Наталья Лапина
Занятие по экологическому воспитанию в старшей группе «Деревце круглый год»
▼ Скачать + Заказать документы
Деревце круглый год.
Цель: познакомить детей с изменениями, происходящими с деревьями в разные времена года. Уточнить время появления цветов, плодов, семян.
Задачи:
Публикация «Занятие по экологическому воспитанию в старшей группе „Деревце круглый год“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Образовательные: повторить с детьми названия деревьев, какие у них листья и плоды, изучить, какие изменения происходят с березой, кленом, рябиной, яблоне и елью в конкретный сезон, учить разгадывать загадки о них.
Воспитательные : воспитывать любовь к деревьям (через антропоморфизм)
Развивающие: развивать мышление и логику, развивать внимание и память детей.
Материалы: загадки о деревьях (о дереве, березе, о клене, о рябине, о яблоне, о ели); картинки деревьев (дуб, береза, рябина, клен, ель, осина, ива, листья этих деревьев (лучше из бумаги, картинки: времен года, одетые по сезонам люди; дерево в разные времена года; береза, клен, рябина, яблоня, ель в разные времена года; карточки для раздачи по количеству детей (1 комплект по 5 карточек (изменения по сезонам рябины и клена); плоды деревьев (рябина, каштан, крылатка, дуб, ель, сосна, яблоко, нарисованные сережки березы (можно все плоды нарисованные)
Ход занятия:
Дети сидят на ковре.
Воспитатель : Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы мне скажите, о чем мы с вами поговорим.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Ответы детей)
Да, ребята, правильно. Сегодня мы с вами поговорим о деревьях. Мы много раз говорили с вами, что деревья живые. Они растут, пьют воду, размножаются, чувствуют боль, радуются солнцу, ветерку, дождю, приходу весны и теплым погожим дням. Они даже чем-то похожи на нас. Ствол у дерева, как наши ноги и тело, ветки как у нас руки. Если мы с вами встанем и поднимем руки, то станем похожи на небольшие деревца. (воспитатель вместе с детьми встает и поднимает руки, «деревца» качаются от легкого ветерка)
Я сейчас проверю, помните ли вы, названия деревьев. (Воспитатель показывает по одной картинке с изображением дерева. Дети называют. Все картинки выставляются в один ряд.)
Молодцы, все помните! И сейчас мы с вами поиграем в игру «Что изменилось?» Дети смотрят на картинки деревьев, выставленные в ряд. Запоминают их расположение. И затем по команде закрывают глаза. Воспитатель меняет картинки местами или убирает какую – то картинку. Дает команду и дети открывают глаза. И называют, что изменилось в ряду картинок.
Вы все очень внимательные! И мы с вами поиграем в игру «Умные мышки». Воспитатель разбрасывает перед детьми листья деревьев. Выбранная «мышка» поднимается и тихонько выбирает один листок. А пока она выбирает, все дети шепотом говорят: «По дорожке мышка шла и листок нашла». «Мышка» говорит, что за листок и кладет к нужному дереву. (Картинки с деревьями стоят в ряд с прошлой игры) И так, пока не будут собраны все листья.
Наши мышки, действительно, оказались очень умными. И все листочки определили правильно.
Мы с вами говорили, что деревья в чем-то похожи на людей. В разное время года люди одеты по разному. Весной в легкие курточки и шапочки, колготки и штанишки; летом – в легкие платьица и шортики; осенью снова в курточки и шапочки; зимой – в теплые куртки и штаны, толстые шапки и варежки. (картинки времен года и как одеты люди в разные времена года)
Деревья тоже в разные времена года выглядят по разному. Присядьте за столы, и я вам об этом расскажу.
Весной на деревьях набухают почки и из них появляются молодые, маленькие, нежно зеленые листочки. (Картинка)
К лету листочки вырастают, и все лето деревья стоят зеленые. (Картинка)
Осенью листочки желтеют, краснеют, и опадают. (Картинка)
Зимой деревья стоят голые. (Картинка)
А теперь давайте рассмотрим на конкретных деревьях. Я вам о них буду загадывать загадки.
Белоствольная красавица,
Встала у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
Правильно, березка. Что с березкой происходит весной? (Ответы детей). Да, набухают почки, появляются первые листочки. И к концу весны у березы появляются зеленые сережки – это семена, но они еще не созрели. (Картинка)
Что с березой происходит летом? (Ответы детей) Да. Она вся в зеленой листве. И к середине лета ее семена – сережки созревают. В одной сережке огромное количество семян. Они легкие и разносятся ветром. (Картинка)
Что с березой происходит осенью? (Ответы детей) Да. Ее листочки желтеют и опадают. (Картинка)
Что с березой происходит зимой? (Ответы детей) Да. Она стоит голая. (Картинка)
Давайте рассмотрим еще одно дерево. А какое угадайте?
Стоит чудо-дерево,
На дереве – мячики :
Летом – зеленые,
Осенью – румяные.
Молодцы, конечно, это яблоня. Что происходит с яблоней весной? (Ответы детей) Конечно, сначала набухают почки и появляются молодые листочки. Еще, ребята, яблоня в конце весны цветет. (Картинки)
Что происходит с яблоней летом? (Ответы детей) Летом она стоит вся зеленая и на месте цветков завязываются (завязываются – это значит, появляются) маленькие зеленые яблочки. И все лето яблоки растут и увеличиваются в размерах. А к концу лета, началу осени они созревают. Краснеют, желтеют. (Картинки)
Что происходит с яблоней осенью? Дозревают яблоки и начинают желтеть и опадать листья. (Картинка)
Что происходит с яблоней зимой? (Ответы детей) Да, правильно. Она стоит голая. (Картинка)
И давайте рассмотрим еще одно интересное дерево.
Украшает их народ
Каждый раз под Новый год.
Вместо листиков — иголки.
Назови деревья! (Елки)
Что происходит с елкой весной? (Ответы детей) Да, елочка стоит зеленая. (Картинка)
Что происходит с елкой летом? (Ответы детей) Да, елочка стоит зеленая. У нее появляются зеленые шишки. К концу лета они созревают и становятся коричневыми, и в них созревают семена. (Картинка)
Что происходит с елкой осенью? (Ответы детей) Да, елочка стоит зеленая. (Картинка)
Что происходит с елкой зимой? (Ответы детей) Да, елочка стоит зеленая. (Картинка) Молодцы, елка у нас круглый год зеленая. Ель - это хвойное дерево, у него вместо листьев хвоинки. Все хвойные деревья вечнозеленые. То есть зеленые в любое время года.
Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Ветер в лесу»
Во дворе стоит сосна,
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она. (Стоя на одной ноге, потягиваемся,
Тополь вырос рядом с ней, руки вверх, потом то же, стоя другой ноге.)
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души,
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)
А теперь мы с вами поиграем. Игра называется «Что сначала, что потом?» Вы сами попробуете определить, что с деревьями происходит в разное время года, начиная с весны. И как всегда, чтобы угадать, что будут за деревья, я вам загадаю загадки.
Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют.
Конечно, рябина. Ваш ряд будет раскладывать картинки с рябиной. Но давайте угадаем и второе дерево.
Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет.
Воспитатель на каждый стол раскладывает вперемешку 5 карточек. 1- ветка с почками и первыми листочками. 2- белые цветы и зеленые листья. 3- зеленые ягоды и зеленые листья. 4- красные ягоды и красные листья. 5 -голые ветки и красные ягоды. Это для рябины. И 5 карточек. 1- ветка с почками и первыми листочками; 2- зеленые листья; 3- зеленые листья и плоды- крылатки; 4- желтые и красные листья; 5 - голые ветки. Это для клена. Дети должны разложить их по порядку с весны. Когда все закончили. Один ребенок рассказывает, в каком порядке он разложил. Воспитатель выкладывает на доске. Все остальные сравнивают. И так же со вторым деревом.
А теперь давайте вернемся на ковер и опять превратимся в умненьких мышек. Игра «Умные мышки» Дети садятся на ковер. Воспитатель на полу разбрасывает разные плоды деревьев и устанавливает картинки разных деревьев. Выбранная «мышка» выбирает плод дерева, а дети тихонечко говорят «По дорожке мышка шла, на дорожке плод нашла». «Мышка» говорит, что за плод и от какого он дерева. И так, пока не соберут все плоды.
Молодцы, ребята, я рада, что вы все запомнили про деревья. Как они называются, какие у них листья и плоды, какие изменения у них происходят в разные времена года. А наше занятие закончено.