Елена Чистякова
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области:
Познание, Коммуникация, Здоровье.
ЦЕЛЬ: Уточнить представления детей о непростой жизни «зимующих» птиц;
нацелить детей на помощь «зимующим» птицам.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
1. Уточнить и закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах.
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
2. Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.
3. Закрепить понятие «зимующие» птицы.
4. Учить воспринимать предложенную воспитателем ситуацию, принимать в ней участие, выполняя определенную роль.
Развивающие:
1. Развивать речь, память, познавательные способности, мимику.
2. Стимулировать использование детьми в активной речи слов: зимующие, перелетные, холодно, голодно, морозная, корм, кормушки.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к птицам.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: шапочка сороки, иллюстрации с изображением: ласточки, кукушки, цапли, воробья, синицы, снегиря, вороны; модели с видами питания зимующих птиц; разрезные на части (голова, туловище, хвост) птицы : воробей, синица, снегирь, ворона; «кормушки» из цветного картона для птиц.
ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, макеты деревьев, магнитная доска, ребенок в роли сороки, скамейка, два пенька.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: разучивание чистоговорки про ворону, беседа с детьми о птицах, рассматривание картин, иллюстраций с изображением птиц.
Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дети входят в группу, садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, вы слышите какой – то звук?
(в это время влетает Сорока, трещит) :
Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?
Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?
Дети: Сорока.
Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Сорока!
Воспитатель: Что случилось, Сорока?
Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.
Воспитатель: Давайте, ребята, вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Раз, два, три, вокруг себя повернись, на лесной опушке окажись!
Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит аудиозапись с голосами птиц.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот мы и оказались в лесу! Слышите голоса? Это нас лесные птички встречают. Радуют нас своим пением! Ребята, а голоса каких птиц мы можем услышать зимой?
Дети: воробья, синицы, вороны, сороки и т. д.
Воспитатель: А мы можем зимой услышать голос ласточки, кукушки, цапли?
Дети: нет.
Воспитатель: Почему? (ответы детей)
Правильно дети потому что, эти птицы улетели в теплые края, они очень боятся холода и морозов, которые приносит с собой зима.
Д/игра «Разложи правильно картинки» (птиц).
Ребята посмотрите. Сорока перемешала все картинки с птицами, которые остаются зимовать и, которые улетают в теплые края. Давайте поможем ей разложить их правильно (вызываю два ребенка).
Воспитатель: А теперь давайте проверим, правильно ли вы разложили картинки.
Ребята, а вы знаете как одним словом можно назвать птиц, которые улетают в теплые края?
Дети: Перелетные птицы.
Воспитатель: А как можно назвать птиц, которые остаются зимовать?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы! А теперь пойдемте дальше. Смотрите, скамеечка стоит, садитесь, ребята на скамеечку.
Воспитатель: А что это за конверт под деревом лежит?
Дети приносят конверт.
Воспитатель: Кто же его оставил? Это конверт от старичка Лесовичка. Что же в нём лежит? Ребята, а вы загадки отгадывать любите?
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится-
Собирает крошки,
По ночам кочует-
Зернышки ворует. (Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
Спинка зеленовата, животик желтоват,
На голове чёрненькая шапочка, да ещё полоска шарфика. (Синица)
Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая. (Ворона)
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Почему их так называют?
Дети: Потому что остаются зимовать.
Воспитатель: Ребята, зима бывает суровая, вьюжная, морозная, снежная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?
Дети размышляют.
Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.
Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Правильно, ребята. (Говорит таинственным шёпотом). Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается?
Воспитатель рассказывает, что воробьи питаются зёрнышками, крошками. Давайте договоримся их обозначать (выставляет карточку с моделью на магнитную доску).
Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало, его обозначим :
Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины, их обозначим :
Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим :
Воспитатель: Давайте теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите, кто чем питается. Я карточки перемешиваю. Кто хочет их расставить?
Дети выходят по одному, выбирают карточку-модель, называют, что на ней обозначено и говорят, какая птица этим питается.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! (Говорит таинственным голосом). А вы знаете, птицы тоже умеют играть. Один раз я подсмотрела, как играли вороны, хотите, я вас научу?
– Сорока, давай играть вместе с нами.
Физкультминутка «Вороны».
Вот под ёлочкой зелёной
Скачут весело вороны.
Кар-кар-кар (громко)
Кар-кар-кар (громко)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают.
Кар-кар-кар (тихо)
(дети прыгают, летают, затем садятся и затихают, закрывают глаза).
Воспитатель: А мы еще знаем с вами чистоговорку про ворону, давайте ее расскажем.
«Проворонила ворона вороненка».
(предлагаю детям используя карточки с изображением «радости», «грусти», рассказать чистоговорку то радостно, то грустно). Дети рассказывают по желанию показывая «радость», «грусть».
Сорока: А что это за конверт опять под деревом лежит?
Воспитатель: Это опять конверт от старичка Лесовичка. Что же в нём лежит?
Ребята, старичок Лесовичок хочет посмотреть, сможете ли вы, собрать целую картинку птичек из разрезных частей.
Проводится д/игра «Собери правильно картинку».
Воспитатель: Если сложить части птицы, то получится целая птица. Её нужно посадить в кормушку. А как узнать какую птицу нужно посадить в кормушку? (Есть подсказка – символ).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы и с этим заданием хорошо справились, то- то удивится старичок Лесовичок. Птиц вы покормили, давайте угостим Сороку, ей тоже будет нелегко зимой.
Дети угощают Сороку семечками.
Сорока: Спасибо, ребята за угощение. Теперь я всем расскажу, почему не все птицы улетели и что они едят. До свидания, ребята!
Дети прощаются с Сорокой.
Воспитатель: Ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три, вокруг себя повернитесь, в детский сад возвратись!
Итог
Воспитатель:
– Каких птиц вы повстречали в лесу?
– Как можно назвать их одним словом?
– Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц. Я для них приготовила угощение.
•
Кого угостим салом?
•
Рябиной?
•
Зернышками?
•
Кусочком яблока?
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо сегодня отвечали, справились и с заданиями старичка Лесовичка.
Тут опять прилетает Сорока и приносит угощение (конфеты) для детей от старичка Лесовичка, угощает детей и улетает.