Анна Павловна Шабельникова
Занятие по ознакомлению с народной культурой и традициями «Глиняный человек»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по народной культуре и традициям.
Тема: «Глиняный человек»
Задачи:
Формировать интерес к русскому народному искусству - глиняной игрушке
Познакомить с природным материалом - глиной, её свойствами, использование в быту нашими предками
Активизировать в речи слова
Развивать желание самим создавать и творить по мотивам народного творчества.
Планируемый результат:
Публикация «Занятие по ознакомлению с народной культурой и традициями „Глиняный человек“» размещена в разделах
Проявляет познавательный интерес к русскому прикладному искусству - глиняной игрушке, к прикладному материалу - глине.
Использует в речи новые слова.
Выражает желание творить по мотивам народного творчества.
Материал: Глиняные игрушки, предметы быта из глины, сказка «Глиняный парень», плоскостное изображение горшка для лепки.
Содержание.
Бабушка Арина приглашает детей в гости, достаёт большой сундук, заглядывает в него и вынимает книжку.
Бабушка Арина: Хотите ли послушать сказку?
Чтение русской народной сказки.
«Глиняный парень».
Жили - были старик да старуха. Не было у них детей. Старуха и говорит:
- Старик, вылепи из глины паренька, будто и сын будет.
Старик вылепил из глины паренька. Положил его на печь сушить. Высох парень и стал просить есть:
- Дай, бабка, молока кадушечку да хлеба макушечку.
Принесла ему старуха это, а он съел всё и опять просит:
- Есть хочу! Есть хочу!
И съел он у старика со старухой весь хлеб, выпил всё молоко и опять кричит:
- Есть хочу! Есть хочу!
Нечего ему больше дать. Глиняный парень соскочил с печки и съел бабку с прялкой и дедку с клюкой - и пошёл на улицу. Идёт навстречу бык. Глиняный парень говорит ему :
- Съел я хлеба пять макушек, молока пять кадушек, бабку с прялкой, дедку с клюкой - и тебя, бык, съем!
Да и съел быка.
Идёт дальше. Навстречу дровосеки с топорами. Глиняный парень и говорит :
- Съел я хлеба пять макушек, молока пять кадушек, бабку с прялкой, дедку с клюкой, быка с рогами и вас всех съем!
И съел дровосеков с топорами.
Идёт дальше. Навстречу ему мужики с косами да бабы с граблями. Глиняный парень им говорит :
- Съел я хлеба пять макушек, молока пять кадушек, бабку с прялкой, дедку с клюкой, быка с рогами, дровосеков с топорами - вас всех съем!
Съел мужиков скосами да баб с граблями и дальше пошёл. Встретил глиняный парень козла и говорит:
- Съел я хлеба пять макушек, молока пять кадушек, бабку с прялкой, дедку с клюкой, быка с рогами, дровосеков с топорами, мужиков скосами да баб с граблями - и тебя, козёл, съем!
А козё л ему говорит:
- Да ты не трудись, стань под горку, а я стану на горку, разбегусь - да тебе в рот и прыгну.
Стал глиняный парень под горку, а козёл разбежался с горы да рогами в брюхо как ударит! Тут и рассыпался глиняный парень.
И вышли из брюха бабка с прялкой, дедка с клюкой, бык с рогами, дровосеки с топорами, мужики скосами да бабы с граблями.
Всех козёл избавил.
Беседа по вопросам.
Из чего был сделан парень?
Как старик сделал парня?
Выслушав ответы детей, педагог показывает ком глины.
- Глина - это материал, который даёт нам природа. Люди добывают глину под верхним слоем земли. Глина бывает разного цвета.
- Зачем же людям нужна глина?
- Затем же, зачем и старику со старухой из сказки: чтобы лепить.
- А разве можно из глины лепить?
- Можно, потому что глина - материал мягкий, податливый. Смотрите, как легко я отрываю кусочки от большого кома. (Педагог раздаёт детям кусочки глины).
- Попробуйте и вы помять глину в руках. (Дети мнут глину, отрывают кусочки).
- Какая глина? Что можно слепить из глины?
- Люди научились делать из глины много нужных и красивых предметов: кирпичи, разную посуду, игрушки и свистульки. Посмотрите!
Педагог демонстрирует разнообразные предметы, сделанные из глины, формируя начальное понятие о дымковской, каргопольской, филимоновской игрушке.
- А как козёл в сказке избавил людей от глиняного парня?
(Ударил рогами в брюхо, и рассыпался глиняный парень.)
- Значит, глина может разбиваться?
- Попробуйте бросить кусочек глины на свою дощечку. Ну как? Разбилась глина?
- Нет! В сыром виде глина никогда не разобьётся. А вот если глину высушить на печке или на солнышке, то она станет твёрдой и легко бьющейся.
- Посмотрите.
Педагог показывает детям высушенную глиняную пластину, дети трогают её руками, затем педагог разбивает её у них на глазах.
- Видите, какой интересный материал - глина? У неё есть свои секреты. Но мы их уже знаем.
- Во-первых, глина - мягкий и податливый материал, поэтому из неё легко лепить. Теперь и мы с вами будем лепить из глины много разных вещей.
- Во-вторых, глину можно сделать твёрдой, но бьющейся. Для этого её надо высушить.
- А как надо относиться к предметам, сделанным из глины? Почему?
- Запомните: с глиняными предметами надо обращаться очень бережно и аккуратно, иначе они разобьются.
- Давайте мы с вами побудем мастерами и украсим наши кувшины.
Дети украшают плоскостные изображения кувшина.