Ирина Соловьева
Здоровьесберегающие программы и технологии в практике дошкольного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Программа – краткое систематическое изложение содержания обучения по определенному предмету, преподаваемому в учебном заведении, круг знаний, умений, навыков, подлежащих усвоению учащимися.
(М. А. Поваляева)
Технология – совокупность приемов, применяемых в каком либо деле, мастерстве, искусстве, заданность и воспроизводимость результата.
(Толковый словарь)
Публикация «Здоровьесберегающие программы и технологии в практике дошкольного воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Программы и технологии относятся к здоровье сберегающим, если:
1. Учитывают возраст ребенка, особенности его здоровья
2. Учитывают индивидуально-психо-физиологические особенности ребенка (тип высшей нервной деятельности, особенности работы центральной нервной системы,
3. Учитывают гендерные (половые) особенности,
4. Учитывают особенности личности ребенка (интересы, притязания, способности,
5. Дают возможность выбирать оптимальный темп обучения, с учетом работоспособности воспитанника,
6. Разработана справедливая система оценок,
7. Занятия составлены с оптимальным соотношением между трудностью занятия, насыщенностью, эмоциональным фоном.
Принципы построения образовательного пространства в ДОУ.
1. Комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья детей, структуры образовательного процесса, условий обучения, воспитания.
2. Реализация в условиях детского сада на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию воспитанников, охране психического здоровья, а так же по оздоровлению детей, имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания.
3. Использование простых и доступных технологий, методик, оборудования.
Условия здоровьесбережения в детском саду•
Здоровье сберегающая среда,
• наличие медицинского контроля,
• психогигиена и психопрофилактика,
• обучение ЗОЖ.
Виды образовательных услуг, способствующих сохранению и укреплению здоровья дошкольников. 1. Медицинские
• Профилактическая фитотерапия
• Физиотерапевтические процедуры (тубус-кварц, УФО, ингаляторы)
• Кислородные коктейли
2. Физкультурные
• Спортивные секции
• Оздоровительный бег
3. Коррекционно- развивающие
• Психологические тренинги
• Клубы «Общение»
• Игровая терапия
Узелок на памятьВ сохранение здоровья вносят вклад:
• 12% - наследственность,
• 15% - экологическая среда,
• 12-15% - здоровьесохранение,
• 50% - режим дня, стиль жизни семьи.
Индивидуальный темп развития заложен генетически (особенно у мальчиков).
Неадекватная нагрузка на мозг тормозит развитие ребенка.
Навыки учебной деятельности сформированы:
• у 5 летних детей на 20 %,
• у 6 летних детей на 30 %,
• у 7 летних детей на 50 %.
К здоровьесберегающим программам относятся:Региональная программа физического воспитания детей 3-7 лет «Система» (авт. Л. Пустынникова,
Программа физического воспитания валеологической направленности для детей 2-10 лет «Росточки» (авт. Н. Баландина,
Региональная программа физического и валеологического развития детей дошкольного возраста «Азбука здоровья» (авт. Т. Токаева,
Региональная программа развития ребенка раннего возраста как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности «Будь здоров, Пермячок»
(авт Т. Токаева,
Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста «Здравствуй!» (авт. М. Лазарев,
«К здоровой семье через детский сад» (авторский коллектив Санкт-Петербурга, директор программы В. Коваленко,
Программа по формированию способностей к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста «Ненасилие» (авт. Г. Маралов,
«Аниматерапия эмоционально-личностных проблем» (авт. Н. Кряжева).
К здоровьесберегающим технологиям относятся:
Социально-оздоровительная технология «Здоровый дошкольник» (авт. Ю. Антонов, Т. Саулина,
Развивающая технология оздоровления (авт. В. Кудрявцев, Б. Егоров,
Гуманно - личностная технология Ш. А. Амоношвили,
Природосообразная технология М. Монтесори,
Игровые технологии,
Технология индивидуального обучения (авт. Шадриков,
Модульное обучение (по принципу познавательных процессов)
Методика раскрепощающего обучения (авт. В. Ф. Базарный).
Условия здоровье сбережения в детском саду1. Организация оптимального режима жизнедеятельности детей
организация динамических пауз в течение дня,
организация физкультурных минуток, гимнастики во время занятий.
2. Биологическое пространство
учет специфики региона при подборе игр, длительности прогулок,
организация пространства в ДОУ,
спелеокамеры,
наличие физкабинетов.
3. Психолого-социальное пространство
создание комфортных условий жизни и общения в ДОУ,
введение в штатное расписание педагога-психолога,
Повышение квалификации педагогов, через:
Участие в работе педагогических мастерских (например, «Валеология в детском саду»,
Участие в городских, областных и республиканских конкурсах «Методических, учебных и дидактических средствах обучения» (или аналогичных,
Участие в конкурсах проектов (например, «Здоровьесберегающие технологии в практике ДОУ», «Разговор о здоровом питании»)
Средства здоровье сбережения используемые в практике ДОУ:
Физическое развитие детей дошкольного возраста
корригирующая гимнастика,
кружки по физическому развитию, ритмике,
проведение дыхательной гимнастики по Стрельниковой, Бутейко,
проведение утренней гимнастики на улице во все сезоны.
Повышение иммунитета дошкольников, через организацию оздоровительных мероприятий
фитотерапия,
ароматерапия,
витаминизация блюд,
креотерапия,
гигиена полости рта.
Проведение лечебно-профилактических мероприятий
закаливание:
- обливание,
- топтание в холодной воде,
- топтание в снегу,
- полоскание горла,
- обливание кистей рук,
- контрастное закаливание,
- воздушное закаливание,
- обливание водой на улице.
проведение психолого-экологических тренингов,
бассейн,
массаж:
- общий,
- точечный,
гигиена полости рта,
занятия в тренажерном зале,
проведение кружков по ЗОЖ.