Получи документы

Занятие по экологии

Олеся Кишкинская
Занятие по экологии

Предлагаю вашему вниманию цикл занятий по одному из направлений совместной деятельности детей и педагога – выращиванию растений от семени до получения плодов.

«Живые семена».

Занятия проводятся в феврале-марте

Цель. Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур, дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их проращивание.

Материал. Стеклянные баночки с прозрачными крышками для проращивания семян, фильтр, вода, семена перца, томатов, огурцов, бобов.

Публикация «Занятие по экологии» размещена в разделах

Ход занятия.

Педагог. Сегодня мы познакомимся с очень интересными живыми существами. Они настолько маленькие, что мы порой их не замечаем. (Рассыпает на подносе семена разных растений.) Что же это?

Дети. Семена.

Педагог. Посмотрите, какие они разные. Дети рассматривают семена и сравнивают их.

Педагог. (Кладет на ладонь несколько семян). Как вы думаете, почему они не похожи?

Дети. Это семена разных растений.

Педагог. Правильно. Это семена помидоров, они маленькие, темные, круглые, немного бархатистые. Это семена перца, они тоже круглые, но желтенькие и жесткие, а это семена огурцов. Какие они?

Дети. Овальные, почти белые, с острым кончиком.

Педагог. Все семена разные, и все они живые. Сейчас семена «спят». Это может продолжаться целый год и даже больше. Но в каждом из них такая огромная «сила жизни». Если создать необходимые условия, эта сила поможет семенам дать росток, растению вырасти, зацвести, принести плоды.

Каким будет растение, и какие этапы в своем развитии оно пройдет, мы узнаем в ходе игры.

Дидактическая игра.

Цель. Познакомить детей с этапом роста и развития овощных культур (от семени до взрослого плодоносящего растения). Развивать внимание, память, мышление, формировать умение анализировать.

Материал. Серии карточек (5 штук) с изображениями стадий роста овощных культур (огурцов, томатов, тыквы, бобов).

Ход игры.

На столе вперемешку лежат карточки с изображением стадий роста растений. Каждый ребенок получает одно семя какой-либо овощной культуры. Дети подбирают карточки, которые имеют наклейку с такими же семенами. У каждого ребенка должно быть по 5 карточек.

Внимательно рассматривают карточки и раскладывают их по фазам роста растений. Рассказывают о выполнении задания. После игры подводится итог и продолжается задание.

Педагог. Мы не можем посадить семена в открытый грунт, потому что за окном зима. Но мы можем вырастить растение у себя в группе. Для этого семена надо «разбудить». Чтобы они «проснулись», поместим их в «волшебные» баночки.

Дети рассматривают баночки, описывают их.

Педагог. На дно положим круглый, мягкий фильтр и увлажним его. Семена разместим так, чтобы они не соприкасались – не мешали друг другу «просыпаться». Закроем баночку. Через несколько минут крышка запотевает. На это нужно обязательно обратить внимание детей.

Педагог. Почему крышка запотела?

Дети. Потому что наши семена дышат, они живые.

Педагог. Значит, мы все сделали правильно. Оставим семена «просыпаться».

Педагог подводит итог занятия.

«Семена проснулись».

Цель. Дать представление о состоянии семян, посадке; познакомить с ролью и значением нормы для растения, учить подготавливать почву к посеву семян; познакомить с процессом посадки.

Материал. Земля, песок, торф, известь, суперфосфат, мерная емкость для почвенной смеси; детский садовый инвентарь (маленькие совки, пленки, вода, ящики для посадки, проросшие семена овощных культур, клеёнка, тряпочки, фартуки, лейки.

Ход занятия.

Педагог. Я сегодня пришла в лабораторию, заглянула в наши семена, а там что-то необычное происходит. Посмотрите.

Дети рассматривают набухшие семена. У большинства из них появился белый «хвостик».

Педагог. Как вы думаете, что это за белый «хвостик»?

Дети. Это корешок!

Педагог. Да вы правильно догадались, конечно, это корешок. Семена показывают нам, что «проснулись» и пора сажать их в землю.

Дети. Давайте посадим.

Педагог. Семенам нужно приготовить мягкую, «вкусную» и влажную почву. Зачем им нужна такая почва?

Педагог. Чтобы корешок мог быстро расти, впитывая воду и растворенные в ней полезные вещества. Займемся приготовлением почвы. Нам понадобится торф, земля, песок и удобрения.

Дети под руководством педагога, используя мерную емкость, берут две части просеянного торфа, две части песка, одну часть земли. Все смешиваем.

Педагог. Хорошая почва получилась, но чего-то не хватает. Чего же?

Дети. Питательных веществ.

Педагог. Добавим. (Добавляет удобрения 10-12г извести и 5-6г. суперфосфата на 10кг смеси). Что ещё нужно добавить?

Педагог. Семечко и корешок живые, значит, дышат. Поэтому земля должна быть рыхлой, чтобы воздух свободно проходил. Приготовим землю, переложим её в ящик, а теперь пора сажать наши семена. Как мы будем это делать?

Педагог. Семена будем класть по одному в небольшие канавки, на расстоянии друг от друга, чтобы они не мешали, друг другу расти. Семечко следует брать осторожно, не касаясь корешка. Как мы будем класть семечко в землю? Чтобы выяснить, кто прав, я познакомлю вас с одним мальчиком, которого звали Павлик. О нем написал известный детский писатель Н. Носов в рассказе про «Репку» Павлик на даче вместе со своими друзьями посадил семена репки, которые ему купила бабушка. Они поливали грядку из лейки и смотрели, не показываются ли из земли ростки. Но прошло несколько дней, а ростков не было видно.

- Что же это такое? – говорили ребята. – Мы, наверное, зёрнышки вверх ногами посадили – вот они и растут вниз, а не вверх.

Вскоре ребята поливать огород. Никто уже не верил Павлику, что из маленьких семян может вырасти репка. Павлик подумал: «Может быть, мы и на самом деле зернышки вниз головой посадили? Разве разберешь, где у них голова, где ноги! Они маленькие!» Ещё два дня они поливали огород, а потом тоже бросили.

Один раз Павлик бежал мимо грядки и увидел, что на ней появилась зеленая травка.

- Ну вот, - сказал он, - уже наш огород зарастает травой!

Тут он заметил, что травка растет правильными рядами, будто её кто-то нарочно посадил.

- Да это наша репка растет! – закричал Павлик.

Педагог. Мальчики не знали, что семечко в земле само поворачивается нужной стороной. Самое главное не трогать и сажать аккуратно и бережно. Нужно семена присыпать землёй и ещё раз полить. Теперь осталось только их утеплить. Тепло и влажность помогут им развиваться и расти.

Публикации по теме:

Конспект занятия по наблюдению и труду в уголке природы. Посадка семян на рассаду в старшей группе П/С : познакомить детей с разнообразием семян овощных культур,дать приготовление о процессе подготовки семян к посеву. Показать что необходимо.

Мультимедийная аттестационная разработка развивающего занятия для детей подготовительной к школе группы.Мультимедийная аттестационная разработка развивающего занятия для детей подготовительной к школе группы. Данное занятие я проводила для аттестации на 1 квалификационную категорию в марте 2013 года. Это занятие является частью цикла занятий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по экологии
Опубликовано: 28 марта 2015 в 18:49
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД