ручку вниз – вверх.

Дозировка: до 5 движений.

Упражнение № 7Пружинка.

Исходное положение:

Взять ручку вертикально подушечками указательного и большого пальцев.

Содержание упражнения:

Сжимать ученическую ручку, с силой пружиня ее, как бы желая расплющить.

Напряжение мышц при сжатии чередуется с их расслаблением.

Перехватить ручку в вертикальном положении большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим пальцем и мизинцем. Снова делать пальцами пружинящие движения.

После того как все пальцы попружинили, положить ученическую ручку на стол и стряхнуть кисть руки, расслабляя ее.

Дозировка: 2-3 раза для каждой комбинации пальцев.

Упражнение № 8 Спускаемся по лесенке.

Исходное положение:

Зажать верхний конец ученической ручки вертикально между ладонью и основанием большого пальца. Удерживать ученическую ручку в этом положении.

Содержание упражнения:

Перехватить ручку снизу другой рукой.

Продолжать перехваты ученической ручки поочередно обеими руками вверх – вниз. Движения ладоней напоминают осторожный спуск и подъем по лесенке.

Дозировка: 2-3 раза с обязательным расслаблением кисти.

Упражнение № 9 Крючки.

В а р и а н т - А

Исходное положение:

Ручку, находящуюся в горизонтальном положении, словно крючками, зацепить указательными пальцами за концы и так удерживать.

Содержание упражнения:

Попеременно отрывая пальцы – «крючки» от ручки, вновь цеплять ее, передвигая пальцы к середине до момента их сближения.

После того продолжать движения пальцами в обратном направлении, к концам ручки.

В а р и а н т – Б

Исходное положение:

Держать в горизонтальном положении ученическую ручку по центру указательным пальцем одной руки.

Содержание упражнения:

Перехватить ручку пальцем – «крючком» другой руки. Свободную руку отстранить от ученической ручки.

Движения совершать попеременно, отрывая пальцы – «крючки» одной руки от ученической ручки и вновь цепляя ее пальцем «крючком» другой руки.

Дозировка: 3-5 раз.

Упражнение № 10 Насос.

Исходное положение:

Зажать ученическую ручку в вертикальном положении четырьмя пальцами так, чтобы небольшая ее часть возвышалась над кистью руки.

Содержание упражнения:

Большим пальцем нажать на конец ученической ручки, которая чуть опустится, а другой рукой снизу подтолкнуть ее вверх и снова нажать на конец ручки большим пальцем. Двигающаяся вверх – вниз ручка похожа на работающий насос.

Дозировка: до 5 раз с расслаблением кисти руки.

На доске :

- ЖА

- РАБЛИК

- РОБКА

- ТИК

Рыдают буквы в каждой строчке.

- От наших слов – одни кусочки.

У всех у нас одно начало

И, как назло, оно пропало.

Но если вы его найдёте,

То сразу все слова прочтёте. (Я. Пишумов.)

- Догадайтесь, какой одинаковый слог пропущен в этих словах. Прочитайте слова.

- Запишите в тетрадь сначала слова из двух слогов. Все слоги слова заканчиваются на гласную (Кожа, коза.)

- Запишите в тетрадь слово, состоящее из трёх слогов, в котором все слоги слова заканчиваются на гласную (Колено)

- Запишите в тетрадь слова из двух слогов. Последний согласный слова звучит твёрдо. (Котик, кочан.)

- Запишите в тетрадь слова из двух слогов. Последний согласный слова звучит мягко. (Корень.)

- Произнесите по слогам оставшиеся слова. Запишите их в тетрадь.

(Ко-раб-лик, ко-роб-ка

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Игра «Полный ответ» (используется мультимидийное оборудование)

Назовите птиц. (смотреть презентацию)

- Дайте правильный и полный ответ на мой вопрос. Посчитайте количество слов в предложении.

На какое дерево садится ворона после дождя? (После дождя ворона садится на мокрое дерево.)

Какая птица любит блестящие вещи? (Сорока любит блестящие вещи.)

Какая птица подкладывает свои яйца в гнёзда других птиц? (Кукушка откладывает свои яйца в гнёзда других птиц.)

Какая птица охотится ночью (Сова охотится ночью.)

Какие птицы зимуют в наших краях? (В наших краях зимуют вороны, воробьи, сороки, дятлы, синицы.)

Какие птицы улетают зимовать в тёплые края? (В тёплые края улетают зимовать журавли, утки, лебеди, кукушки, соловьи, скворцы.)

Какую птицу зовут лесным доктором? (Дятла зовут лесным доктором потому, что он спасает деревья от вредных насекомых.)

- каким был ваш ответ: полным или коротким, кратким? Объясните свой ответ.

2. Физминутка.

Послушайте предложение. Дополните его одним словом, перекидывая мяч друг другу. Выигрывает тот, кто придумает самое последнее слово к предложению и повторит всю фразу правильно.

Птичка вернулась.

Птичка вернулась весной.

Птичка вернулась ранней весной.

Перелётная птичка вернулась ранней весной….

3. Подор родственных слов по данному образцу. Словарная работа.

- Отгадайте птицу:

(С, потом (Т, потом (Р, потом (И, потом (Ж). (Стриж.)

Учитель-логопед открывает на ноутбуке дидактическую картинку стрижа.

- Давайте придумаем к слову СТРИЖ родственные слова.

Стриж- стрижиха, стрижонок, стрижата, стрижиный, стрижик, стрижище, стрижоночек.

Отгадайте загадку.

Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей.

Прячется в зелёных кронах, а зовут её…. (ворона.)

Учитель –логопед открывает на ноутбуке предметную картинку картинку «Ворона.»

Ворона

- Подберите самостоятельно родственные слова к слову ворона:

Ворона – ворон, воронёнок, воронята, вороний, вороньё, проворонить….

4. Работа со скороговоркой. (используется мультимидийное оборудование)

ПРОВОРОНИЛАВОРОНАВОРОНЁНКА?

- Прочитайте. Что написано? Почему трудно понять?

- Запишите предложение правильно, обозначая начало и конец предложения.

- Прочитайте записанное предложение с интонацией повествования, восклицания, с вопросительной интонацией.

Работа с текстом «Ворона.» Полные ответы на вопросы.

Учитель-логопед использует мультимидийное оборудование для работы с текстом «Ворона.»

Ворона.

Эта птица знакома всем. У вороны сильные ноги, крупный клюв. Перья у неё обычно серые и чёрные.

Вороны живут повсюду: в лесах, в горах, в пустынях. Много ворон живёт в городах. Вороны поедают вредных насекомых и грызунов.

- Послушайте. (Текст читает учитель-логопед.)

- Прочитайте теперь вы. (Читают 1-2 ученика.)

- Что мы прочитали? (Текст.) Объясните свой ответ.

- О ком идёт речь в тексте?

- Какую пользу приносят вороны? Прочитайте предложение-ответ.

Вороны поедают вредных насекомых и грызунов.

- Сколько слов в этом предложении? (6)

- Каким был ваш ответ: полным или кратким?

- Запишите предложение, обозначьте начало и конец предложения (орфографическая диктовка ученика.)

- Подчеркните подлежащее и сказуемое.

- Составьте графическую схему предложения. Обозначьте интонацию конца предложения.

- Где живут вороны? Составьте полный ответ. (Учащиеся самостоятельно составляют полный ответ.)

- Сколько слов в этом предложении? Каким был ваш ответ: полным или кратким?

- Запишите предложение, обозначьте начало и конец предложения (орфографическая диктовка, обратить внимание на постановку знаков препинания.)

- Подчеркните подлежащее и сказуемое.

- Составьте графическую схему предложения. Обозначьте интонацию конца предложения.

- Пользуясь текстом и своими наблюдениями,устно опишите ворону. (Учитель-логопед редактирует предложения детей.)

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

-Что вы делали сегодня на занятии?

- Какими были ваши ответы?

- Какой ответ можно считать полным?

Публикации по теме:

Использование ИКТ в логопедической работе «Использование ИКТ в коррекционной логопедической работе с детьми в логопункте МБДОУ» В наше время медиа - технологий, оказывающих на ребёнка.

Презентация по зимним видам спорта В последние годы российское общество все больше приобретает черты информационного. Педагогическое направление предполагает внедрение информационно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по формированию связной речи
Опубликовано: 24 октября 2014 в 15:50
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по формированию связной речи» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Владимировна (УИ 253592) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД