Ирина Родина
Экологическое воспитание дошкольников. Конспект интегрированного занятия в средней группе «Поможем Лесовичку»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Поможем Лесовичку»
(экология + ручной труд)
Выполнил: воспитатель высшей квалификационной категории Родина Ирина Олеговна
Пр. содержание:
I. Формировать обобщённое представление о лиственных деревьях, углублять и расширять знания о видах хвойных деревьях – кедр.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников, Конспект интегрированного занятия в средней группе „Поможем Лесовичку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Средняя группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
II. Закреплять характерные особенности внешнего вида хвойных деревьев, через художественно изобразительную деятельность детей (обрывная аппликация, и создавать выразительный образ заснеженного зимнего хвойного леса.
III. Воспитывать бережное отношение к природе и потребность заботиться при необходимости. Развивать эстетическое восприятие.
Словарная работа: конкретизировать и активировать словарный запас: лиственный, хвойный, смешанный, еловый лес, хвоя, сосновый бор, пихтовый лес, лиственный, кедровый лес.
Предварительная работа: система в предварительной работе, живого наблюдения, рассматривание иллюстраций шишек, альбома «Деревья», рисование деревьев различными способами, чтение художественной литературы, загадывание загадок.
Материал к занятию : вариативная наглядность, обрывки бумаги для аппликации, кисть, клей на каждого ребёнка, грамзапись (голос деревьев, скрип деревьев, скрип шагов, вариативные контуры деревьев.
Методические приё мы: сюрпризный момент – письмо; беседа, загадки, стихи, герой Лесовичок.
Ход занятия:
Воспитатель : Посмотрите, сколько много гостей к нам пришло, давайте поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте.
(Стук в дверь, почтальон приносит письмо).
Воспитатель : Ребята, нам пришло письмо, давайте его прочитаем.
(Открывает конверт, читает).
Здравствуйте мои друзья.
Я очень хочу с вами повидаться, но прийти не могу. У меня очень много дел в лесу. Прошла снежная буря и повалила много деревьев. Надо мне обойти весь лес, и посмотреть, где требуется помощь».
Воспитатель : Как вы думаете, от кого это письмо?
Дети: От Лесовичка.
Воспитатель : А вы хотите помочь Лесовичку?
Дети: Да.
Воспитатель : Тогда давайте отправимся в лес. Собираемся Лесовичку помогать (имитируют) Пора одежду надевать,
Наденем шапку, шарф, пальто.
Но прежде чем нам в лес идти, вспомним, как будем мы себя вести.
Дети: (отвечают).
Воспитатель : И так в путь! Мы шагаем по сугробам (идут по кругу).
Снегом замело дороги.
Незавязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
Была дальняя дорога.
И устали мы немного,
На пенёчках посидим.
Всё ль в порядке поглядим.
(садятся на стульчики покрытые белой тканью).
- Какой красивый зимний, сказочный лес. Деревья стоят заснеженные, зима нарядила их в белые шубы.
- Какие деревья растут в этом лесу.
Дети: Берёза, клён, рябина, липа, осина, тополь.
Воспитатель : А как одним словом называются эти деревья?
Дети: Лиственные.
Воспитатель : Почему их называют лиственные?
Дети: У них на веточках растут листочки.
Воспитатель : Где они сейчас?
Дети: Деревья осенью сбрасывают листочки и спят до весны, зима их укрывала снегом, снег спасает их от морозов.
Воспитатель : Как называется лес в котором растут деревья с листочками.
Дети: Лиственный.
Воспитатель : Посмотрите, всё ли в порядке в этом лесу?
Дети: Да, всё в порядке.
Воспитатель : А почему вы так решили?
Дети: Нет поваленных деревьев, поломанных веток.
Воспитатель : Значит, Лесовичок здесь уже побывал и навёл порядок.
Что-то здесь мы засиделись
Нам размяться захотелось
По сугробам мы пойдём
В другой лес мы попадём
Ох, устали – отдохнём (садятся на стульчики).
Как здесь красиво, стоят лесные деревья чинно, спокойно, и среди них виднеется что-то зелёное, что это?
Дети: Это хвойные деревья.
Воспитатель : А чем хвойные деревья отличаются от лиственных?
Дети: У них вместо листьев иголочки – хвоя, они не сбрасывают хвою, хвоя не боится морозов, они не цветут, вместо цветов у них шишки, а в шишках семена.
(Грамзапись – скрип деревьев).
Воспитатель : Слышите, деревья скрипят,
С вами поговорить хотят.
Голос дерева: Отгадайте-ка ребятки
Про нас хвойные загадки,
Если деревья узнайте и загадку отгадайте,
то мы в тот же час здесь появимся у вас.
Меня всегда в лесу найдёшь,
Стою колючая, как ёж,
На мне иголки и коротки и колки
Зимой и летом зелена,
Ну что, узнали вы меня.
Дети: Ёлка.
(Появляется ёлка).
Воспитатель : Ой, вот и ёлка появилась
А сейчас послушай ё лочка ты нас:
- Давайте расскажем ёлочке, что мы знаем о ней:
Дети: У ёлки хвоя зелёная, короткая, шишки коричневые, узкие длинные похожи на морковку, лес в котором растут одни только ели называется еловым семенами шишек питаются птицы, белки, шишки.
Голос: Молодцы, а сейчас друзья вы попробуйте узнать меня.
Зимой и летом зелена, есть сестрица у меня.
Но в отличии от ёлки, у меня
Мягкие и не колючие иголки.
Дети: Пихта.
(появляется пихта).
Воспитатель : Вот и пихта появилась.
Ты послушай пихта нас
Про тебя пойдёт рассказ.
Дети: Пихта похожа на ёлку, хвоя у неё зелёная, короткая, мягкая, не колючая. Шишки растут вверх, у пихты шишки не падают целиком на землю, они рассыпаются по чешуйкам. Лес, где растут одни пихты, называется - пихтовый. В пихтовом лесу любят скрываться звери от врагов, а кабаны любят лежать на мягких ветках пихты.
Голос: А теперь моя загадка
Отгадайте-ка ребятки:
Высока, стройна, душиста.
В небо тянется она,
Ветки только на макушке
Только шапка зелена.
Дети: Сосна.
(Появляется сосна).
Голос: Отгадали, молодцы, а сейчас
Ваш послушаю рассказ.
Дети: Хвоя у сосны светло зелёная, длинная, ветки сосны находятся на самой макушке, шишки мелкие, лес, где растут одни сосны называется – сосновый бор.
В сосновом бору много грибов, ягод, белки устраивают гнёзда на этих деревьях, глухари всю зиму питаются сосновой хвоей.
Голос: Вот и мой пришёл черёд.
Отгадайте, кто вперёд.
Есть у родственницы ёлки, длинные
Не колючие иголки,
Но в отличии от ёлки, осенью желтеют
И опадают все иголки.
Дети: Лиственница.
(появляется лиственница).
Голос: Молодцы, меня узнали,
а теперь хотелось мне
Всё услышать о себе.
Дети: Хвоя зелёная у лиственницы, очень мягкая, нежная, пушистая, шишка маленькая, похожа на раскрывшуюся розу. Лиственница очень любит солнце. Осенью хвоинки желтеют и опадают. Лес, где, растут одни лиственницы, называется лиственный.
Голос: Все загадки отгадали
И о нас вы рассказали.
А за это в новый год
Ёлка в гости к вам придёт.
Воспитатель : Будем ждать её мы в гости.
Ребята, а в этом лесу есть ещё одно хвойное дерево – это кедр (показываю картинку).
Его называют «королём» хвойных деревьев, потому что он очень мощный, у него толстый, могучий ствол, ветви раскидистые густые, если медведь залезет на кедр, его даже не видно будет. Хвоя темно-зелёная очень длинная, длиннее,чем у сосны. Шишки крупные, тяжёлые (показываю).
В шишках находятся орешки, кедровые орешки съедобные и очень вкусные ими лакомятся не только звери, но и люди.
Как вы думаете, как будет называться лес в котором растут одни кедры?
Дети: Кедровый.
Воспитатель : Как хорошо в лесу душистом и морозном.
Стоят деревья в зимней тишине,
Березы, липы, ёлочки и сосны,
Как называется вот этот лес.
Скажите мне.
Дети: Смешанный.
Воспитатель : А почему его называют смешанный?
Дети: Потому что растут там лиственные и хвойные деревья.
Воспитатель : А посмотрите всё ли в порядке в смешанном лесу. Нужна ли помощь Лесовичку?
Дети: Нет, не нужна, здесь всё в порядке, нет поломанных веток, деревьев.
(звучит грамзапись вьюги).
Воспитатель : Вьюга сильно завывает (бег по кругу)
Холоднее стало (потирают руки)
Только вьюга ты ребят (размахивают руками,
Совсем не испугала.
Сильный ветер сосны крутит (повороты туловища).
Словно самый тонкий крутик,
Ёлки ветер наклоняет тоже (наклоны в стороны).
Мы ведь с вами им поможем,
Заметает всё кругом (шагают по кругу).
По сугробам мы идём.
Вот и лес, а тут беда,
Помощь наша здесь нужна (сели на ступеньки).
- Какая беда случилась в лесу?
Дети: Снежная буря повалила все деревья.
Воспитатель : Какие деревья повалила снежная буря?
Дети: Ёлку, сосну, пихту, лиственницу, кедр.
Воспитатель : Значит в какой лес мы пришли?
Дети: В хвойный.
Воспитатель : Как можно помочь?
Дети: Собрать веточки, расчистить снег с деревьев.
Воспитатель : У Лесовичка работы много
Мы сейчас ему поможем.
Наведём порядок тоже.
Ну-ка дети не сидите,
К дереву скорей спешите.
И ему вы помогите.
Приведём в порядок хвойный лес.
(Дети берут дерево, нарисованное по контуру, садятся за столы и выполняют работу обрывной аппликацией).
Воспитатель : Ой, слышите, сюда кто-то идёт, это наверное Лесовичок, давайте поспешим.
Лесовичок : Ой, кто здесь уже наводит порядок.
Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы мне помогаете. Но вам надо поторопиться, скоро солнце ляжет спать. А ты вижу уже помогла дереву, пойдём расскажи, какому дереву ты помогла (уводит первого ребёнка).
Давай полюбуемся им (прикладывает дерево Лесовичок).
- Садись с нами полюбуемся и твоим деревом.
- Какому дереву ты помогала.
- Расскажи про своё дерево, мне будет интересно.
- А ты какое дерево спас (ла)?
- А ты знаешь какому дереву ты помогал?
Лесовичок : Вот и порядок в хвойном лесе. И мы с вами повидались, а за то что вы мне помогли, хочу вас угостить шишками, шишки хоть лесные, но совсем не простые!
Дети: Спасибо.
Лесовичок : Пожалуйста.
Воспитатель : Дети, давайте попрощаемся с Лесовичком, нам пора возвращаться в д/с.
До новых встреч, Лесовичок.