Екатерина Владимировна
Занятие по формированию связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Нвонр под редакцией профессора Р. И. Лалаевой
ВВЕДЕНИЕ.
Введение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном коррекционном процессе. Учителя не только остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования КТ в своей практике. Использование КТ в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между коррекционно-воспитательной программой и ребёнком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т. д.) позволяет:
• Повысить рост мотивации, заинтересовать детей;
• Закрепить пройденный и изучаемый материал;
Публикация «Занятие по формированию связной речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
• Сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций: внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы:
• Снять негативизм от многократных повторений заданий, особенно речевых;
• Индивидуализировать процесс коррекционного обучения (меняется содержание, уровень сложности, темп.)
• Освоить приёмы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику;
• Развивать зрительно-двигательную координацию;
• Активизировать мыслительную деятельность детей;
• Способствовать положительной динамике развития.
На суд моих коллег я представляю рядовое занятие по формированию связной речи в группе у младших школьников (2-3 классы, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные НВОНР под редакцией профессора Р. И. Лалаевой. Подробный ход занятия содержит большой объём материала, поэтому количество заданий (вопросов, предложений, текстов) я использую на своё усмотрение исходя из подготовленности группы детей.
ТЕМА. Составление предложений – полных ответов на вопросы по тексту.
ЦЕЛИ:
* формировать умение составлять полные ответы на вопросы по тексту, соблюдая правильный порядок слов;
*развивать умение распространять препредложение
*учить произносить предложение с различной интонацией;
*расширять знания детей о птицах;
*развивать слоговой анализ и синтез слов.
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки на ноутбуке по теме «Птицы», карточки с текстами «Ворона», «Коллективная работа», мяч, запись на доске.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент.
Пальчиковая гимнастика комплекс №2 «Тренируем наши ручки.»
Упражнение № 5 Самомассаж (глубокий) внешней стороны кисти рук.
Исходное положение:
Положить на стол ручку горизонтально. Накрыть руку ладонью так, чтобы она оказалась у основания пальцев и зрительно делила кисть руки на две части.
Содержание упражнения:
Выпрямленными пальцами другой руки с силой нажимать, пружиня мышцы первой части кисти руки.
Переместить пальцы на вторую часть кисти и аналогичными способом попружинить мышцы.
Дозировка: 3-4 раза для каждой части кисти.
Упражнение № 6Самомассаж подушечки большого пальца.
Исходное положение:
Положить ученическую ручку горизонтально на ладонь ведущей руки – на подушечки четырех пальцев.
Содержание упражнения:
Подушечкой большого пальца перетирающими движениями, слегка нажимая, перемещать ручку вниз – вверх.
Дозировка: до 5 движений.
Упражнение № 7Пружинка.
Исходное положение:
Взять ручку вертикально подушечками указательного и большого пальцев.
Содержание упражнения:
Сжимать ученическую ручку, с силой пружиня ее, как бы желая расплющить.
Напряжение мышц при сжатии чередуется с их расслаблением.
Перехватить ручку в вертикальном положении большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим пальцем и мизинцем. Снова делать пальцами пружинящие движения.
После того как все пальцы попружинили, положить ученическую ручку на стол и стряхнуть кисть руки, расслабляя ее.
Дозировка: 2-3 раза для каждой комбинации пальцев.
Упражнение № 8 Спускаемся по лесенке.
Исходное положение:
Зажать верхний конец ученической ручки вертикально между ладонью и основанием большого пальца. Удерживать ученическую ручку в этом положении.
Содержание упражнения:
Перехватить ручку снизу другой рукой.
Продолжать перехваты ученической ручки поочередно обеими руками вверх – вниз. Движения ладоней напоминают осторожный спуск и подъем по лесенке.
Дозировка: 2-3 раза с обязательным расслаблением кисти.
Упражнение № 9 Крючки.
В а р и а н т - А
Исходное положение:
Ручку, находящуюся в горизонтальном положении, словно крючками, зацепить указательными пальцами за концы и так удерживать.
Содержание упражнения:
Попеременно отрывая пальцы – «крючки» от ручки, вновь цеплять ее, передвигая пальцы к середине до момента их сближения.
После того продолжать движения пальцами в обратном направлении, к концам ручки.
В а р и а н т – Б
Исходное положение:
Держать в горизонтальном положении ученическую ручку по центру указательным пальцем одной руки.
Содержание упражнения:
Перехватить ручку пальцем – «крючком» другой руки. Свободную руку отстранить от ученической ручки.
Движения совершать попеременно, отрывая пальцы – «крючки» одной руки от ученической ручки и вновь цепляя ее пальцем «крючком» другой руки.
Дозировка: 3-5 раз.
Упражнение № 10 Насос.
Исходное положение:
Зажать ученическую ручку в вертикальном положении четырьмя пальцами так, чтобы небольшая ее часть возвышалась над кистью руки.
Содержание упражнения:
Большим пальцем нажать на конец ученической ручки, которая чуть опустится, а другой рукой снизу подтолкнуть ее вверх и снова нажать на конец ручки большим пальцем. Двигающаяся вверх – вниз ручка похожа на работающий насос.
Дозировка: до 5 раз с расслаблением кисти руки.
На доске :
- ЖА
- РАБЛИК
- РОБКА
- ТИК
Рыдают буквы в каждой строчке.
- От наших слов – одни кусочки.
У всех у нас одно начало
И, как назло, оно пропало.
Но если вы его найдёте,
То сразу все слова прочтёте. (Я. Пишумов.)
- Догадайтесь, какой одинаковый слог пропущен в этих словах. Прочитайте слова.
- Запишите в тетрадь сначала слова из двух слогов. Все слоги слова заканчиваются на гласную (Кожа, коза.)
- Запишите в тетрадь слово, состоящее из трёх слогов, в котором все слоги слова заканчиваются на гласную (Колено)
- Запишите в тетрадь слова из двух слогов. Последний согласный слова звучит твёрдо. (Котик, кочан.)
- Запишите в тетрадь слова из двух слогов. Последний согласный слова звучит мягко. (Корень.)
- Произнесите по слогам оставшиеся слова. Запишите их в тетрадь.
(Ко-раб-лик, ко-роб-ка
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Игра «Полный ответ» (используется мультимидийное оборудование)
Назовите птиц. (смотреть презентацию)
- Дайте правильный и полный ответ на мой вопрос. Посчитайте количество слов в предложении.
На какое дерево садится ворона после дождя? (После дождя ворона садится на мокрое дерево.)
Какая птица любит блестящие вещи? (Сорока любит блестящие вещи.)
Какая птица подкладывает свои яйца в гнёзда других птиц? (Кукушка откладывает свои яйца в гнёзда других птиц.)
Какая птица охотится ночью (Сова охотится ночью.)
Какие птицы зимуют в наших краях? (В наших краях зимуют вороны, воробьи, сороки, дятлы, синицы.)
Какие птицы улетают зимовать в тёплые края? (В тёплые края улетают зимовать журавли, утки, лебеди, кукушки, соловьи, скворцы.)
Какую птицу зовут лесным доктором? (Дятла зовут лесным доктором потому, что он спасает деревья от вредных насекомых.)
- каким был ваш ответ: полным или коротким, кратким? Объясните свой ответ.
2. Физминутка.
Послушайте предложение. Дополните его одним словом, перекидывая мяч друг другу. Выигрывает тот, кто придумает самое последнее слово к предложению и повторит всю фразу правильно.
Птичка вернулась.
Птичка вернулась весной.
Птичка вернулась ранней весной.
Перелётная птичка вернулась ранней весной….
3. Подор родственных слов по данному образцу. Словарная работа.
- Отгадайте птицу:
(С, потом (Т, потом (Р, потом (И, потом (Ж). (Стриж.)
Учитель-логопед открывает на ноутбуке дидактическую картинку стрижа.
- Давайте придумаем к слову СТРИЖ родственные слова.
Стриж- стрижиха, стрижонок, стрижата, стрижиный, стрижик, стрижище, стрижоночек.
Отгадайте загадку.
Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах, а зовут её…. (ворона.)
Учитель –логопед открывает на ноутбуке предметную картинку картинку «Ворона.»
Ворона
- Подберите самостоятельно родственные слова к слову ворона:
Ворона – ворон, воронёнок, воронята, вороний, вороньё, проворонить….
4. Работа со скороговоркой. (используется мультимидийное оборудование)
ПРОВОРОНИЛАВОРОНАВОРОНЁНКА?
- Прочитайте. Что написано? Почему трудно понять?
- Запишите предложение правильно, обозначая начало и конец предложения.
- Прочитайте записанное предложение с интонацией повествования, восклицания, с вопросительной интонацией.
Работа с текстом «Ворона.» Полные ответы на вопросы.
Учитель-логопед использует мультимидийное оборудование для работы с текстом «Ворона.»
Ворона.
Эта птица знакома всем. У вороны сильные ноги, крупный клюв. Перья у неё обычно серые и чёрные.
Вороны живут повсюду: в лесах, в горах, в пустынях. Много ворон живёт в городах. Вороны поедают вредных насекомых и грызунов.
- Послушайте. (Текст читает учитель-логопед.)
- Прочитайте теперь вы. (Читают 1-2 ученика.)
- Что мы прочитали? (Текст.) Объясните свой ответ.
- О ком идёт речь в тексте?
- Какую пользу приносят вороны? Прочитайте предложение-ответ.
Вороны поедают вредных насекомых и грызунов.
- Сколько слов в этом предложении? (6)
- Каким был ваш ответ: полным или кратким?
- Запишите предложение, обозначьте начало и конец предложения (орфографическая диктовка ученика.)
- Подчеркните подлежащее и сказуемое.
- Составьте графическую схему предложения. Обозначьте интонацию конца предложения.
- Где живут вороны? Составьте полный ответ. (Учащиеся самостоятельно составляют полный ответ.)
- Сколько слов в этом предложении? Каким был ваш ответ: полным или кратким?
- Запишите предложение, обозначьте начало и конец предложения (орфографическая диктовка, обратить внимание на постановку знаков препинания.)
- Подчеркните подлежащее и сказуемое.
- Составьте графическую схему предложения. Обозначьте интонацию конца предложения.
- Пользуясь текстом и своими наблюдениями,устно опишите ворону. (Учитель-логопед редактирует предложения детей.)
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
-Что вы делали сегодня на занятии?
- Какими были ваши ответы?
- Какой ответ можно считать полным?