Карнаухова Елена Викторовна
Занятие во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Русская народная игрушка – матрешка»
Цель: познакомить с русской народной игрушкой-матрешкой. приобщать детей к устному народному творчеству,декоративно-прикладному искусству;
Задачи:
Познакомить детей в сказочной форме с народным промыслом – игрушкой матрешкой; дать детям элементарные представления о многообразии русской матрёшки и ее внешнем виде. Учить детей рассматривать матрешку; учить внимательно слушать речь воспитателя.
Публикация «Занятие во второй младшей группе „Русская народная игрушка — матрешка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способам приложения, обозначать результаты сравнения словами больше - меньше, столько - сколько; совершенствовать умение различать круг, треугольник; продолжать учить сравнивать два предмета по высоте, обозначать результаты сравнения словами высокий - низкий, выше - ниже.
учить выделять некоторые знакомые детям детали русского костюма (сарафан, платок, колпак, фартук, видеть их красоту;
Продолжать расширять и активизировать словарный запас. Способствовать развитию речи детей и мелкой моторики рук при рисовании; развивать память, мышление, творческие способности детей; развивать умение выделять некоторые детали костюма, определять цвет;
Приобщать детей к культуре родной страны; Воспитывать интерес к народному творчеству; воспитывать самостоятельность, активность, творческое воображение. воспитывать уважение к труду народных мастеров
и любовь к народным игрушкам;
Словарь: румяные, розовые, алые щечки, матрешка, деревянная, русская народная игрушка.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: матрешка грустная и веселая;
корзинка, Кукла-Петрушка, звукозапись песни «Матрешки»
Раздаточный материал: матрешки деревянные (по 1шт. каждому); яблочки деревянные (по 3шт. каждому ребенку); геометрические
фигуры: круг, треугольник; гуашь,салфетки ватные палочки, не раскрашенные бумажные силуэты матрешек по количеству детей.
Ход:
- Воспитатель обращается к детям: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся
Доброе утро всем, кто проснулся,
Доброе утро, кто улыбнулся,
Глазки откройте и посмотрите,
Мы всех вас любим, и вы нас любите!
- Ребята, сегодня мы поговорим об игрушке. О какой? О ней я загадаю загадку Слушайте внимательно:
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются …матрёшки!
- Правильно. Это матрёшка.
- А где же наши красивые матрешки Даша, Глаша и Дуняша? Куда они пропали? Давайте их позовем – похлопаем в ладоши, не слышно и не видно; давайте, потопаем, не слышно и не видно. Что же делать?
Появляется игрушка Петрушка :
- Я знаю, я знаю!
- Кто это, ребята? (предположения детей)
- Я забавная игрушка, а зовут меня Петрушка! Мой забавный колпачок лихо сдвинут на бочок! Я знаю, как найти матрешек – надо позвонить в волшебный колокольчик!
Дети звонят в колокольчик, слышен шорох. Петрушка подсказывает:
- Слышу шорох в спальне… за дверью…
Дети находят красивую коробку, открывают, достают матрешек
- Вот они, где спрятались
-Ребята, а вы знаете секрет у нашей русской народной игрушки – матрёшки?
- А сейчас я расскажу про секрет куклы-матрёшки. Что внутри этой матрешки? Давайте посмотрим (воспитатель трясет матрешку)
Разломила пополам:
Интересно, что же там?
Там еще одна матрешка,
Улыбается, смеется,
Хоть и жаль ее ломать,
Будем дальше разбирать.
Разбираем и считаем
Раз, два, три
-Как много получилось матрешек! А как вы думаете, кто из них самая старшая (воспитатель вызывает одного ребенка)
-А почему? (Она большая.)
-А это матрешка средняя. (если ребенок затрудняется ответить, воспитатель подсказывает)
-А какая матрешка самая младшая (воспитатель вызывает ребенка)
- А почему? (Она самая маленькая.)
- Сколько матрешек? (Много)Любят матрешки хороводы водить. Постройте матрешек в ряд друг за другом. Одинаковые ли, они по высоте? (Разные). Покажите мне самую высокую матрёшку. (Дети поднимают вверх высокую) Какая она? (Высокая) А теперь поднимите вверх низкую матрёшку и т. д.
Петрушка: Для матрешек у меня есть угощение–наливные яблочки.
- На нижнюю полоску положите яблочки для матрешек? Всем хватает? (Нет, одной матрешке не хватает)
- Что можно сказать про матрешек и яблочки? (яблоком меньше, чем матрешек)
- Что надо сделать, чтобы всем хватило яблок? (Нужно дать ей тоже яблоко).
- Сколько матрешек и яблок стало? (поровну).
Ребята, давайте мы подарим нашим матрешкам подарок –бусы. Посмотрите, у вас на тарелочках лежат геометрические фигуры, вот из них мы и выложим бусы для матрешек. Вы внимательно слушайте, какую фигуру я буду называть, такую фигуру вы и выкладывайте у себя на столе. (Дети выкладывают бусы, после, сравнивают с образцом). – красный круг, синий треугольник, красный круг, синий треугольник и т. д. Вот какие вы молодцы.
Петрушка спрашивает у детей:
- А с ними можно играть?
-Конечно, можно, Петрушка.
- Наши дети умеют ловко и быстро разбирать и собирать матрешки.
Дидактическая игра «Кто быстрее соберет матрешку».
- Молодцы, ребята!
- А сейчас я предлагаю вам поиграть и немножко отдохнуть. Давайте с вами побудем матрешками. (дети стоят возле стульев)
Физкультминутка «Матрешки».
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки.
На ногах сапожки
Топают матрешки
Влево, вправо наклонились
Всем знакомым поклонились
Девчонки озорные,
Матрешки расписные
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки
- Из чего сделаны матрешки (Из дерева) Значит, какие они? (Деревянные) Матрешка деревянная. (повторить всем вместе)
- Молодцы, конечно деревянные. Сначала из дерева делают фигурки, затем фигурки расписывают.
- Какие они становятся? (Нарядные, красивые, цветные, яркие). Посмотрите, во что одета эта матрешка?
- У каждой матрешки на голове платочек, яркий сарафан, праздничный фартук. Какие общие элементы (рисунки) вы видите? (Цветы, ягодки, листики.) -Наряд у матрешки какой? (яркий, красивый)
- Были такие матрешки раньше самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается. Матрешка одета в русский народный костюм. У нее нарядный яркий сарафан, украшенный цветами, красивый платок.
Очень любим мы матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткут и прядут,
Сами в гости к вам идут.
- Ребята, а вам нравится матрешка? (ответы детей)
-А какое настроение у матрешки, как вы думаете? (веселое)
-Почему вы так думаете? (она улыбается)
-Да, матрешка улыбается, у нее хорошее настроение и она очень любит играть и танцевать.
Петрушка: - Ребята, к нам в гости пришли веселые матрешки-подружки, а у меня почему-то грустные (воспитатель берет у Петрушки заготовки матрешек).
-Посмотрите на этих матрешек, и на этих, чем они отличаются (матрешки не нарядные, у них не украшены сарафаны)
-Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые, как их деревянные подружки (ответы детей)
-Поможем матрешкам, украсить сарафаны (ответы детей)
Пройдемте к столам, и каждый украсит свою матрешку.
- А рисовать мы будем «волшебными палочками».
На столах разложены заготовки матрешек по количеству детей, ватные палочки, гуашь.
Пальчиковая гимнастика.
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять,
Кулачки разжали-сжали,
Кулачки разжали-сжали.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Дети украшают своих матрешек. (включить звукозапись песни»Матрешки»)
-Петрушка: Молодцы, какие теперь красивые получились у вас матрешки!
Посмотрите, они нам улыбаются! И сарафаны получились красивые, нарядные. Спасибо вам.
-Матрешкам и Петрушке пора прощаться и отправляться к своим друзьям, чтобы поскорее рассказать им про нашу группу, им очень понравилось, и они обязательно к нам придут в гости поиграть.
-Давайте, скажем им до свидания!
-Назовите мне русскую народную игрушку, о которой мы сегодня говорили? (ответы детей).Из какого материала делали матрешку? Какие узоры на сарафане у матрешки? Какие вы у меня молодцы, ведь вы очень старались и помогли Петрушке развеселить его матрешек.