Лидия Березникова
Занятие по краеведению «Родной город»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни
каждого ребенка. Это период приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, время эмоционального переживания отношений с людьми, природой, окружающими предметами, собственным «Я». И как трудно пройти этот важнейший путь детства ребенку.
Тема конкретно этого конспекта - краеведение. По – моему
мнению, приобщение детей к традициям, праздникам, историческим данным, особенностям своего народа является важнейшим компонентом в полноценном развитии ребенка.
Родина, Отечество.. . В корнях этих слов близкие каждому
Публикация «Занятие по краеведению „Родной город“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Мой родной город. Конспекты
- Темочки
образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу.
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной
культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Малыш тянется ручонками к матери и отцу, чувствуя их силу,
тепло, нежность, любовь и свою защищенность. Именно с этих ощущений начинается его любовь к своей семье, родному дому, родному городу, своей маленькой Родине. У дошкольника Родина начинается с семьи и детского сада. И очень важно, чтобы она стала его первой «большой» родной Землей.
Что касается моей группы, то ее посещают 23 ребенка в возрасте от
6 до 7 лет. Уровень развития детей приблизительно одинаковый – это высокий и выше среднего. Детки все активные, любознательные, инициативные. Очень любят игры на логическое мышление, смекалку, поэтому часто в свои занятия включаю элементы игры по ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Где детям дается возможность
пофантазировать, раскрыть свои какие-то качества.
Первый этап моего занятия – мотивационный. Дети знакомятся с
гостьей и решают ей помочь определить, где она оказалась. Проводится коммуникативная игра «Давайте познакомимся».
Словесная игра «Закончи предложение».
Второй этап – это рассказ воспитателя об историческом прошлом города и его жителей. Игра по ТРИЗ «Хорошо-плохо» (развитие логического мышления, быстроты реакции, сообразительности, внимания).
Третий этап- определение по фотографиям знакомых улиц, социальных объектов, мест отдыха. Игра «Собери пазл» (развитие логики, образного мышления, умение определять место объекта и его значимость).
Четвертый этап- рассматривание фотографий с видами достопримечательностей города, определение их местоположения. Сообщение о Соборной горе, о памятнике воинам погибшим во время В. О. В.
Пятый этап – беседа о Дне рождении нашего города, март 2016г. Дети высказывают вместе с гостьей пожелания для любимого города. Чтение стихотворения о Родине.
Шестой этап – итоговый. Гостья благодарит детей за рассказ о своем городе, о некоторых памятных местах, о жителях. Она с удовольствием еще посетит его. А сейчас ей пора возвращаться домой. Прощается и уходит.
Задачи:
приоритетная образовательная область: «Познание» : уточнить и систематизировать знания детей о родном городе, его памятных местах, учить узнавать знакомые места на фотографиях.
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация»- развивать связную речь, коммуникативные навыки.
«Социализация» - прививать детям любовь к соей «малой» Родине, повторить и закрепить правила поведения в общественных местах;,
«Безопасность»- закрепить правила дорожного движения, перехода улицы.
Предпосылки УУД: умение слушать, выполнять по заданному образцу и правилу, умение оценивать свои и чужие действия, осознание своих качеств, самооценка (похвалить себя).
Оборудование: фотографии с изображением памятных мест, достопримечательностей, игра «Собери пазл», кукла, мяч, флажок.
Ход занятия:
Дети играют на ковре, раздается стук в дверь. Входит кукла, приветствует ребят, рассказывает о том что она любит путешествовать и узнавать новые места. Просит ребят помочь ей познакомиться с городом в который она попала. Воспитатель спрашивает у детей согласие и предлагает ребятам познакомиться с гостьей.
Проводится коммуникативная игра «Давайте познакомимся» (дети передают друг другу флажок и называют свои имена).
– Дети садятся на стульчики. —
- Так в какой же город попала Аня? (Отв. детей). Конечно это наш город Ржев. Добро пожаловать к нам в гости.
- Ребята, мы с вами живем в городе, как нас можно назвать? (горожане, городские жители). Мы живем в г. Ржеве как мы себя называем? (ржевитяне).
(проводится игра «Закончи предложение»)
- Мы живем (в городе).
- Наш город, какой? (красивый, уютный, зеленый, старинный и т. д.)
- Ржев расположен на реке (Волга).
- В нашем городе много (скверов, памятников воинской славы, детских садов, школ).
- В скверах бьют прохладные (фонтаны).
- Для детей устроены (площадки).
- Жители нашего города очень (приветливые, доброжелательные, гостеприимные).
- Молодцы. А кто из вас знает, почему у нашего города такое название – Ржев (по историческим данным такое название произошло от того, что в окрестностях росло большое количество ржи).
- Предлагаю гостье послушать об истории Ржева. (Наш город старинный, древний. Он зародился в 2016 году. На то время Ржев являлся небольшим поселением, он был обнесен крепкой деревянной стеной, с башенками и кремлем. Город располагался на высоком месте и вокруг него протекала глубокая река Волга.
- Ребята, а для чего городу высокие стены, глубокая река? (фото)
- На наш город часто нападали враги, они хотели захватить город и владеть им. Но ржевитяне защищали свой город и всегда побеждали врагов. (фото) За доблесть жителей городу был присвоен герб (фото). Расскажите о гербе (рассказ детей).
- Ребята, а хорошо ли быть храбрым, добрым, великодушным?
(Игра «Хорошо – плохо по ТРИЗ, в кругу с использованием мяча)
(отв. детей: дружить – ссориться; жалеть – обижать; щедрый -жадный; любить-ненавидеть; ласковый -грубый.)
- Молодцы. Немного отдохнули, а теперь продолжим знакомить Аню с нашим городом.
- Жители нашего города не только воевали, но и много трудились.
В те давние времена наш город еще назывался и «голубиным сердцем России.» Почему? (жители разводили голубей, практически во всех домах имелись голубятни с голубями, выводились новые породы, которые славились на всю Россию.) Показ фото.
- А еще жители города выращивали фруктовые сады, а из созревшего урожая изготовляли вкусную пастилу, пекли пряники и были они знамениты на всю страну.
- В окрестностях города жители Ржева выращивали лен, перерабатывали его и изготовляли крепкие веревки и канаты.
Занимались ржевитяне и гончарным промыслом и кузнецами были знатными.
-Аня, а тебе понравился наш рассказ об истории города?
-Да, очень понравился. Но мне хотелось бы узнать больше о вашем городе.
- В нашем городе есть много памятных мест. Давайте рассмотрим их изображения. (Воспитатель, дети, гостья подходят к столу где разложены конверты).
- Что такое? Здесь должны лежать фотографии? Где же они? А что это за конверты! (в конвертах разрезанные фотографии памятных мест). Придется вам ребята потрудиться и восстановить изображения. Проводится игра «Собери пазл». Дети рассказывают на какой улице находится памятник и как он называется.
– В связи с каким событием установлены все эти памятники? (В. О. В.) Да, в годы ВОВ нашему городу выпало очень трудное испытание, здесь шли кровопролитные бои. Погибло много мирных жителей и солдат, город был разрушен не осталось ни одного целого здания.
- Посмотрите, ребята на этот обелиск.
- Вы знаете, где он расположен? (отв. детей). Он
расположен на самом высоком месте города. На Соборной горе всегда тихо, спокойно, много деревьев и кустарников. Здесь очень хорошо посидеть на скамеечке, отдохнуть, подумать.
- А что это за памятник? (отв. детей)
- Правильно. Это «Вечный огонь». Как вы думаете, почему его называют «Вечным огнем?»(отв. детей). В честь кого он был
воздвигнут? (отв. детей)
«Вечный огонь» - это память о погибших воинах в годы Великой Отечественной войны. Здесь всегда лежат свежие цветы. Он горит днем и ночью.
«Что такое Родина?
Все что людям свято,
И могила павшего за Родину Солдата».
- Ну вот, Анечка, мы тебя и познакомили с некоторыми из наших памятных мест. А совсем скоро, в марте 2016г., город отмечает знаменательную дату.
- Ребята, скажите, какую дату отмечает наш город? (отв. детей).
- Правильно. Это день рождения нашего города. Ему исполнится 800 лет. А в день рождения принято поздравить именинника и
сказать ему какие-то пожелания.
(Дети по очереди произносят пожелания своему городу)
- Молодцы. Я думаю, что все ваши пожелания сбудутся, и наш город станет еще краше.
- Послушайте стихотворение о Родине:
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом,
И душистый, золотой
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды,
Звезды мира над Кремлем.
-Гостья тоже говорит пожелания нашему городу, благодарит детей за то, что они объяснили ей, где он находится, рассказали о своем городе, о некоторых памятных местах. Она с удовольствием еще посетит его. А сейчас ей пора возвращаться домой. Прощается и уходит.
- Ну вот, Анечка отправилась к себе домой, а я открою вам один секрет: в мире много прекрасных мест, но лучшее то, где ты родился, где твой дом, и где живут твои родители.