Екатерина Карасёва
Занятие по подготовке к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы
Тема: «Задания Буквоежки»
Программное содержание:
1. Закрепление знаний о пройденных звуках, буквах, упражнение в составлении и чтении слогов, слов.
2. Упражнение в делении простых предложений на слова, слов на слоги, совершенствование звукового анализа слов.
3. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, интерес к учебной деятельности.
4. Воспитывать уверенность, самостоятельность, активность.
Публикация «Занятие по подготовке к обучению грамоте» размещена в разделах
Демонстрационный материал: письма Буквоежки, фланеллеграф, буквы для фланеллеграфа, азбука, мешочек с маленькими буквами.
Раздаточный материал на каждого ребёнка: карточки для задания «Расшифруй цепочку из гласных букв», пеналы с цветными карандашами, карточки для выполнения звукового анализа.
1. Организационный момент. Введение в игровую ситуацию.
(Дети делают предположения)
- Дети, посмотрите, в шкафу нет наших прописей! Куда же они пропали?
- Ой, здесь какая-то записка. Давайте прочитаем её.
«Дорогие ребята! Я каждое занятие наблюдаю за вами. Вы скоро больше меня будете знать про звуки и буквы! Только вы не зазнавайтесь: это вы с тетрадками такие умные! А вот попробуйте без них мои задания выполнить! Выполните, так и быть верну вам ваши драгоценные тетрадки. Да, ещё за каждый правильный ответ буду возвращать вам по одной съеденной мною букве, потом они вам пригодятся. А не выполните мои задания – всё, прощайтесь со своими прописями! Узнали, кто я? Я – Буквоежка. Я и в стране Звукобуквии побывал, куда вы так любите путешествовать и там столько дел натворил! Её жители надеются на вашу помощь и спасение»
- Ну, что ребята, будем спасать наши прописи?
- Ну тогда в путь!
2. Повторение пройденного.
- Но прежде, чем мы отправимся в страну Звукобуквию, давайте освежим наши знания, чтобы нам легче было справляться с заданиями Буквоежки.
- Ну-ка, детки не зевайте, на вопросы отвечайте и по букве получайте!
- Чем отличаются звуки и буквы (Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.)
- Какие бывают звуки (Гласные и согласные.)
- Чем отличаются согласные звуки от гласных (При произнесении гласных звуков воздушная струя проходит свободно, не встречает преграду, а при произнесении согласных звуков воздушная струя встречает преграду (губы, язык, зубы)
- Какими бывают согласные звуки? (Твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими.)
3. Артикуляционная разминка.
- Нам пора отправляться в путь. Сначала мы поедем на паровозике. Занимайте свои места. (Становятся друг за другом, имитируя паровоз.)
- Мы отправляемся. Споём песенку паровоза. Повторяйте за мной. (Повторяют движения, двигаясь к фланнелеграфу)
Тук-тук-тук
Кту-кту-кту
Укт-укт-укт
Чух-чух-чух
Хчу-хчу-хчу
Учх-учх-учх
Тормозим: ч-ч-ч
4. Задание «Найди ошибки»
- Вот, мы с вами и в стране Звукобуквии. Давайте заглянем в город Гласных и проверим, всё ли здесь в порядке.
А Ю О Е И
Я У Ё Э Ы
(Нет. Буквоежка поменял местами буквы, показывающие мягкость согласных с буквами, показывающими твёрдость согласных.)
- Давайте вернём жителей на свои места.
А У О Э Ы
Я Ю Ё Е И
- А теперь, заглянем в город Согласных. По-моему и здесь побывал Буквоежка, вам не кажется?
- Что это за улица?
Б Ф Г Т Ш З
П В К Д Ж С
(Парных звонких и глухих согласных.)
- А вот и улицы непарных согласных.
Всё ли здесь благополучно? Буквоежка и здесь переставил буквы местами. Вернём их в свои дома.
(Нет звук [й] всегда мягкий и буква И краткое должна жить на другой улице.)
5. Физкультминутка.
Звуки, буквы мы спасали
И немножечко устали.
Все выходим по порядку,
Дружно делаем зарядку.
Влево – вправо! Влево – вправо!
Получается на славу!
Встали! Выдохнуть! Вдохнуть!
Теперь можно дальше в путь!
6. Упражнение «Прочитай слово и составь с ним предложение»
- Дальше мы с вами полетим на самолёте. Заводите моторы. «Ж-ж-ж У-у-у» полетели. Наш самолёт идёт на снижение, приземляемся «Ш-ш-ш».
- Мы с вами в стране Слов и Предложений. Буквоежка предлагает нам составить предложения с его словами. Что такое предложение?
(Предложение – это несколько слов, связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.)
- А вот и слова (открывает записанные на доске слова). Но вот, хитрец! Он съел в них по одной, а то и по две буквы, чтобы мы с вами не смогли их прочитать, а уж тем более составить предложения. Но не тут-то было, Буквоежка! Мои ребята умные и запросто восстановят повреждённые слова и справятся с твоим заданием!
В…С…А
М…СКВА
ГР…Ч
(Вставляют буквы. Придумывают предложения, считают количество слов в предложениях)
7. Задание «Расшифруй цепочку из гласных букв»
- Следующее задание, которое приготовил для нас Буквоежка, для внимательных глазок. Используя буквы-подсказки, впишите нужные буквы в свои геометрические формы и прочитайте цепочку из букв.
(Приложение 1)
8. Физкультминутка.
Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием, и теперь мы можем отправляться дальше на остров Звукопонимания. Чтобы нам туда попасть, надо переплыть реку.
К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись.
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это - брасс.
Одной, другой, это - кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег пустой
И отправляемся дальше за мной.
9. Звуковой анализ слова азбука.
- Вот мы и добрались до острова Звукопонимания. Буквоежка и здесь приготовил нам задание. Для начала мы должны отгадать его загадку.
- Первая книжка
Для всех детишек:
Учит — мучит,
А научит — радует.
Это книга не простая:
По ней буквы изучаю.
(Азбука)
- А теперь, покажем Буквоежке, как мы хорошо понимаем звуки, мы ведь с вами на острове Звукопонимания. Давайте сделаем звуковой анализ слова «азбука».
10. Подведение итогов занятия.
- Ой! Ребята, снова письмо! Кажется оно от Буквоежки. Прочитаем?
«Молодцы, детишки. Со всеми моими заданиями справились. В стране Звукобуквии порядок навели. А ваши тетради лежат на полке в спальне. Ха-ха-ха! А из букв, которые вы спасли, выполняя мои задания, составьте как можно больше слов за сегодняшний день, и к вечеру вас будет ждать сюрприз! Ваш друг Буквоежка.»