Папки-передвижки

Конспект занятия «Знакомство с русским народным фольклором»

Светлана Анатольевна Синкина
Конспект занятия «Знакомство с русским народным фольклором»

Занятие

«Знакомство с русским народным фольклором»

Цель: Ознакомление с малыми фольклорными жанрами

Задачи:

1. Продолжать формировать представление детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных жанров (колыбельных, потешках, небылицах, загадках, скороговорках, считалках, пословицах);

2. Объяснить назначение колыбельных, потешек, небылиц, загадок, скороговорок, считалок, пословиц, потешек;

Публикация «Конспект занятия „Знакомство с русским народным фольклором“» размещена в разделах

3. Активизировать словарь детей: фольклор, изголовьице, колыбель, потешать, небылица, чистоговорка;

4. Воспитывать стабильный интерес детей к устному народному творчеству.

Оборудование: русские народные костюмы для детей, воспитателя, атрибуты деревенской избы (печь, лавки, дорожки, самовар, посуда, игрушки, колыбель, куклы, карточки с пословицами, ромашка-скороговорка, карточки с картинками – отгадками.

Ход занятия:

I этап. Организационный

Воспитатель в русском народном костюме сидит в горнице. Входят дети.

- Гости в дом – хозяйке радость! Здравствуйте, дети, здравствуйте, гости дорогие! Проходите в мою горницу (Горница – это комната в русской народной избе, где люди жили, садитесь на лавочки (есть печь, полка с крынками, прялка)

Слушайте да смотрите внимательно!

Будет у нас беседа занимательна!

Кто ушки хорошо раскроет,

Много всякой всячины усвоит.

А кто невзначай уснёт,

То ни с чем и уйдёт!

- Дети, а вы заметили, какие у меня гости сидят? Не знаете их? Это Дед Дрёма и Бабушка Загадушка. Они пришли к нам, чтобы посмотреть какие вы толковые да внимательные и принесли с собой корзинку-копилку, куда будут складывать ваши знания об устном народном творчестве –загадках, потешках, считалках. Поможем им наполнить копилку? (Подхожу к изображению цветка)

Сегодня мы погорим с вами о жанрах устного народного творчества.

То, что слышали, читали, знали - повторим.

Во саду ли, в огороде девица гуляла.

Во саду ли, в огороде цветочки поливала.

Один цветочек сорвала и нам передала. (Показываю цветок)

II этап. Основная часть.

1. Вступительное слово

- Лепестки на нашем цветочке не простые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному цветку русского фольклора. Попробуем, ребята? А для этого нам надо выполнить задания.

В самой серединке цветка написано слово «фольклор». Вы знаете, что оно означает? (Это устное народное творчество)

Ребята, если вы заметили, что и Дед Дрема, и Бабушка-Загадушка, и я, и вы все одеты в русские народные костюмы. И говорить мы будем о русском народном творчестве. Слово «фольклор» в переводе с английского – «народная» мудрость.

Волшебное царство народного творчества необъятно. Оно складывалось столетиями. Фольклор – это сказки, загадки, пословицы, считалки, колыбельные, потешки. Всё это переходило из уст в уста (устами раньше называли губы)из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушки к внукам.

2. Работа с жанром колыбельная.

Сейчас мы познакомимся с самым первым жанром, который вы слышите в вашей жизни Ваши самые близкие люди: бабушка и мама знакомят вас с ним.

(Звучит аудиозапись колыбельной песни)

Ребята, что это за песни, которыми убаюкивают? (ответы)

Колыбельная – это песни, которыми убаюкивают маленького ребёнка. А что такое колыбель? Так в старину называли кроватку для малышей. В моей горнице тоже сеть колыбель. Русская слово колыбель от слова «Колыбать» - качать.

Ребята, давайте попробуем уложить куклу спать и спеть ей колыбельную?

Кто ещё знает колыбельную песню?

(дети поют колыбельную «Баю - бай», «Люли-люли»)

Когда поют колыбельные песни и кому? (ответы детей)

Эти колыбельные мы положим в корзинку-копилку. А на нашем фольклорном цветке откроем слово колыбельная.

3. Работа с жанром «Потешка»

Ты расти, расти, сынок, Ах, ты моя девочка,

Как пшеничный колосок. Золотая белочка,

Чтоб тебя отец любил, Сладкая конфеточка,

За проказы не бранил, Сиреневая веточка.

Чтобы мама берегла,

Каждый день блины пекла.

Как вы думаете, что я читала? Это потешка, следующий фольклорный жанр. Потешка от слова тешить, потешать. Это весёлые стихи, которые в старину пели мамы и бабушки малышам. Потешки говорили, когда малыша одевали, купали, причёсывали. Говорятся потешки ласково и нежно.

И вот наша кукла проснулась. Не все дети любят умываться, а умываться надо, вот и придумали для этого потешку про умывание (дать куклу Вике).

Умыли куклу, нужно её причесать. Причёсываться дети тоже не любят. Для этого есть своя потешка. (передать куклу Тане).

Так что же такое потешка? (ответы детей)

Давайте откроем ещё один лепесток нашего цветка русского фольклора. Наша корзинка-копилка пополнилась словом потешка.

3. Работа с жанром «Небылицы».

А сейчас давайте посмотрим мультфильм.

(просмотр мультфильма «Небылицы»)

Как вы думаете, это могло быть на самом деле? Как называется жанр, который мы посмотрели? Это небылицы – весёлые рассказы в стихах о том, чего не было. Небылица – выдумка, а быль – это то, что было на самом деле. Небылицы рассказывают, чтобы повеселиться. Кто из вас знает небылицы?

(Небылицы рассказывают Света и Кристина)

Давайте, ещё раз повторим, что такое небылицы. Открываем лепесток небылица.

4. Работа с жанром «Считалка»

А теперь встанем в круг.

Шёл баран по крутым горам,

Вырвал травку, положил на лавку,

Кто её возьмёт, то вон пойдёт

Что я делала сейчас?

Название следующего жанра произошло от слова «Считать». Называется он – считалка. В наше время этим жанром пользуются только дети, а возникли считалки в глубокой древности. В те времена многие виды работ были не только трудными, но и опасными для жизни. А делать эту опасную работу кому то надо было, вот и придумали способ распределения работы – считалку. И никому не обидно.

А где сейчас мы используем считалку? (в игре)

(Игра «Жмурки»,считает Женя, Ксюша, Максим

выбирают голящего с помощью считалки)

Дети сами могут придумывать считалки, появляются всё новые и новые!

Послушайте мои считалки и скажите, какая считалка новая, а какая старинная.

Сказки, сказки, мультики, Внучка, бабка, дедка,

Мы взяли в руки пультики, Посадили репку.

Раз, два, три, четыре, пять. Выросла их репка

Будем кнопки нажимать. Сладкая и крепкая.

Ты - принцесса, ты – король, Посадили огурец,

Ты – злодей, ужасный тролль, Вот и вышел молодец!

Ты – весёлый покемон,

Выходи из круга вон!

Давайте повторим, что такое считалка и добавим новый лепесток на нашем цветке. Хорошо пополняется корзинка у Бабушки Загадушки и Деда Дрёмы.

5. Работа над жанром «Загадка».

Чтобы открыть следующий лепесток, я предлагаю просто поиграть. У вас есть картинки. Я читаю стихи, а кто-то из вас, поднимет ту картинку, о чем идет речь.

1. Не куст, а с листочками, 2. Два братца, пошли в воду купаться.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает. 3. Цветное коромысло, через реку повисло.

4. Стоят столбы белёны, на них шапки зелёны.

5. У маленькой скотинки, сто серебряных монеток на спинке.

6. Сидит Ермошка на одной ножке,

На нем сто одежек и все без застежек. 8. Шубка серая для лета,

7. В синей чаше, алый мяч Для зимы другого цвета.

Он и светел и горяч.

Дети, а что мы сейчас делали?

В русском фольклоре загадки – весёлая игра, умная забава. Загадки родились от слова «гадать», «загадывать».

Итак, загадка – это мудрёный вопрос, требующий ответа.

Видите, даже нашу бабушку зовут Загадушка. Как вы думаете, почему?

Открываем новый лепесток загадка.

6. Работа с жанром «Скороговорка».

У меня в руках волшебная ромашка-скороговорка от слов «скоро говорить». Это ещё один жанр русского фольклора. Скороговорки – это игра, где нужно быстро произнести слова. Запомнить их не просто, а выговорить – язык сломаешь. Говорить их надо не только быстро, но и правильно, чётко. Их ещё называют чистоговорки.

Дети, вам нужно разделиться на две группы. Каждая возьмёт по лепестку ромашки, на них записаны скороговорки. Нужно потренировать и хором произнести скороговорку 3 раза.

(Работа в группах над скороговоркой)

Дети, как нужно говорить скороговорки?

У нас появился новый лепесток скороговорка.

7. Работа с жанром «Пословица».

Последний жанр называется пословица. Пословица – это источник мудрости, знаний о жизни.

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Не спеши языком, торопись делом.

Без пословицы, речь не молвится.

Пословицы украшают нашу речь, учат жить, веселят, помогают в беде.

(Игра «Узнай пословицу по картине»)

Давайте подведём итог, что такое пословица?

Открываем наш последний лепесток пословица.

Посмотрите какой красивый получился цветок и корзинка полным- полнёхонька. Бабушка Загадушка и Дед Дрёма очень рады.

III Закрепление нового материала.

Сегодня мы с вами говорили о русском фольклоре. Мы назвали не все жанры, их очень много, о них мы поговорим в следующий раз. А чтобы вы не забыли фольклорные жанры, давайте их закрепим:

(дидактическая игра «Угадай. Что это?»)

Баю-бай, баю-бай,

Ты собачка не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Таню не буди.

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Снег идёт, жара такая,

Птицы с юга прилетают,

Всё вокруг белым, бело,

Лето красное пришло.

Под горою у реки

Живут гномы-старики.

У них колокол висит,

Позолоченный звонит:

Диги-диги-диги-дон,

Выходи скорее вон!

Зимой и летом, одним цветом.

Кукушка кукушонку,

Купила капюшон.

Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда.

IV. Заключительный этап.

Вот и подошли к концу наши посиделки. Порадовали вы меня гости дорогие, играли, работали всем на удивление, заслужили угощение, а угощения для вас припасли Бабушка Загадушка да Дед Дрёма.

Давайте посмотрим, что у них в корзинке-копилке?

(Угощение петушками)

Спасибо за работу!

Публикации по теме:

«Песочная живопись» по русским народным сказкам. Фотоотчет«Песочная живопись» по русским народным сказкам. Фотоотчет Театр! Как много значит слово Для всех, кто был там много раз! Как важно и порою ново Бывает действие для нас!Ю. Ким На протяжении многих.

Сценарий развлечения по русским народным потешкам «В гости к бабушке» для детей 2 летСценарий развлечения по русским народным потешкам «В гости к бабушке» для детей 2 лет Развлечение по русским народным потешкам «В гости к бабушке» для детей 2 лет. Цель: формировать связную речь через устное народное творчество.

Фотоотчёт о мастер-классе для педагогов по русским народным играмФотоотчёт о мастер-классе для педагогов по русским народным играм Фотоотчёт о мастер-классе для педагогов по русским народным играм Важной частью национальной культуры являются игры. Игра – это школа воспитания.

Конспект НОД «Путешествие по русским народным сказкам» Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с понятием «устное народное творчество». 2. Уточнить и обогатить знания детей о русских.

Конспект НОД во второй младшей группе «Путешествия по русским народным сказкам»Конспект НОД во второй младшей группе «Путешествия по русским народным сказкам» Конспект НОД во 2 младшей группе «Путешествия по русским народным сказкам». Цель: закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях.

Квест-зарядка по русским народным сказкамКвест-зарядка по русским народным сказкам Организация образовательной деятельности с использованием квест технологии. Выполнила воспитатель Клюканова П. В. Квест (заимствование.

Конспект игрового занятия «Путешествие по русским народным сказкам» Путешествие по русским народным сказкам Возраст:6-7 лет. Форма проведения: образовательное событие. Вид детской деятельности: игровая.

Сценарий театрализованного представления по русским народным сказкам «В поисках сказки»Сценарий театрализованного представления по русским народным сказкам «В поисках сказки» Цель: обобщить знания детей старшего дошкольного возраста о русских народных сказках. Задачи. -Вызвать положительный эмоциональный отклик,.

Конспект занятия «Знакомство с мужским русским народным костюмом». (Занятие №1) Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный Название проекта: «Русский народный костюм» Возраст детей: 5-6 лет Цель: познакомить.

Знакомство с мужским русским народным костюмом. Занятие №2 «Верхняя мужская одежда» Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный Название проекта:«Русский народный костюм»Возраст детей: 5-6 летЦель:познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство с русским народным фольклором»
Опубликовано: 3 апреля 2022 в 12:48
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД