Анастасия Ивановна Зелепукина
Здоровьесберегающие технологии. Фитнес и гимнастика в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Здоровье нации – это главная составляющая в развитии любого государства. От того, каким будет поколение, зависит будущее страны: образование, наука, экономика, промышленность, государственная безопасность и т. д.
Воспитание здорового образа жизни дошкольника опирается на самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии, Фитнес и гимнастика в ДОУ» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Фитнес, аэробика для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Приоритетным направлением воспитания в области здоровья является формирование нравственных качеств дошкольника, которые создают фундамент здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.
Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребёнка», «Санитарные нормы для школ и дошкольных учреждений».
В последние время приоритетными направлениями в деятельности учреждения становится оздоровление детей. Это вызвано целым рядом объективных причин. Поиск эффективности мер, направленных на оздоровление детей, приобретает первостепенное значение. Опрос родителей показал, что главным для них является физическое и психическое здоровье ребенка.
В письме МО РФ от 26.08.2002 № 13-51-104/13 «О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению «Здоровьесберегающие технологии»подчеркивается, что для обеспечения здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса необходима система мер, учитывающая важнейшие характеристики среды и условия жизни ребёнка,воздействующие на его здоровье. К таким условиям следует отнести:
Факторы внешней среды, способные оказывать негативное воздействие на состояние здоровья (экологические, социальные, экономические и т. д.);
Факторы развивающей среды - качественная оценка зданий, санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования и оснащения, организации системы питания с учётом требования санитарных норм и правил;
Организация учебного процесса и учебной нагрузки;
Организация и формы физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы;
Формы и методы здоровьесберегающей деятельности учреждения;
Динамика текущей и хронической заболеваемости».
Обязательными направлениями здоровьесберегающей деятельности ДОУ являются:
Рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;
Рациональная организация двигательной активности, включающая занятия физкультуры, динамические паузы и физкульт минутки в режиме дня, подвижные и спортивные игры;
Организация рационального питания;
Система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни».
Таким образом, успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания. Триаду здоровья составляют гигиенические факторы, закаливание и физические упражнения.
Одним из наиболее важных аспектов здоровьесберегающего дошкольного образования и критерием оценки качества дошкольного образования является педагогическая деятельность в системе дошкольного образования.
Особенность педагогической деятельности по сохранению здоровья подрастающего поколения:
1) педагогическая деятельность основана на дидактике здоровья.
Дидактика здоровья – это разнообразные организационные формы образовательного процесса, профилактика утомляемости воспитанников, приоритет активных форм обучения и воспитания, построение новых моделей деятельности.
Дидактика здоровья предполагает учет особенностей темпа деятельности, темпа усвоения новых знаний.
Дидактика здоровья – это педагогическая позиция на повышение мотивации и сохранение позитивного психоэмоционального настроя дошкольника, авторитетный стиль педагогического общения с воспитанником (в противовес авторитарному, снисходительному и попустительскому, что означает баланс тепла и контроля в отношениях, чувство комфорта и удовлетворенности от общения старших с младшими и ровесников между собой.
2) Педагогическая деятельность основана на педагогике здоровья.
Педагогика здоровья основана на потребностно-информационной концепции воспитания и рассматривает воспитание с точки зрения выявления доминирующих потребностей подрастающего человека. Одним из ведущих подходов в педагогике здоровья является креативный, который (в противовес традиционному подходу в образовании, построенному на репродуктивной основе) способствует развитию творческих способностей детей и росту у них резервов здоровья. Педагогика здоровья задачу обеспечения здоровья растущего поколения решает не столько гигиеническими, сколько воспитательными (педагогическими) средствами.
Цель педагогики здоровья – обеспечить выпускнику детского сада высокий уровень реального здоровья, сформировать у выпускников компетенции здоровьесбережения, необходимые для ведения здорового образа жизни, и воспитать у них культуру здоровья.
Сохранение и приумножение здоровья нации никогда не потеряет своей актуальности, и будет всегда привлекать внимание прогрессивной части населения
Занятия фитнесом стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Все больше людей осознают важность здорового образа жизни, занятий фитнесом для сохранения и укрепления здоровья, продления молодости, поддержания в форме своей фигуры. Дети с большим интересом наблюдают за занятиями взрослых, пытаются подражать им.
В дошкольном возрасте под воздействием физической нагрузки закладывается фундамент здоровья, повышаются функциональные возможности всех органов и систем, адаптационные возможности организма и устойчивость к внешним воздействиям, укрепляется опорно – двигательный аппарат, активизируются резервные возможности организма, развиваются основные физические качества, повышается интерес к занятия физкультурой и спортом. От активности ребенка, зависит развитие его речи, мыслительной деятельности и даже формирование характера.
Тема адаптации современных фитнес-технологий к воспитательно-образовательному процессу по физической культуре в ДОУ актуальна на сегодняшний день, т. к. с помощью инноваций можно сделать занятия физкультурой доступными, увлекательными, разнообразными и полезными. Современные технологии фитнеса повышают функциональные возможности детского организма, активизируют двигательную активность детей, развивают их физические качества (скоростно-силовые, гибкость, координацию, быстроту реакции, выносливость, обучают специальным гимнастическим и танцевальным навыкам и умениям. Одним словом, фитнес оздоравливает детей и развивает их потенциальные возможности, учит творчески относиться к физическим упражнениям.
В нашем детском саду используются различные здоровьесберегающие технологии.
• Важнейшее значение имеет медицинское направление в использовании здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Оно включает в себя систему профилактики различных заболеваний, медицинские осмотры с привлечением специалистов из поликлиники, коррекционную работу в специализированных группах, контроль течения хронических заболеваний у детей с третьей группой здоровья, витаминопрофилактику, противоэпидемическое направление.
• Нельзя переоценить значение закаливающих мероприятий в детском саду, таких как воздушные процедуры, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, профилактика плоскостопия, тонизирующая гимнастика, формирование осанки, хождение босиком, точечный массаж, профилактика заболеваний дыхательных путей.
• Контроль над соблюдением норм здорового питания. Сбалансированный рацион ребенка является одним из обязательных условий развития и роста детского организма. Наличие в меню фруктов, овощей, отварного мяса, злаков, молочных продуктов – это норма, которой обязаны соответствовать все ДОУ.
В своей работе я использую инновационные технологии. Мой педагогический проект оздоровительной направленности «Фитнес и гимнастика в ДОУ» разработан на основе программы дополнительного образования по оздоровительно – развивающей гимнастике «Fitness Baby» для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Проект предусматривает дополнительное образование детей в образовательной области «Физическая культура» в форме интеграции инновационных здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ. Использование адаптированных фитнес – методик в общефизической подготовке детей, специальной технической подготовке по гимнастике, корригирующей и адаптивной гимнастике с элементами ЛФК дает положительный развивающий эффект.