Лучший педагог года

Здоровье дошкольника

Людмила Белик
Здоровье дошкольника

В современном российском обществе сохраняется неблагоприятная демографическая ситуация. При этом по определению экспертов ВОЗ, демографический потенциал страны определяют дети в возрасте до 5 лет включительно, т. е. дети именно дошкольного возраста.

ВОЗ констатирует: «Проблема сохранения жизни и здоровья детей в возрасте до 5 лет является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом; инвестиции в здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения».

Публикация «Здоровье дошкольника» размещена в разделах

Ребенок, при поступлении в дошкольное образовательное учреждение, большую часть дня проводит в этом учреждении и все жизненно важные процессы, такие как кормление, организация прогулок, обеспечение двигательной активности, проведение закаливающих процедур, осуществляются в детском саду. Таким образом, основная ответственность по сохранению и укреплению здоровья дошкольников, ложится на плечи специалистов детских садов, что требует тщательного наблюдения за состоянием здоровья детей с целью ранней диагностики, своевременной коррекции и профилактики начальных признаков патологических отклонений в организме ребенка.

Программа «Здоровье дошкольника» направлена на сохранение, укрепление здоровья ребенка в дошкольном учреждении и предполагает следующие направления работы:

1. Проведение комплекса мероприятий, направленных на снижение адаптационного стресса:

• проведение комплекса педагогических и медицинских мероприятий;

• создание оптимальных условий пребывания ребенка в детском саду.

2. Профилактика гриппа и ОРВИ:

• проведение специфической и неспецифической профилактики; респираторных инфекций;

• проведение индивидуальных мероприятий группы ЧБД и детей с хронической патологией;

• проведение комплекса закаливающих процедур.

3. Профилактика ОКИ и паразитарных инвазий:

• проведение санитарно-гигиенических мероприятий;

4. Профилактика йоддефицитного состояния:

• обеспечение поступления йода в организм ребенка с продуктами питания.

5. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата:

• создание оптимального двигательного режима;

• обучение родителей, детей и педагогов комплексам специальных физических упражнений.

6. Контроль и проведение сбалансированного питания.

7. Оказание психолого-медико-педагогической помощи детям:

• выявление детей с отклонениями в развитии,

• направление на проведение комплексного диагностического обследования в условиях лечебного учреждения;

• разработка рекомендаций по проведению коррекционно-педагогической помощи;

• проведение комплекса мероприятий по подготовке ребенка к школе.

Мероприятия Программы «Здоровье дошкольника» проводятся специалистами дошкольного учреждения в соответствии с годовыми планами.

Снижение адаптационного стресса.

Мероприятия, направленные на снижение адаптационного стресса у детей, с первых дней посещения дошкольного образовательного учреждения ведут работу педиатр, медицинская сестра, воспитатель, методист и психолог. Во время адаптации проводятся принципы щадящего режима пребывания: постепенный прием вновь поступающих детей в группу, кратковременное пребывание впервые дни. Ежедневно ведется наблюдение за состоянием здоровья ребенка, психологическим статусом, состоянием сна, аппетита, контакта с взрослыми и детьми в группе и т. д.

Проводятся индивидуальные беседы с родителями по адаптации малыша. После завершения адаптации проводится анализ по каждому ребенку. Специалисты дают рекомендации по дальнейшему обучению и оздоровлению воспитанников, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Профилактика ОРВИ и гриппа.

Грипп и ОРВИ до настоящего времени остаются одной из самых актуальных проблем, нанося огромный ущерб, как здоровью детей, так и экономике в целом. Высокая заболеваемость гриппом и ОРВИ среди детей дошкольного возраста, требует проведение целого комплекса профилактических и противоэпидемиологических мероприятий. Сочетание вакцинопрофилактики и неспецифической профилактики дает наибольший эффект, снижается заболеваемость при сезонных подъемах респираторных инфекций, длительность течения заболевания, уменьшается количество осложнений после перенесенного заболевания. Кроме этого, необходимо проводить работу, направленную на профилактику гриппа и ОРВИ, и среди персонала дошкольных образовательных учреждений. Большое значение для профилактики имеет создание благоприятных условий в помещениях для пребывания детей:

1. соблюдение санитарно-гигиенических требований,

2. все помещения ДОУ неоднократно проветриваются (в отсутствии детей, применяется сквозное и угловое проветривание,

3. поддерживается оптимальная температура воздуха в пределах 19-22 градусов,

4. создание условий для оптимальной двигательной активности ребенка.

Особая роль принадлежит мероприятиям по закаливанию детей. Используются различные виды закаливания:

• проведение утренней гимнастики под музыкальное сопровождение;

оздоровительные прогулки на свежем воздухе;

• умывание прохладной водой перед каждым приемом пищи;

• полоскание рта и горла прохладной подсоленной водой;

• воздушные ванны до и после сна, на занятиях по физической культуре;

• ходьба босиком в обычных условиях, по ребристым дорожкам до сна и

после сна, на занятиях по физической культуре;

• контрастные ножные ванны по специальной методике;

• точечный массаж БАТ по методу Уманской;

• проведение гимнастики пробуждения;

• С-витаминизация 3 блюда;

• фитотерапия;

• пальчиковые игры

Большое внимание должно уделяться детям, состоящим на диспансерном учете, но группе ЧБД, и имеющим хронические заболевания. Но оздоровление и закаливание необходимо проводить индивидуально, с учетом состояния здоровья детей и рекомендациями участкового педиатра.

Иммунопрофилактика.

Новое тысячелетие человечество встречает на фоне дальнейшей интенсификации иммунопрофилактики. Борьба с ведущими инфекционными болезням, включенными в расширенную программу иммунизации ВОЗ, уже привела к впечатляющим успехам: в настоящее время этими прививками охватывается более 80% детского населения мира. Профилактика инфекционных заболеваний в детском саду является важнейшим разделом в работе медицинского персонала детского сада. Она ведется по двум направлениям: проведение иммунизации и противоэпидемических мероприятий. Вакцинопрофилактика занимает приоритетное положение среди мер, неправленых на снижение заболеваемости от инфекционных заболеваний.

Организация физической культуры дошкольника.

Физическое воспитание детей должно быть направленно на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств. Организованные формы двигательной активности должны включать: утреннюю гимнастику, физические упражнения в помещении и на улице, подвижные игры, физкультминутки, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику и т. д.

Медицинский работник, осуществляя наблюдения на занятиях физической культурой, должен ознакомиться с планом занятий, проверить соответствует ли план и содержание занятий требованиям программы для детей данного возраста, а также соответствуют ли применяемые упражнения данному возрасту, состоянию здоровья и уровню физической подготовки детей.

Проводится исследование стопы методом плантограмы среди детей старших и подготовительных групп. На основании исследования, проводится анализ, выявленные направляются на консультацию к ортопеду, создается группа, для занятий ЛФК для укрепления мышц стопы.

Организация питания.

Рациональное питание детей дошкольного возраста – необходимое условие гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды.

Основные принципы организации питания в ДОУ следующие:

1. Адекватная энергетическая ценность рациона;

2. Сбалансированность рациона;

3. Максимальное разнообразие рациона;

4. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд;

5. Обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания.

Республика Саха Якутия относится к йоддефицитным регионам. Недостаточное потребление йода приводит к тяжелым заболеваниям сердечно-сосудистой системы, болезням эндокринной и других систем организма, к существенной потере интеллектуального и образовательного потенциала. Необходимо проведение скрининговых исследований щитовидной железы дошкольников, диспансерного наблюдения и специального лечения под наблюдением врача-эндокринолога а также в включение в рацион продуктов богатых йодом.

Заключение.

В процессе воспитания и оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущества хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях, походах. Важно также постоянно стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнением. Следует подчеркнуть, что родители – непременные участники процесса формирования установки на здоровый образ жизни в семье. В сохранении здоровья не менее важен образ жизни, под которым следует понимать достаточную двигательную активность, рациональное питание, продуманный режим дня, отсутствие вредных привычек. Педагоги и медицинские работники в детском саду должны работать в тесном сотрудничестве с родителями, т. к. последние наиболее заинтересованы в сохранении здоровья своего ребенка.

Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников обусловлена еще тем, что этот период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе. От состояния здоровья, достигнутого уровня физического и психического развития, во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам.

Публикации по теме:

Конкурс Календарь Страны Мастеров (апрель–июнь)Конкурс Календарь Страны Мастеров (апрель–июнь) Сроки приёма работ — до 20 марта 2012 года (включительно). Очень интересный конкурс, я там уже участвую, но нужна регистрация! Желаю.

Участие в конкурсах на других сайтахУчастие в конкурсах на других сайтах С 1 июня по 1 июля 2012 года на детском сайте "Креатив" проходил Международный творческий конкурс «Лето - это маленькая жизнь». На конкурс.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровье дошкольника
Опубликовано: 25 февраля 2014 в 15:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД