Занятие по познанию.

Светлана
Занятие по познанию.

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе.

Тема: «Удивительный воздух».

Цель: Формирование первичных элементарных представлений детей о воздухе через познавательно-исследовательскую, экспериментальную и игровую деятельность.

Задачи образовательной области : «Познавательное развитие».

1. Развивать познавательную активность в процессе элементарного экспериментирования.

2. Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, (прозрачный, невидимый, чистый воздух не имеет запаха, переносит запахи, безвкусный, издаёт звук при колебании,способами обнаружения в окружающей обстановке, ролью в жизни человека.

3. Развивать у детей умение решать вопросы познавательного характера и проблемные ситуации в рамках темы.

Задачи образовательной области : «Речевое развитие».

1. Научить детей делать несложные выводы в ходе наблюдений и экспериментирования, фиксировать их с помощью знаков символов на листе (собираем секреты).

2. Научить детей рассказывать о воздухе с помощью знаков- символов.

Задачи образовательной области: «Здоровье»,

1. Укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей, путём выполнения упражнений дыхательной гимнастики.

Задачи образовательной области «Социально- коммуникативное развитие».

1. Содействовать развитию эмоциональной отзывчивости,желание помочь героям : мудрой сове, лисёнку и ёжику в разгадывании загадки.

2. Воспитание культуры поведения и общения.

Предполагаемый результат.

Ребёнок

*сформирует первичные представления о воздухе,его свойствах и роли в жизни человека.

*будет уметь: решать вопросы познавательного характера и проблемные ситуации в рамках темы.

*сформирует умение : делать несложные выводы на основе полученных знаний и экспериментирования,

*научится рассказывать о воздухе опираясь в ответе на знаки -символы.

*получит практический опыт проведения экспериментов.

Мотивация: Найти ответ к загадке, узнать секреты воздуха.

Игровая сюжетная линия:Переписка с героями : лисёнком, мудрой совой,

ёжиком.

Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, веера из бумаги, тарелочка с водой, стакан, листы бумаги, карточки символы, листы бумаги.

Методы, приёмы, формы.

Словесные: загадка, беседа, рассказ, объяснение, вопросы (основные, вспомогательные, поисковые, пояснения, педагогическая оценка.

Наглядные : показ способа действий,знаки – символы.

Практические: опыты и эксперименты.

Игровые: игровая ситуация, загадка.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.

Ход занятия.

Вводная часть.

Мотивация и включение детей в деятельность.

В: Ребята сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать от кого она и что в нём написано?

Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Мудрая сова. Лисёнок,ёжик и я сейчас находимся в стране знаний. Профессор страны знаний загадал нам загадку,а отгадать нам её никак не удается. Просим вас помочь.

Он невидимый,но всё же

Без него мы жить не сможем

Окружает нас с тобой,

Не поймать его рукой.

В: Ребята, вы догадались, что это?

В : В загадке говориться о невидимом веществе которое находиться рядом с нами, рукой его не поймаешь и это невидимое ценное и важное в жизни человека.

Основная часть.

Открытие нового знания.

Воспитатель достаёт мешочек.

В: - Что находиться в мешочке?

Д: Он пустой.

В: Попробую наполнить мешочек тем невидимым, что находиться вокруг меня.

-Что теперь в мешочке? Какой он стал?

Д: Упругий, мешочек наполнился.

В: Правильно, мешочек наполнился веществом, который называется – воздух.

Включение нового понятия «воздух» в систему знаний детей и изучение свойств воздуха.

Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, проведём ряд экспериментов, которые помогут нам раскрыть его секреты.

Знаками- символами будем обозначать всё, что мы узнаем о воздухе.

Предлагаю детям обозначить воздух с помощью знака- символом.

В: Ребята, а везде ли есть воздух?

Выслушиваю версии детей.

Предлагаю детям наполним мешочки во всех местах комнаты.

-А теперь выпустите воздух. Где теперь воздух?

Д: Он снова вокруг нас.

В: Что мы сейчас узнали о воздухе?

Вывод: воздух есть повсюду, он нас окружает.

Предлагаю изобразить,то что мы сейчас узнали детям с помощью символа.

В: Ребята, скажите, а вы видите воздух глазками?

В: И я тоже его не вижу. Значит воздух какой? Какими словами можно его назвать?

Д: Невидимый, прозрачный, бесцветный, через него всё видно.

Вывод: воздух невидимый, через него всё видно.

Это качество воздуха обозначим символом, чтобы про него не забыть.

В:Ребята,а вы хотите увидеть воздух. Тогда предлагаю вам вместе со мной выполнить опыт. Для этого нам понадобиться стакан, вата и вода. Ко дну стакана я приклею кусочек ваты. Потрогайте,она сухая или мокрая (дети трогают и говоря т,что она сухая).

-Как вы думаете в стакане кроме ваты ещё что нибудь есть?

Выслушать предположения детей. Предлагаю детям проверить их ответы.

Перевернём стакан вверх дном и медленно опустим его в миску с водой, обратив внимание детей на то, что держать его нужно очень ровно.

В:Ребята,как вы думаете какой стала вата?

Д: Вата стала мокрой.

(в-ль предлагает детям потрогать).

Д: Вата осталась сухой.

В:Если вата осталась сухой значит туда не попала вода. Как вы думаете, что помешало воде намочить вату?

Выслушиваю предположения детей.

В: Правильно,ей помешал воздух,который находится в стакане.

Вывод: Воздух, который находиться в стакане, не пускает туда воду.

А как вы думаете,если опуская стакан в воду,я слегка наклоню его,что тогда произойдёт?

Дети высказывают своё мнение.

В:- А хотите проверить? (воспитатель наклоняет стакан и опускает его в воду).

-Что появляется в воде? (Пузырьки). Откуда они появились?

В: Это воздух выходит из стакана и его место занимает вода.

В :-Посмотрите,вата стала мокрой. Как вы думаете,почему?

В:- Воздух вышел,а его место заняла вода.

-С помощью опыта мы увидели пузырьки воздуха.

В: -Ребята, вы любите яблоки. Какое яблоко на вкус?

Ответы детей.

В:- Ребята, а у воздуха есть вкус?

Как мы можем это проверить? Ответы детей.

В: - Наберите ртом воздух, у него есть вкус?

Ответы детей.

Вывод: воздух не имеет вкуса, он безвкусный.

Обозначение на листе секретов.

В:-Ребята, а как вы думаете у воздуха есть запах?

-Как мы можем это проверить?

-Вдохните воздух носом.

- Что вы чувствуете?

Вывод: Чистый воздух не имеет запаха.

Обозначение на листе секретов.

- А сейчас? (воспитатель распыляет в сторону освежитель воздуха).

Д:- Воздух пахнет цветами.

В: -Почему?

Д: Вы распылили освежитель воздуха.

В: Но ведь я распылила его не на вас, а в сторону окна, почему же вы смогли почувствовать запах?

Д: -Воздух передал.

В: Значит, какой мы можем сделать вывод?

Ответы детей.

Вывод: воздух передаёт запах.

Обозначение на листе секретов.

В: - А что нам нужно сделать, чтобы воздух в нашей комнате снова стал чистым?

Д: Открыть окно и проветрить группу.

Физ. минутка с элементами дыхательной гимнастики. «Самолёт».

Мы отважные пилоты

За штурвалом самолёта. (Руками изображают,как крутят штурвал).

Самолётик-самолёт (развести руки в стороны ладошками вверх, поднимаем голову, вдох).

Отправляется в полёт (задерживаем дыхание).

Ж-ж-ж. (опускаем руки вниз, выдох).

Я налево полечу (поворот налево, вдох, задерживаем дыхание).

Ж-ж-ж (опускаем руки вниз, плавный выдох).

И направо полечу (поворот направо руки в стороны, вдох, задерживаем дыхание).

Ж-ж-ж (опускаем руки вниз, плавный выдох).

Мы летаем высоко (руки поднять вверх).

Мы летаем далеко! (Ладошки складывают,как если бы человек смотрел в бинокль).

Мы летали, утомились

И на стульчики приземлились! (Присесть).

В:- Ребята, приложите руки к груди. Что вы чувствуете?

Д: -Дыхание.

В: -Как вы думаете,что использует человек для дыхания?

В: Нет ничего на свете нужнее воздуха. Без воды человек может прожить несколько дней. Без пищи и воды несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений.

В:-Ребята, а как вы думаете воздух можно услышать?

-Вы,что нибудь слышите?

Вывод: Воздух не имеет звука.

В:-Ребята,предлагаю вам с помощью опыта услышать звук воздуха.

Приложим к губам край листа тонкой бумаги и подуйте вдоль неё так,чтобы получился звук.

-Что происходит с бумагой?

Д:- Она дрожит.

В:-Край бумаги дрожит и заставляет дрожать воздух, поэтому возникает звук.

- Приложите край листа бумаги и скажите па-па. Губы ощущают дрожание.

-Что происходит с краем листа бумаги?

-Он дрожит и заставляет дрожать,колебаться воздух.

Приложите пальцы к горлу и скажите,ощущаете дрожание горла.

Голосовые связки которые находятся у нас в горле заставляет дрожать поток воздуха, поэтому возникают звуки речи.

Вывод: Благодаря воздуху человек говорит. Звук рождается тогда, когда дрожит воздух

Заключительная часть занятия.

Пишем письмо с ответом. Дети рассказывают всё ,что узнали про воздух опираясь на символы обозначающие свойства воздуха.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГТ Тема «Человек и мир вещей»Цель: Расширять представления детей о вещах: одежде, обуви, головных уборах и их предназначении, сезонности. Закреплять.

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в средней группе Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в средней группе октябрь 2013 г. 1 неделя вторник 1.10.2013г 1. Музыкальное.

Автор публикации:
Занятие по познанию.
Опубликовано: 20 апреля 2014 в 10:32
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы

«И вот пришел победный Май, великий, долгожданный» — очередной тематический день посвящен священному для нашей страны празднику, Дню Победы. Воспользуйтесь этой специальной подборкой игр и занятий, чтобы...

9 мая. День салюта Победы на МААМ

В этот майский день вся наша огромная страна с радостью отмечает праздник Победы. Один из главных его символов и многолетняя традиция – это праздничный салют. Ему мы и посвящаем наш очередной тематический...


Горячие темочки