Наталья Щербакова
Здоровьесберегающие технологии как средство повышения качества умственной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии, как средство повышения качества умственной деятельности детей дошкольного возраста.
Здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех технологий по степени влияния на здоровье детей. Их можно выделить в три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии как средство повышения качества умственной деятельности детей» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми.
- учебно-воспитательные, которые включают программы по обучению о заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей.
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работают педагоги дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показателей заболеваемости детей.
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма строгие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. О здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирования здорового образа жизни.
Здоровьесберегающий педагогический процесс в ДОУ- в широком смысле слова- процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс направленный на обеспечения физического, психологического и социального благополучия ребенка.
Технология- это инструмент профессиональной деятельности педагога.
Здоровьсберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования- задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья Субъектов педагогического процесса в детском саду- детей, педагогов и родителей.
В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
- медико-профилактические
- физкультурно-оздоровительные
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
- волеологического просвещения родителей
- технологии сохранения и стимулирования здоровья
- технологии обучения здоровому образу жизни
- коррекционные технологии
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка; развитие физических качеств, двигательной активности, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирования правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде.
Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком.
Большую роль в здоровьесбережении играют коррекционные технологии. Это технологии музыкального воздействия, которые используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и прочее. Немаловажная технология- Сказкотерапия. Занятия используются для психологической, терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.
Технология воздействия цветом особое внимание уделяет гамме интерьеров ДОУ. Правильные подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Технология коррекции поведения проводится по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку- дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме.
Таким образом очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Работа по осуществлению здоровьесберегающей деятельности «ЦРР-Детский сад №203 «Березка» города Краснодара ведется на протяжении многих лет. За это время создана базовая оздоровительная программа, которая по сути дела стала образовательным стандартом в здоровьесберегающей деятельности ДОУ. Успех в работе мы определяем через участи всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Оздоровительная работа предлагает формирование у дошкольника понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения, осознавая оздоровительное воздействие ребята учатся самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера. В детском саду разработаны алгоритмы деятельности по основным направлениям здоровьесбережения, сюда вошли технологии сохранения и стимулирования здоровья (различные виды гимнастик, релаксации, технология обучения здоровому образу жизни (самомассаж, игровые тренинги, коррекционные технологии (психогимнастика, логаритмика).
Для достижения целей мы принимаем следующие группы средств :
- средства двигательной направленности (движение, физкультминутки, минутки покоя, психогимнастика, двигательный режим)
- оздоровительные силы природы (гимнастика на свежем воздухе, фитотерапия, ароматерапия, витаминотерапия)
- гигиенические факторы (выполнение норм СанПиНа, личная и общественная гигиена).
Наши педагоги принимают участие в спортивных мероприятиях, а дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости, ловкости. У детей в результате системно-комплексного применения игр с элементами спорта появилась способность самостоятельно выполнять их на прогулках. Объективная оценка собственных возможностей, стремление добиться результата подтверждают развитие у детей дошкольного возраста основных новообразований (самооценки, самосознания, произвольности, а также способности относиться к движениям как к способу жизнедеятельности.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании- это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования- задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Целью здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании является обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание волеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знании о здоровье и умении оберегать, поддерживать и охранять его волеологическую компетентность, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Таким образом очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитаельно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ: если будут внесены необходимые поправки в интенсивности технологических воздействий (опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.