МААМ-картинки

Застенчивость и особенности ее проявления у дошкольников

Людмила Яковлевна
Застенчивость и особенности ее проявления у дошкольников

Застенчивость как черта личности является отображением взаимодействия социальных и личностных факторов. Данные исследований показывают, что число людей, считающих себя застенчивыми, растет. Застенчивый человек сосредоточен на своих переживаниях, и сам не делает шагов навстречу другим людям. Ему бывает трудно кого-либо пожалеть, т. к. он склонен считать себя наиболее несчастным и обиженным. Они невероятно скованны, напряжены, неуклюжи; их лицо маловыразительно, голос тусклый, сдавленный.

Публикация «Застенчивость и особенности ее проявления у дошкольников» размещена в разделах

По мнению Ф. Зимбардо: «Застенчивость – не личностное расстройство, а определенная черта, связанная со стремлением избегать или уклоняться от социальных контактов».

Выдающийся российский дефектолог Кащенко В. П. пишет: «Застенчивость – это тяжелое психическое состояние, которое может влиять на наше мышление, задерживая, расстраивая его ход, может действовать вопреки желаниям на чувства, эмоции и, наконец, вызывать у нас неловкие, вынужденные движения руками, ногами, головой».

Некоторые психологи (Дэниэлс и Плоимин) считают, что застенчивость определяется и генетическими факторами. Нельзя недооценивать средовых факторов. Как правило, застенчивые люди считают любую возникшую перед ними задачу необыкновенно трудной, они уверены в своей способности, достичь чего-либо в жизни. Именно этим можно объяснить медлительность движений застенчивых людей. Они любыми способами и под любыми предлогами пытаются уйти от выполнения конкретных задач.

Ребенок почти все усваивает по принципу подражания. Он переносит полученные от взрослых впечатления на все, что его окружает, поэтому причиной детской застенчивости может стать родительская тревожность и авторитарность. Бывает, что застенчивость маскирует повышенную ранимость, обидчивость. Ребенок не стремится быть первым, но боясь неудач, не дает к себе прикоснуться, избегает контактов.

Дети с бедной фантазией, недоразвитым мышлением, медленной реакцией уклоняются от общения потому что, не знают, что сказать и как поступить. Есть сверхзастенчивые дети, которые общаются с людьми только по своему выбору, чаще всего с домашними. Такое отклонение называют «избирательным мутизмом». Для такого ребенка избирательное общение – это лишь способ утвердить свое «Я», эффектное средство манипулирования взрослыми. Часто у «мутистов» обнаруживаются «железная» воля и очень властный, упрямый характер.

У застенчивого ребенка занижена самооценка, он ощущает свою неполноценность, ему кажется, что он хуже других и поэтому не решается проявить себя.

Девочки более застенчивы, чем мальчики, застенчивость мальчиков вызывает, куда большее беспокойство родителей. У нас традиционно считается, что застенчивость – это привлекательная женская черта, а застенчивый мальчик особенно остро переживает «девчоночье» чувство.

Давление со стороны окружения могут спровоцировать у детей агрессивное поведение. Если ребенок не способен адекватно и эффективно противостоять пренебрежительному отношению к себе, то эмоция смущения может перерасти в эмоцию гнева. Накапливаясь, он, в конце концов, выходит из-под контроля и проявляется в виде вспышки «бешенства» или в немотивированных актах жестокости, насилия.

Эмоция смущения проявляется уже на самых ранних этапах жизни человека. Первые признаки смущения может заметить уже к четырехмесячному возрасту, однако в явном виде смущение обнаруживается у детей ко второму году жизни. Оказывается, что застенчивость скрывает психологические трудности.

Интенсивное, частое переживание смущения негативно действует на психическое здоровье и может привести к его нарушениям. Ребенок, которого ругают за любой промах, за каждую ошибку, за плохо пересказанную сказку. Неудачный рисунок начинает заранее ждать неудачи. И если для личности ребенка характерна такая черта, как застенчивость, то жесткий, авторитарный стиль воспитания вызывает появление личной тревожности.

Центральное место в эмоции смущения занимает ощущение беззащитности в ситуации социального взаимодействия. Это чувство заставляет избегать контактов с другими людьми или рвать их, если они возникли.

Смущение у разных людей проявляется по-разному. По этому признаку К. Изард выделяет два типа смущения: социальное смущение и личностное смущение. При смущении первого типа люди больше обеспокоены тем, как окружающие воспринимают их поведение, насколько они могут соответствовать ожиданиям окружающих в той или иной ситуации социального взаимодействия. Их тревожит, какое впечатление они производят на людей.

При втором типе смущения основной проблемой является субъективное чувство дискомфорта, само переживание смущения. Внешне эти люди вполне успешны, в ситуациях, связанных с социальным взаимодействием, но на самом деле до совершенной нелюдимости дело не доходит. На самом деле у застенчивых людей сильна тяга к общению, т. к. им доставляет радость общение с членами своей семьи, друзьями, т. е. с теми, с кем он хорошо знаком. Но при контакте с незнакомцем они просто не умеют установить контакт и сами от этого страдают. Застенчивые люди обладают повышенной чувствительностью. Они болезненно реагируют на критику в свой адрес. Легко впадают в уныние.

Зимбардо описывает смущение как «состояние повышенной индивидуализации, при котором человек обостренно воспринимает изоморфизм между эго и каждым своим поступком. Это означает, что застенчивый человек воспринимает критику или неприятие любого своего действия так, как если бы объектом критики была его личность». Таким образом «Я» очень уязвимо. Застенчивые люди описывают себя как неуклюжих, неадекватных, говорят о том, что боятся злых языков, не умеют настаивать на своем, и обречены на одиночество.

Одна из функций эмоций приспособительная : эмоции участвуют в процессе обучения и накопления опыта. Возникшие в результате взаимодействия организм со средой они способствуют закреплению полезных навыков и действий, заставляют уклоняться от вредоносных факторов. Смущение оберегает ребенка от вступления в контакт с незнакомым человеком, т. к. он таит в себе потенциальную опасность.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Консультация для родителей «Как преодолеть застенчивость и неуверенность детей» Застенчивость - это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Эта черта свойственна, по крайней мере,.

Консультация и презентация для родителей «Как преодолеть застенчивость и неуверенность детей»Консультация и презентация для родителей «Как преодолеть застенчивость и неуверенность детей» Улыбнусь – непроворная, жесткая, Не в улыбку улыбка моя, Пошутить захочу – шутка плоская: Покраснею мучительно я! Николай Некрасов Цель:.

Конспект занятия «Связная речь дошкольников и ее особенности» Связная речь дошкольников и ее особенности Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно.

Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Особенности сюжетного рисования старших дошкольниковОсобенности сюжетного рисования старших дошкольников Особенности сюжетного рисования старших дошкольников Основной целью сюжетного рисования является обучение ребенка передавать свои впечатления.

Родительское собрание «Возрастные особенности дошкольников пяти-шести лет. Подготовка к новому учебному году»Родительское собрание «Возрастные особенности дошкольников пяти-шести лет. Подготовка к новому учебному году» .

Сценарий праздника «17 февраля — День спонтанного проявления доброты»Сценарий праздника «17 февраля — День спонтанного проявления доброты» Без добра на этом свете Жить не могут даже дети! Потому что доброта- Бескорыстная черта! Нас бы не было сейчас Будь она чужой для нас! Мы.

Социальные особенности общения дошкольниковСоциальные особенности общения дошкольников Главным условием успешной социализации ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются навыки общественного поведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Застенчивость и особенности ее проявления у дошкольников
Опубликовано: 2 ноября 2020 в 12:07
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД