Дубенко Лариса
Занятие «Тула — город мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное учреждение №5 «Радость»
Города Дубны Московской области
Занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Тула – город мастеров»
Разработала воспитатель: Дубенко Л. Ю.
Дубна 2014г
Занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему:
«Путешествие в Тулу – город мастеров»
Цель: рассказать детям о Туле – городе мастеров, познакомить со сладостями, которые делали в старину на Руси.
Задачи:
«Образовательные»
Публикация «Занятие „Тула — город мастеров“» размещена в разделах
- познакомить с народными промыслами мастеров города Тула;
- формировать познавательную активность;
- закрепить знания о геометрических фигурах;
- способствовать развитию желания изучать народный фольклор
«Развивающие»
- развивать речь, логическое мышление, память;
- умение высказываться по данной теме.
«Воспитательные»
- воспитывать любовь к родной земле, русскому языку, традициям;
- прививать бережное отношение к народному достоянию.
Оборудование: лодка, вывеска «Ярмарка», столы с товарами, самовар, тульские пряники, леденцы, деньги в форме геометрических фигур.
Видео изображение реки Волги, окрестности Подмосковья, города Тулы, музеи военного оружия, тульских пряников, самоваров и гармоники.
Ход занятия.
Дети под музыку входят в музыкальный зал в русских костюмах. У каждого ребенка мешок на лямке через плечо, в него дети будут складывать покупки в течение всего занятия.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня такие красивые, нарядные. А что же это за костюмы на вас? (Русские народные)
- Правильно, это русские костюмы, которые народ носил в старину. И одели мы их неспроста. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Россия – великая страна. На ее территории расположены много больших и малых городов и деревень. Все они по - своему красивы. А мы отправимся в город Тула, но не в современный город, а в те времена, когда народ ходил в таких вот костюмах. Путешествовать мы будем на лодке по нашей матушке – Волге. Занимайте места и в путь (Дети садятся в лодку.)
(Звучит тихая музыка, на экране изображение реки Волги, леса, поля)
- Посмотрите, ребята, как красиво на реке Волге.
- И как прекрасны ее просторы – леса и поля.
- А вот в дали и город показался. Пока мы к ему подплываем, я расскажу вам немного о нем. Город Тула – древний город и всегда славился своими мастерами. Разных дел мастера были. (Показ на экране музея оружия)
- Вот, например, оружейные мастера – это те люди, которые делали оружие. Но русские люди никогда не нападали на другие народы. Оружие им надо было для защиты своей земли. Вот и старались они делать оружие точное и меткое.
(Показ картинки с изображением тульских самоваров)
- Были в Туле и мастера, которые сотворили всем известный – Тульский самовар.
Самовар раздула Тула.
Тула – древняя земля –
Белой скатертью взмахнула
От Заречья до Кремля.
- А еще город славится своими печатными пряниками. Вот такими.
(Показ на экране тульских самоваров)
- Русский народ – веселый народ, всегда с песнями да плясами. Были в Туле мастера, которые гармони делали, а затем и баяны, аккордеоны.
- (На экране изображение города Тула)
- Ребята, вот и приплыли мы в славный, древний город – Тула. Сейчас мы с вами отправимся на ярмарку и купим себе чего–то вкусненького.
(Звучит песня «Коробочка». Создается атмосфера ярмарки. Выбегает Коробейник)
- Коробейник:
Здравствуйте, детишки –
Девчонки и мальчишки!
Я – Коробейник Еремей,
Подходите поскорей!
Для вас угощение знатное –
Пряники вкусные, ароматные!
(Дети с воспитателем подходят к 1 столу)
Воспитатель: Смотрите, ребята, пряники не простые – печатные, тульские, медом пропитаны, а внутри с повидлом. Как вы думаете, а почему они называются печатные? (Ответы детей)
- Правильно. Называются они так, потому, что на них есть рисунок, который напечатан с помощью формы. На дне деревянной формы специальным ножом мастера вырезали рисунок, он мог быть разным. И когда хозяюшки стряпали пряник, то с помощью формы пропечатывали рисунок на прянике. Посмотрите на пряники. Видите, на них разные рисунки.
- А хотите такой пряник купить? (Ответ детей)
- А чтобы его купить надо денежку заплатить. Возьмите денежку у себя. Форма вашей денежки должна совпадать с формой пряника.
(Дети достают картонные денежки в форме прямоугольника. У воспитателя появляется Петрушка – игрушка)
Петрушка: Привет, ребята, а что вы тут делаете?
Дети: Пряники покупаем.
Петрушка: А что такое пряник? Я его ни разу не ел. Какой он?
Воспитатель: Петрушка, пряник делают из теста, а вот какой он на вкус тебе ребята расскажут.
(Дети передают Петрушку друг другу и не повторяясь, рассказывают ему какой пряник на вкус)
Петрушка: Теперь, я знаю, что такое пряник. Он, наверное, и вправду очень вкусный. А попробовать дадите?
(Воспитатель дает пряник Петрушке, и он уходит. Раздается голос петушка)
Воспитатель: Чей же это голосок?
Это пел нам петушок.
Раньше не было ребята,
Ни конфет, ни шоколада.
Только сахар да медок.
Получился (Петушок)
(Воспитатель показывает картинку с изображением петушка на палочке)
Воспитатель: Очень любили наши прабабушки
Покупать на ярмарке петушка на палочке.
Петушок не простой, весь прозрачный, золотой.
Петушок – молодец – сладкий, вкусный (Леденец)
(Дети подходят к столу, где продаются леденцы)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему его называют леденцом?
Дети: Потому, что он похож на льдинку, такой же прозрачный и тает.
-А как вы думаете, почему делали именно петушков, а не котят, утят?
(Ответы детей)
Воспитатель: Наверное, потому, что он часто встречался в русских народных сказках, потешках. А может потому, что с петушком просыпается солнышко и начинается новый день.
Воспитатель: Петушка купить хотите? (Да)
Продавец: Тогда сказки назовите, где б встречался Петушок? А может, кто то и потешку про петушка знает?
(Дети рассказывают и покупают леденцы)
Воспитатель: А, что это так блестит и переливается на солнышке?
(Подходят к столу, где стоит - самовар и воспитатель загадывает загадку)
Сверху пар, снизу пар – кипит наш русский (Самовар)
Воспитатель: Да ведь это же тульский самовар, вот бы нам такой купить, да чаю попить.
Продавец: Самовар уж больно дорогой. За него круглую монету прошу, да песню веселую.
Воспитатель: Ребята, будем самовар покупать? Тогда монету круглую поищите, а потом и песню споем, да станцуем.
(Дети выкупают самовар, поют песню и танцуют)
Воспитатель: Но вот ребята, на ярмарке побывали, гостинцев купили, пора и домой возвращаться. Давайте, по – старому русскому обычаю поклонимся тульской земле на прощанье.
Ребенок: Будете у нас в городе Дубна - милости просим на чашку чая. Чай пить – не дрова рубить.
Воспитатель: Садитесь дети в лодку. Возвращаемся домой. Как говорят на Руси: «В гостях хорошо, а дома лучше».