Занятие с педагогами «Почему я выгораю?»

Марина Жидкова
Занятие с педагогами «Почему я выгораю?»

Цель: повышение осознанности своих мотивов профессиональной деятельности, степень их удовлетворения на работе.

Задачи:

1. Определить понятие психического выгорания, причины его возникновения, стадии и последствия;

2. Познакомить с результатами тестирования по методике В. В. Бойко на выявление степени профессионального выгорания педагогов ДОУ;

3. Самовыявление и осознание профессиональных мотивов педагогами;

4. Знакомство с теорией мотивации А. Маслоу («пирамида потребностей»);

5. Самодиагностика педагогов приверженности организации.

Оборудование и материалы:

• Магнитная доска;

• Рабочие листы на каждого педагога;

• Бланк для самодиагностики приверженности организации на каждого педагога;

• Изображение «пирамиды Маслоу».

Время проведения: 35 минут.

О синдроме психического выгорания

Психическое выгорание – профессиональная деформация, свойственная специалистам, работающих в системе «человек-человек» (воспитатели, учителя, психологи и др.). Выгорание – механизм психологической защиты (функционального стереотипа) в форме исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

В. В. Бойко активно занимался темой психического выгорания, он определил структуру синдрома в виде трех фаз: напряжение, резистенция и истощение.

Симптомы стадии «напряжения» Бойко определили так: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревожность.

Симптомы второй стадии «резистенция»: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей.

Стадия «истощение» имеет следующие симптомы: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, психосоматические нарушения.

Факторы психического выгорания

1. Личностный фактор

Синдром развивается стремительно, если работа для работника малозначима в собственных глазах. Чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия могут уберечь профессионала от выгорания.

2. Ролевой фактор

Конкуренция на рабочем месте, неслаженная работа профессионального коллектива влияют на развитие выгорания. Напротив, слаженная работа коллектива предохраняет работника от развития синдрома.

3. Организационный фактор

Организация профессионального процесса, качество управления, профессионализм руководителя, стиль его руководства непосредственно влияют на появление и развитие профессиональных деструкций.

Качества, помогающие избежать психического выгорания

1. Хорошее здоровье и сознательная забота о своем физическом состоянии (спорт, ЗОЖ);

2. Высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях;

3. Опыт успешного преодоления профессионального стресса;

4. Способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

5. Высокая мобильность;

6. Открытость;

7. Общительность;

8. Самостоятельность, стремление опираться на собственные силы;

9. Способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Далее педагоги знакомятся с результатами диагностики психического выгорания.

Затем педагогам выдаются рабочие листы.

Педагогам предлагается, работая с первой таблицей, записать ответы в форме прилагательных на следующие вопросы: Какая я на работе? Какой меня видят мои воспитанники? Какой меня видят на работе мои коллеги? Какой меня видит на работе руководитель?

Обсуждение:

• С чьей позиции было легче всего определить свои качества?

• С чьей позиции было сложнее это сделать?

• В каких колонках определения более схожи? С чем это связано?

• С чьей позиции вы больше всего себе нравитесь?

Далее предлагается ответить на вопрос «Для чего я прихожу на работу?» таким образом, чтобы в конце всех выданных ответов был тот самый, который выявляет истинный мотив осуществления профессиональной деятельности.

Обсуждение:

• Легко ли было отвечать на вопросы?

• Какой из ответов потребовал больше времени обдумывания?

• Насколько сильно отличаются первый и последний ответы?

Следующим этапом работы является знакомство с иерархией потребностей А. Маслоу, рассматривается графическое изображение, разбор положений теории потребностей. Далее педагогам предлагается отнести свои ответы к соответствующим уровням «пирамиды Маслоу» для более глубокого осознавания своих профессиональных мотивов.

Затем педагоги знакомятся с понятием приверженности (лояльности) организации, ее видами. Лояльность строится на базе степени удовлетворения в организации потребностей специалиста. Педагогам выдаются бланки самодиагностики приверженности, в которых педагоги оценивают степень значимости и удовлетворения своих потребностей в ДОУ.

Обсуждение:

• Насколько обеспечивается в ДОУ степень удовлетворенности ваших потребностей?

• Возможно ли повлиять на ситуацию?

• От кого или от чего, на ваш взгляд, зависит повышение приверженности педагогов ДОУ?

Вывод: психическое выгорание – неизбежный процесс, однако скорость этого процесса зависит от многих факторов, как личностных, так и организационных. Одним из «двигателей» психического выгорания является невозможность реализации основных потребностей специалиста в организации. Потеря мотивации лишает специалиста возможности и желания осуществлять качественно свои профессиональные обязанности. Первым шагом на пути профилактики профессиональных деформаций – является осознание специалистом своих потребностей и мотивов профессиональной деятельности.

Публикации по теме:

Очередная публикация. «Как повысить стрессоустойчивость»Очередная публикация. «Как повысить стрессоустойчивость» Доброе время суток, дорогие МАААМовцы! Спешу поделиться очередной публикацией в периодическом издании "Справочник педагога-психолога. Детский.

«Профессиональное и эмоциональное выгорание педагогов». Семинар-практикум«Профессиональное и эмоциональное выгорание педагогов». Семинар-практикум Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию практикум-семинар. Психологическое здоровье педагогов-важная сторона профессиональной деятельности.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Занятие с педагогами «Почему я выгораю?»
Опубликовано: 19 марта 2015 в 12:06
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 августа. День сбора лекарственных трав

Если вы проедете в эти дни по России, то повсюду увидите организованные «экспедиции» грибников. На обочинах трасс, вблизи рощиц и лесопосадок стоят автомобили, а по округе гуляют искатели грибов...

21 августа. День рождения поэта-песенника Юрия Энтина

84 года исполняется Юрию Энтину – поэту, на песнях которого выросло не одно поколение советских и российских детей. Написанные им слова звучат из уст Бременских музыкантов и героев сказок о приключениях...

Оформление участка своими руками
Уважаемые коллеги, здравствуйте. Предлагаю Вашему вниманию наш участок , на котором уютно расположились сделанные своими руками поделки....
Планирование по образовательной области «Физическая культура» в младшем дошкольном...
Планирование. Образовательная область «Физическая культура» в младшем дошкольном возрасте. Первая неделя 1. Построение стайкой. 2. Ходьба стайкой за...