Папки-передвижки

Здоровье дошкольника

Людмила Белик
Здоровье дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

В современном российском обществе сохраняется неблагоприятная демографическая ситуация. При этом по определению экспертов ВОЗ, демографический потенциал страны определяют дети в возрасте до 5 лет включительно, т. е. дети именно дошкольного возраста.

ВОЗ констатирует: «Проблема сохранения жизни и здоровья детей в возрасте до 5 лет является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом; инвестиции в здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения».

Публикация «Здоровье дошкольника» размещена в разделах

Ребенок, при поступлении в дошкольное образовательное учреждение, большую часть дня проводит в этом учреждении и все жизненно важные процессы, такие как кормление, организация прогулок, обеспечение двигательной активности, проведение закаливающих процедур, осуществляются в детском саду. Таким образом, основная ответственность по сохранению и укреплению здоровья дошкольников, ложится на плечи специалистов детских садов, что требует тщательного наблюдения за состоянием здоровья детей с целью ранней диагностики, своевременной коррекции и профилактики начальных признаков патологических отклонений в организме ребенка.

Программа «Здоровье дошкольника» направлена на сохранение, укрепление здоровья ребенка в дошкольном учреждении и предполагает следующие направления работы:

1. Проведение комплекса мероприятий, направленных на снижение адаптационного стресса:

• проведение комплекса педагогических и медицинских мероприятий;

• создание оптимальных условий пребывания ребенка в детском саду.

2. Профилактика гриппа и ОРВИ:

• проведение специфической и неспецифической профилактики; респираторных инфекций;

• проведение индивидуальных мероприятий группы ЧБД и детей с хронической патологией;

• проведение комплекса закаливающих процедур.

3. Профилактика ОКИ и паразитарных инвазий:

• проведение санитарно-гигиенических мероприятий;

4. Профилактика йоддефицитного состояния:

• обеспечение поступления йода в организм ребенка с продуктами питания.

5. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата:

• создание оптимального двигательного режима;

• обучение родителей, детей и педагогов комплексам специальных физических упражнений.

6. Контроль и проведение сбалансированного питания.

7. Оказание психолого-медико-педагогической помощи детям:

• выявление детей с отклонениями в развитии,

• направление на проведение комплексного диагностического обследования в условиях лечебного учреждения;

• разработка рекомендаций по проведению коррекционно-педагогической помощи;

• проведение комплекса мероприятий по подготовке ребенка к школе.

Мероприятия Программы «Здоровье дошкольника» проводятся специалистами дошкольного учреждения в соответствии с годовыми планами.

Снижение адаптационного стресса.

Мероприятия, направленные на снижение адаптационного стресса у детей, с первых дней посещения дошкольного образовательного учреждения ведут работу педиатр, медицинская сестра, воспитатель, методист и психолог. Во время адаптации проводятся принципы щадящего режима пребывания: постепенный прием вновь поступающих детей в группу, кратковременное пребывание впервые дни. Ежедневно ведется наблюдение за состоянием здоровья ребенка, психологическим статусом, состоянием сна, аппетита, контакта с взрослыми и детьми в группе и т. д.

Проводятся индивидуальные беседы с родителями по адаптации малыша. После завершения адаптации проводится анализ по каждому ребенку. Специалисты дают рекомендации по дальнейшему обучению и оздоровлению воспитанников, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Профилактика ОРВИ и гриппа.

Грипп и ОРВИ до настоящего времени остаются одной из самых актуальных проблем, нанося огромный ущерб, как здоровью детей, так и экономике в целом. Высокая заболеваемость гриппом и ОРВИ среди детей дошкольного возраста, требует проведение целого комплекса профилактических и противоэпидемиологических мероприятий. Сочетание вакцинопрофилактики и неспецифической профилактики дает наибольший эффект, снижается заболеваемость при сезонных подъемах респираторных инфекций, длительность течения заболевания, уменьшается количество осложнений после перенесенного заболевания. Кроме этого, необходимо проводить работу, направленную на профилактику гриппа и ОРВИ, и среди персонала дошкольных образовательных учреждений. Большое значение для профилактики имеет создание благоприятных условий в помещениях для пребывания детей:

1. соблюдение санитарно-гигиенических требований,

2. все помещения ДОУ неоднократно проветриваются (в отсутствии детей, применяется сквозное и угловое проветривание,

3. поддерживается оптимальная температура воздуха в пределах 19-22 градусов,

4. создание условий для оптимальной двигательной активности ребенка.

Особая роль принадлежит мероприятиям по закаливанию детей. Используются различные виды закаливания:

• проведение утренней гимнастики под музыкальное сопровождение;

оздоровительные прогулки на свежем воздухе;

• умывание прохладной водой перед каждым приемом пищи;

• полоскание рта и горла прохладной подсоленной водой;

• воздушные ванны до и после сна, на занятиях по физической культуре;

• ходьба босиком в обычных условиях, по ребристым дорожкам до сна и

после сна, на занятиях по физической культуре;

• контрастные ножные ванны по специальной методике;

• точечный массаж БАТ по методу Уманской;

• проведение гимнастики пробуждения;

• С-витаминизация 3 блюда;

• фитотерапия;

• пальчиковые игры

Большое внимание должно уделяться детям, состоящим на диспансерном учете, но группе ЧБД, и имеющим хронические заболевания. Но оздоровление и закаливание необходимо проводить индивидуально, с учетом состояния здоровья детей и рекомендациями участкового педиатра.

Иммунопрофилактика.

Новое тысячелетие человечество встречает на фоне дальнейшей интенсификации иммунопрофилактики. Борьба с ведущими инфекционными болезням, включенными в расширенную программу иммунизации ВОЗ, уже привела к впечатляющим успехам: в настоящее время этими прививками охватывается более 80% детского населения мира. Профилактика инфекционных заболеваний в детском саду является важнейшим разделом в работе медицинского персонала детского сада. Она ведется по двум направлениям: проведение иммунизации и противоэпидемических мероприятий. Вакцинопрофилактика занимает приоритетное положение среди мер, неправленых на снижение заболеваемости от инфекционных заболеваний.

Организация физической культуры дошкольника.

Физическое воспитание детей должно быть направленно на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств. Организованные формы двигательной активности должны включать: утреннюю гимнастику, физические упражнения в помещении и на улице, подвижные игры, физкультминутки, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику и т. д.

Медицинский работник, осуществляя наблюдения на занятиях физической культурой, должен ознакомиться с планом занятий, проверить соответствует ли план и содержание занятий требованиям программы для детей данного возраста, а также соответствуют ли применяемые упражнения данному возрасту, состоянию здоровья и уровню физической подготовки детей.

Проводится исследование стопы методом плантограмы среди детей старших и подготовительных групп. На основании исследования, проводится анализ, выявленные направляются на консультацию к ортопеду, создается группа, для занятий ЛФК для укрепления мышц стопы.

Организация питания.

Рациональное питание детей дошкольного возраста – необходимое условие гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды.

Основные принципы организации питания в ДОУ следующие:

1. Адекватная энергетическая ценность рациона;

2. Сбалансированность рациона;

3. Максимальное разнообразие рациона;

4. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд;

5. Обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания.

Республика Саха Якутия относится к йоддефицитным регионам. Недостаточное потребление йода приводит к тяжелым заболеваниям сердечно-сосудистой системы, болезням эндокринной и других систем организма, к существенной потере интеллектуального и образовательного потенциала. Необходимо проведение скрининговых исследований щитовидной железы дошкольников, диспансерного наблюдения и специального лечения под наблюдением врача-эндокринолога а также в включение в рацион продуктов богатых йодом.

Заключение.

В процессе воспитания и оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущества хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях, походах. Важно также постоянно стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнением. Следует подчеркнуть, что родители – непременные участники процесса формирования установки на здоровый образ жизни в семье. В сохранении здоровья не менее важен образ жизни, под которым следует понимать достаточную двигательную активность, рациональное питание, продуманный режим дня, отсутствие вредных привычек. Педагоги и медицинские работники в детском саду должны работать в тесном сотрудничестве с родителями, т. к. последние наиболее заинтересованы в сохранении здоровья своего ребенка.

Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников обусловлена еще тем, что этот период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе. От состояния здоровья, достигнутого уровня физического и психического развития, во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам.

Публикации по теме:

Конкурс Календарь Страны Мастеров (апрель–июнь)Конкурс Календарь Страны Мастеров (апрель–июнь) Сроки приёма работ — до 20 марта 2012 года (включительно). Очень интересный конкурс, я там уже участвую, но нужна регистрация! Желаю.

Участие в конкурсах на других сайтахУчастие в конкурсах на других сайтах С 1 июня по 1 июля 2012 года на детском сайте "Креатив" проходил Международный творческий конкурс «Лето - это маленькая жизнь». На конкурс.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровье дошкольника
Опубликовано: 25 февраля 2014 в 15:30
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровье дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Белик (УИ 199803) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД