МААМ-картинки

Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой.

Надежда Прокопкина
Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой.
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание: Формировать целостное восприятие художественного текста; закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров;

дать понятие: основные литературные жанры и малые фольклорные формы;

упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов, воспитывать стремление к точному словоупотреблению.

Публикация «Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой,» размещена в разделах

Предварительная работа: Заучивание загадок занятию загадка о зайце индивидуально); повторение значения литературных жанров; проговаривание и заучивание пословиц, поговорок, скороговорок, чистоговорок; чтение сказок, рассказов, стихотворений; драматизация сказок.

Материал к занятию :

Для воспитателя:

1. Игрушка зайчик;

2. Иллюстрации к сказке;

3. Две шапочки «зайца»;

4. Портрет писателя Мамина- Сибиряка.

Для детей:

1. Альбомный лист;

2. Графитный карандаш.

Ход занятия.

1. Организация детей.

Вступительная беседа.

-Сегодня на занятии мы познакомимся с ещё одной сказкой, но сначала давайте вспомним: «Какие литературные жанры вы знаете

(басня, сказка, рассказ, стихотворение, поговорки, пословицы, скороговорки, песенки).

-Назовите знакомые поговорки, пословицы.

(1. При солнышке тепло, при матери добро.

2. Труд человека кормит, а лень портит.

3. Знай больше, а говори меньше.

4. Семеро одного не ждут.

5. Не умеешь шить золотом, так бей молотом. И др.)

-Вспомните скороговорки.

(1. На горе дубы, под горой грибы.

2. Хорош пирожок, внутри творожок.

3. Прохор и Пахом ехали верхом.

4. У осы не усы, не усищи, а усики.

5. Ест киска суп из миски,

Сыта киска, пуста миска.

6. Взял Валерка тарелку,

Взял Валерка поднос,

На подносе Валерка мне тарелку принёс. И др.

-Уточняю знания детей о жанровых особенностях.

1. Что такое сказка?

(Сказка-это выдумка, где животные разговаривают, одеваются в одежды; происходят сказочные превращения. В сказке помогают героям животные. Добро побеждает зло. В сказке есть начало (зачин) и конец.)

2. Что такое рассказ?

(В рассказе нет чудес и сказочных превращений. В рассказе говорится о том, случилось в жизни или могло бы случиться. В рассказе нет сказочных выражений.)

3. Что такое стихотворение?

(Литературное произведение написанное в стихотворной форме).

4. Что такое басня?

(Это короткая поучительная история. В басне говорится о животных, подразумеваются люди.)

-Запомните, ребята! Сказка, рассказ, стихотворение и басня-это основные литературные жанры. А все остальные жанры относятся к малым фольклорным формам.

-А теперь назовите сказки о животных и волшебные сказки.

(Конёк-Горбунок, Сивка-Бурка, Кот в сапогах, Крошечка Хаврошечка, Царевна лягушка, Сказка о рыбаке и рыбке).

2. Основная часть.

Загадка: Что за зверь лесной встал как столб перед сосной,

И стоит среди травы, уши больше головы (заяц).

-Назовите сказки, в которых одним из персонажей является заяц?

(Колобок, Теремок, Рукавичка, Заюшкина избушка и др.)

-Каким показан заяц в этих сказках?

(В этих сказках заяц показан слабым, трусливым, пугливым.)

-А теперь послушайте новую «Сказку про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост».Написал её писатель Мамин- Сибиряк.

1. Показ фотопортрета автора;

2. Чтение сказки;

3. Беседа по содержанию:

-Каким показан заяц, когда он был маленьким?

(когда заяц был маленьким он был трусливым. («Родился заяц в лесу и всего боялся»).

-Что решил заяц когда вырос?

(Он решил, что больше не будет никого бояться. Залез на пенёк и стал кричать об этом на весь лес).

-Расскажите, как хвастался заяц и как слушали его другие зайцы?

(Сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи.)

-Обратите внимание, что в сказке сказано разными словами, как собирались зайцы на поляну: сбежались- молодые зайчата,

приплелись- старые зайчихи.

-Подумайте, почему так сказал писатель?

(Старые зайцы не могут быстро бегать –они приплелись, а молодые зайцы шустрые, резвые и бегают они быстро- они сбежались.)

-Как вы думаете, какими словами можно сказать, как шли на поляну взрослые зайцы?

(Взрослые зайцы шли на поляну важно, солидно, неспеша.)

-Забрался заяц на пенёк и стал хвастаться своей храбростью, а что же произошло дальше?

(Другие зайцы не видели, а заяц- хвастун заметил волка и со страху подпрыгнул вверх, как мячик и упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся ещё раз в воздухе, а потом задал такого стрекача, что кажется был готов выпрыгнуть из собственной кожи).

-А что в это время делал волк?

(Он бежал в другую сторону. Когда заяц упал ему на лоб, волку показалось, что в него кто то выстрелил. Он убежал.)

-Где нашли зайца-хвастуна?

(Он лежал в ямке под кустом, еле жив от страха. Он услышал, что про него зайцы говорят и сам поверил, что никого не боится.)

-Можно ли сказать, что заяц в конце сказки стал храбрым?

(Нет. Потому что он со страха упал волку на лоб.)

3. Физкультурная минутка.

Зайцы скачут скок-скок-скок

Да на беленький снежок

Приседают слушают, не идёт ли волк?

Раз- согнуться, разогнуться,

Два- нагнуться, потянуться,

Три- в ладоши три хлопка.

Головою- три кивка!

На четыре- руки шире!

Пять, шесть- тихо сесть!

4. Упражнение «Как ты понимаешь это выражение?».

1. «Ушла душа в пятки.» (Испугался)

2. «Задал стрекача.» (Очень быстро убежал.)

3. «Выбился из сил.» (Устал, нет сил.)

4. «Задрать нос.» (Гордиться собой)

-Составьте предложения с этими выражениями.

( например: «Я так испугался большого паука, что душа ушла в пятки.»

«Играя в догонялки я так долго и быстро бегал, что выбился из сил.» и др.)

5. Игра- пантомима: «На что похоже?».

Один ребёнок изображает хвастливого зайца, а другой- перепуганного, трусливого.)

-Какого по характеру зайца показал Павлик?Аня?

6. Самостоятельная работа детей. (Дети изображают на своих листах разнохарактерных зайцев.

7. Итог.

-Что нового узнали на занятии?

-С каким произведением познакомились?

-Кто автор сказки?

-Что понравилось на занятии больше всего?

-На занятии все работали хорошо, старались. Узнали много нового, многое повторили. Все молодцы!Всем спасибо!

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД «Художественная литература» по программе «Детство» Образовательная область «Чтение художественной литературы»: Художественная литература 1 раз в месяц (4-я неделя месяца) Сентябрь «Детский.

Перспективный план по разделу программы «Ознакомление с художественной литературой» для детей средней группы с ЗПР, ЗРР. Перспективный план по разделу программы «Ознакомление с художественной литературой» для детей средней группы с ЗПР, ЗРР (По программе М. А. Васильевой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой.
Опубликовано: 10 декабря 2012 в 13:48
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой.» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Прокопкина (УИ 27352) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД