Лучший педагог года

Здоровьесберегающие технологии

Валерия Фокина
Здоровьесберегающие технологии

Понятие «здоровье» очень обширно и сложно. В современной медицине его принято определять как такое состояние организма, когда функции всех органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. Для детей дошкольного возраста возможность посещать ДОУ, овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой, – показатели нормального функционального состояния их организма, состояния уравновешенности с внешней средой. Контроль за состоянием здоровья детей – основа всей профилактической, оздоровительной и воспитательной работы в ДОУ.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии» размещена в разделах

К основным показателям здоровья детей относятся :

- уровень физического и нервно-психического развития детей;

- степень сопротивляемости организма к болезнетворным влияниям;

- состояние основных функций организма, наличие или отсутствие хронических заболеваний, отклонений в раннем периоде развития (в течение беременности и родов, в период новорожденности).

К сожалению, в логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственна эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы, особенно на фоне остаточных проявлений органического поражения ЦНС в виде стертых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному из темпу и переключаемости. По состоянию двигательной сферы они бывают возбудимые (легко отвлекаются и нетерпеливы).

Скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточная координация пальцев рук особенно заметны у детей с дизартрическим компонентом, поэтому логопеду приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализировать психическое и физическое состояние ребенка. Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют еще и лечебной.

В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, производительность, эмоциональность, креативность, (способность к творчеству).

Так, например, эмоциональная неустойчивость дошкольников может привести к увеличению частоты пауз, сокращению длины отрезка речи между ними. Дети, чаще испытывающие отрицательные эмоции, стремятся к более узкому кругу общения, в отличие от сверстников, склонных к положительным переживаниям.

Особое внимание следует обратить на применение оздоровительных приемов, оказывающих психотерапевтическое воздействие.

Наблюдения за детьми во время логопедических занятий выявляли большое количество обучающихся с неустойчивой эмоционально-волевой сферой: им трудно сосредоточится на задании, они очень отвлекаются и быстро устают, двигательно беспокойны. Возрастает число эмоционально лабильных детей, даже незначительные затруднения вызывают и них смену настроения, раздражительность, плаксивость. Многие дети испытывают мышечное напряжение, особенно в процессе автоматизации звуков. Эти наблюдения привели нас к использованию специальных упражнений, позволяющих успокоить детей и снять у них чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение. Такие расслабляющие упражнения описаны в специальной литературе (И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская и др.).

Установлено что эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц, снижении степени бодрствования головного мозга, когда человек становится наиболее внушаемым. Поэтому применение релаксационных упражнений актуально и в работе с детьми, имеющими такие речевые нарушения, как ФФНР, ОНР, стертая дизартрия.

Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи. Упражнения по релаксации помогают создать спокойное настроение, радостную и свободную обстановку на занятиях.

Умение распознавать отдельные группы мышц, выделять их среди всех остальных начинаниях с расслабления наиболее знакомых, крупных мышц рук, ног, корпуса, шеи. Сначала вызывается расслабление мышц рук, потом остальных. Еще больше помогает сопоставление напряженности мышц рук с их расслаблением. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным. Научимся производить расслабление мышц, эмоционально успокаиваться помогут упражнения, рекомендуемые многими авторами (И. Г. Выгодская, Н. В. Берковская.).

Расслабление мышц рук

Упражнение «Кулачки».

Для расслабления мышц рук Деям предлагается с силой сжать кулачки и подержать их в таком состоянии, затем разжать их (расслабить) и дать почувствовать это состояние.

Руки на столе,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжение

Пальчики прижаты.

Пальчики сильней сжимаем –

Отпускаем, разжимаем.

Знайте девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики!

Упражнение «Олени»

Дети поднимают над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами. Степень напряжения мышц каждого ребенка проверяется, затем обращается его внимание на то, как неприятно это напряжение, поэтому нужно расслабить руки.

Посмотрите: мы – олени,

Рвется ветер нам на встречу!

Ветер стих,

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немного лени…

Руки не напряжены

А рассла-бле-ны…

Знайте девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубоко.

Расслабление мышц шеи

Упражнение «Любопытная Варвара».

Дети поднимают голову, затем опускают, поворачивают вправо, ощущая напряжение и расслабление шейных мышц.

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо.

А потом опять вперед –

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена

И расслаблена…

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена…

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращается обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена.

Расслабление по представлению

Упражнение «Волшебный сон»

Когда дети в достаточной мере научатся общему мышечному расслаблению, появится возможность перейти к снятию эмоциональной напряженности внушением. Это упражнение удобно использовать во время занятий в период нарастания усталости у детей. Дети находятся в позе покоя, внимательно слушают логопеда и про себя повторяют «особые» команды. Логопед говорит тихим голосом, медленно, с длительными паузами.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Шея не напряжена

И расслаблена.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

Использование элементов релаксации, особенно в начальный период обучения, помогает формировать точные артикуляционные движения, поскольку у детей появляется умение распознавать отдельные группы мышц, исчезают сопутствующие движения при выполнении упражнений.

К психотерапевтическим методам относится и так называемое внушение формул правильной речи. Ежедневное повторение формулы на логопедических занятиях, в группе и дома с родителями настраивает ребенка на преодоление речевого дефекта, стимулирует его мотивационную сферу, создает потребность в деятельности. У него появляется желание преодолеть речевой дефект.

На начальных этапах коррекционного обучения формулу следует выучить дома и повторить ее на занятиях по формированию произношения.

Каждый день всегда, везде –

На занятиях, в игре –

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях!

Говорим всегда красиво,

Ясно и неторопливо.

Очень эффективно в период автоматизации звука, требующего от ребенка многократного повторения слов и фраз, использовать элементы драматизации. Дети с дизартрическим компонентом испытывают моторную неловкость, «застревают» на своих трудностях, проявляют негативизм по отношению к занятиям. Оживляя какой-либо персонаж, разыгрывая сценку с использованием настольного театра, они отвлекаются от речевых трудностей, их настроение улучшается. В зависимости от звукопроизносительных возможностей речевой материал может быть различным: от коротких потешек и чистоговорок до выборочного пересказа по сюжетам известных сказок.

При инсценировках дети перевоплощаются в героев коротких ритмичных произведений, подражают их голосам и пытаются создавать маленькие этюды. Например, при закреплении произношения звука [л] ребенку предлагают вспомнить песенку Колобка и спасти его от Лисы. Для этого ее нужно спеть без ошибок, правильно произнося закрепляемый звук: «Я – Колобок, Колобок. Я от дедушки ушел…».

Использование на занятиях мелких кукол также вызывает положительные эмоции и ослабляет нервное напряжение у детей, побуждает их говорить правильно, а также способствует развитию мелкой моторики. Можно использовать деревянные фигурки из детских конструкторов, персонажи из «киндер-сюрпризов», специальный пальчиковый театр. Уже один вид «веселого человечка» вызывает интерес к занятию, побуждает к речевому общению. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Удобно использовать этих кукол при разучивании потешек и коротких диалогов. При повторении чистоговорок и скороговорок с использованием кукол можно обучить детей не только правильному произношению, но и интонационному оформлению фразы, анализу эмоциональных состояний. Так при закреплении звукопроизносительных навыков логопед может предложить ребенку повторить различные чистогорки с вопросительной и восклицательной интонацией, используя двух кукол. Например: «ША-ша-ша, мама моет малыша? Ша-ша-ша, мама моет малыша!» Можно предложить другой вариант заданий, когда ребенок повторяет одну и ту же фразу, например: «Наша пушистая кошка спит на окошке», наделяя кукол различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, удивление, обида и т. д.). Важно поощрять детей, давай им возможность самостоятельно придумывать кукле имя, подобрать для нее новую интонацию. Такие виды заданий направлены не только на закрепление правильного произношения, но и способствуют эмоциональному развитию детей.

Работу по развитию личности и речи дошкольников целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

1. Активность: от потребности в эмоциональной разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики о положительных эмоциональных проявлений.

2. Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов – через обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.

3. Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции – к словесному фантазированию по музыкальной композиции.

4. Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки – через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме, слове – к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.

5. Производительность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимения значений образных выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.

6. Связная речь: от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету.

Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому логопеду, психологу, воспитателю следует заботиться о развитии связной монологической речи воспитанника с учетом свойств его личности. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.

Немаловажное значение в работе по сохранению здоровья детей имеет тесный контакт логопеда с родителями. Помощь будет эффективна, когда к речи и поведению детей родители и логопед предъявляют единые требования. Это вполне достижимо, если родители будут регулярно посещать логопедические занятия, а логопед сможет продуктивно проводить беседы о результатах пройденного этапа и задачах последующего, давать указания для проведения домашних упражнений, обмениваться мнениями о состоянии речи и успехах ребенка, об особенностях работы с ним. Присутствие родителей на занятиях благотворно влияет на детско-родительские отношения.

Таким образом, создание на логопедических занятиях условий для оптимального физического и нервно-психического развития обеспечит соответствующий уровень здоровья детей.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» Доклад Тема: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Якурина М. В., Докина Е. Г., Трунова Н. Н., Гартвиг Ю. Г. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ В настоящее время одной из актуальных задач,.

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ МДОУ «Детский сад №15 «Рябинушка» Сообщение на тему: Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ Подготовила: инструктор.

Забытые здоровьесберегающие технологии Тема: «Забытые здоровьесберегающие технологии». Цель : Сформировать у детей основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных.

Здоровьесберегающие технологии Здоровьесберегающие технологии. Добрый день уважаемые гости! Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье.

Здоровьесберегающие технологии Применение здоровье-сберегающих технологий Формула здорового ребенка Здоровый ребёнок - это ребёнок. • сильный • жизнерадостный • любознательный.

Здоровьесберегающие технологии Задачи: • Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования средств физического воспитания, оптимизации.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Подготовила: Воспитатель Кузякина Ирина Ивановна 2017 г. Охрана жизни и укрепление физического и психического.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: цели, задачи, виды, технологии В настоящее время особое внимание в ДОУ, уделяется здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на сохранение самого важного- здоровья.

Здоровьесберегающие технологии в изодеятельности Здоровьесберегающие технологии в изодеятельности «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии
Опубликовано: 16 марта 2017 в 12:44
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД