Елена Фатхеева
Занятие-экскурсия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Деревья в нашем парке весной»
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое и нравственное здоровье детей является главной целью деятельности педагогического коллектива МБДОУ «Голчачак» с. Шаршада В достижении этой цели немаловажную роль, как мы считаем, играет экологическое воспитание. Умение общаться с природой в практической и повседневной жизни-это прямой путь к сохранению и укреплению здоровья. А способность эмоционально воспринимать природу, радоваться проявлениям ее красоты и неповторимости-залог нравственного здоровья. Очевидно, что сформировать осознанно правильное отношение дошкольников к природе, ее явлениям и объектам можно только на примерах, которые он наблюдает повседневно. Наше село расположено на территории Кичкетанского заказника, на берегу реки Иж. Дети много знают о работе заказника, о редких животных, птицах и насекомых, занесенных в Красную книгу и охраняемых государством. Свою работу воспитателя в экологическом направлении я начала с создания экологической тропы. Среди домов и улиц, у пруда и парка с вековыми соснами был проложен маршрут, на котором встречались интересные природные объекты, главным образом растительные.
Публикация «Занятие-экскурсия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Деревья в нашем парке весной“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Деревья весной. Весенние цветущие деревья
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Расскажу о маршруте передвижения детей подготовительной группы (весной) по экологической тропе.
Продолжительность экскурсии-1 час 10 минут. 4 остановки, все объекты рассматриваются в соответствиями с сезонными изменениями.
1. Остановка «Ива». Воспитатель обращает внимание на внешний вид дерева. Рассказывает: «Весенний праздник ивы начинается в марте, дерево одевается в пушистые сережки с густым запахом, напоминающим запах меда. Не более недели продолжается ее цветение, но за это время ива становится царицей леса. Посмотрите: опавшие сережки устлали землю, будто старой слежавшейся ватой, а кое-где повисли на ветвях. Постойте рядом с ивой, послушайте, как суетится вокруг дерева бесчисленное мелкое население, разбуженное весенним теплом, послушайте, как гудит само дерево. Знаете, что это за шум? Это пчелы. Им нет числа, перепачканные пыльцой, они снуют в ветвях»
Воспитатель предлагает детям собрать упавшие сережки, рассмотреть их, понюхать, поискать почечные чешуйки, которые защищают сережку от холода. Сообщает: сережка растет, чешуйка-колпачок лопается, сережка опадает, и появляются зрелые семена. Из коры ивы получают дубильный экстракт для выделки кожи; листья, богатые витаминами А и Е, служат кормом для коз и овец; пчелы собирают нектар с цветов дерева-получается замечательный ивовый мед.
Воспитатель обращает внимание на выступающие корни дерева. Ива защищает речные берега от разлива, ее корни удерживают песок и глину. Обращает внимание на гибкость веток-они используются для плетения корзин, мебели. В народе ее ласково называют «ивушка плакучая» за тонкие гибкие спускающиеся ветки.
Ребенок читает стихи Л. Судаковой:
Возле речки, у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Может ей кого-то жалко,
Может ей на солнце жарко?
Может ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может ива хочет пить?
Может нам пойти спросить?
После экскурсии (уже в группе) воспитатель обсуждает с детьми приметы весны, загадывает загадки: «Вода с гор потекла-весну принесла», «Весна красна цветами, а осень-пирогами», «Тонкая красавица косы распустила, зеленые веточки до земли спустила» (ива).
2. Остановка «Сосна». Дети рассматривают дерево. Затем воспитатель рассказывает: «Век обыкновенной сосны-300-500 лет. Растет она и за Полярным кругом, и высоко в горах, и в болоте и на жарком юге. Но вот мириться с задымленным воздухом не может, поэтому в городе ее встретишь редко. Сосна-светолюбивое дерево, самый светлый бор-сосновый (предлагает детям оглянуться, сказать, светло ли в этом месте). Сосну опыляет ветер, разнося пыльцу на многие километры. На востоке ее считают деревом, приносящим счастье; во многих странах она символ долголетия и величия». Воспитатель загадывает загадку: «Все паны поснимали кафтаны, один пан не снял кафтан (хвойные деревья).
3. Остановка «Дуб». Дети рассматривают дуб, отмечают его характерные особенности, затем воспитатель рассказывает: «Весной, когда кругом все цветет, дуб еще долго стоит голым. Теплолюбивый дуб ждет, когда наступит устойчивое тепло. Дуб живет очень долго-до 1000 лет. У старых дубов стволы достигают нескольких метров в поперечнике. В толщину дуб растет до самой смерти, а в высоту-100-200 лет. Поэтому дуб у всех вызывает ощущение мощи, надежности, постоянства. Дуб светолюбив: когда света вдоволь, его ветки опускаются до земли»
Воспитатель предлагает детям взяться за руки, встать вокруг дерева, подойти вплотную к стволу, прижаться к нему, почувствовать его тепло-дерево дает силу тем, кто приходит к нему с добрыми намереньями. Обращает внимание на могучий ствол, ветки, говорит, что древесина используется в судостроении, авиации, как топливо, как лекарственное средство.
4. Остановка «Береза». Ребенок читает стихи Л. Судаковой:
Тонкая береза ростом невеличка.
Словно у подростка у нее косичка.
Деревце на славу за год подросло,
До чего кудряво, до чего бело!
Если б дали березе расческу,
Изменила б береза прическу.
В речку как в зеркало глядя,
Расчесала б кудрявые пряди.
И вошло б у нее в привычку
По утрам заплетать косичку.
Воспитатель обращает внимание детей на сок, струящийся из нечаянно сломанной веточки, объясняет, что ни в коем случае нельзя делать зарубки для получения сока, дерево долго болеет и может даже погибнуть. Детям предлагается отгадать загадку: «Меня вы узнаете по простой примете: нет дерева белее на белом свете» (береза)
Воспитатель читает стихотворение Р. Рождественского «Березка» :
Чуть солнце пригрело откосы,
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
В заключение воспитатель поясняет: в России березу издавна считают символом страны, ее воспевают в песнях, о ней слагают стихи, сочиняют сказки, придают ей живой образ. Любят ее за красивый стан, прямой ствол, чистоту и свежесть. Береза дает чудесный сок, из бересты делают туески, из почек-лекарство.
Воспитатель проводит с детьми на поляне подвижную игру, после этого дети возвращаются в детский сад.