Туманова Лилия
Занятие по развитию речи «Времена года» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать учить детей составлению описательных рассказов с опорой на схему, развивать связную речь детей, совершенствовать внимание в словесно – логическом мышлении. Формировать у детей эстетическое отношение к природе.
Оборудование: картинки с изображением пейзажей в разное время года, картинки – шутки с изображением нелепых ситуаций (Незнайка летом едет на лыжах и т. п., схема составления описательных рассказов о временах года, фотография девочки негритянки, конверт с письмом.
Публикация «Занятие по развитию речи „Времена года“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Предварительная работа: целевые прогулки, экскурсии, рассматривание альбомов «Времена года», иллюстрации. Чтение художественной литературы о временах года, беседы, индивидуальная работа.
Ход занятия.
Организационный момент. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку о временах года.
- Снег в полях, лед на реках, вьюга гуляет – когда это бывает?
- Тает снежок, ожил лужок, день прибывает – когда это бывает?
- Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает – когда это бывает?
- Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает - когда это бывает?
1. Воспитатель достает письмо от Мери. Я живу в Африке, где целый год лето. Я узнала, что в вашей стране четыре времени года и все они разные. Расскажите мне о них, это так интересно!
Воспитатель достает из конверта фотографию девочки негритянки и показывает ее детям. Затем предлагает ребятам рассказать о разных временах года по плану – схеме и обещает записать рассказы на магнитофон.
Воспитатель выставляет на доску картины с изображением пейзажей в разное время года и схему составления рассказов. После того, как уточнены все пункты схемы и дети подготовились к рассказу, воспитатель вызывает одного ребенка и напоминает, что говорить надо четко, громко, выразительно, без остановок; затем включает магнитофон. Таким образом, спрашивают 4 – 5 детей. Слушая каждого отвечающего, остальные ребята контролируют правильность описания и, при необходимости, добавляют или исправляют рассказ. Когда все рассказы детей записаны на магнитофон, воспитатель объясняет, что отправит пленку девочке Мери в Африку (такая игра не только дает дополнительную мотивацию к составлению рассказов, но и усиливает самоконтроль детей за речью, что очень важно в подготовительной группе).
2. Игра «Что неверно нарисовал художник?»
Воспитатель выставляет на доску картинки с изображением нелепых ситуаций, например: Незнайка зимой лежит на снегу в плавках, рядом дети лепят снежную бабу, цветут ромашки, над землей летают ласточки и т. д.
Задание воспитателя: объяснить, что неверно нарисовал художник и почему так не бывает в жизни. Дети подробно рассказывают о замеченных неточностях, а воспитатель следит за правильностью аргументации и составления предложений.
3. Игра «Встаньте по порядку».
Воспитатель выставляет на доску 4 картинки с изображением природы в разное время года. Затем вызывает 4 – х детей, предлагает им взять по одной картинке и объясняет, что вызванные дети должны будут встать так, как следуют друг за другом времена года, изображенные на картинках. Игра повторяется несколько раз со сменой первого времени года в цепочке картин, и каждый раз детям предлагается объяснить, почему они встали именно так.
4. Игра «Что хорошо, что плохо?»
Воспитатель предлагает детям вспомнить погоду в разные времена года и объяснить, что хорошо, а затем, что плохо в таких явлениях, как снег, дождь, ветер, солнце. Например: дождь дает влагу растениям, моет улицы, дома – это хорошо; но под дождем можно промокнуть и простудиться – это плохо.
5. Физминутка.
Воспитатель предлагает детям представить то время года, о котором они будут рассказывать и выполнять вслед за ним движения:
Вот и наступило лето (руки вперед, в стороны)
Солнцем вся земля согрета (поворот вокруг своей оси)
Мы на солнце загораем (руки на затылок)
Землянику собираем (присесть)
Ловко плаваем в реке (движения пловца руками)
Спим, свернувшись в гамаке (руки под щеку)
6. Воспитатель предлагает детям прослушать музыку, представить себе природу в любое время года, а потом рассказать, кто что представил.
Звучит фрагмент музыки П. И. Чайковского из цикла «Времена года».
После прослушивания музыки те дети, которые хотят рассказать о своих переживаниях, фантазиях, мыслях, делятся ими с товарищами и воспитателем.
7. Итог занятия, оценка деятельности детей.