Олеся Бурова
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога - психолога
Психологическое здоровье-индикатор физического здоровья. Поэтому в течение всего учебного года в свою работу включаю здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки. У нас широко используются в работе с детьми как музыкотерапия, цветотерапия, сказкотерапия, релаксация, пескотерапия. Попробую немного об этом рассказать.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
1 Техника ЦВЕТОТЕРАПИЯ
Чем же подкупила цветотерапия? Эта техника проста и понятна каждому. По данным исследований более 90% информации мозг получает с помощью зрения. Цвет – мощный фактор, который оказывает влияние на человека. Поэтому цветотерапия в психологии часто используется как вспомогательное средство при решении проблем. Она помогает изменить эмоциональный фон, воздействуя на подсознание.
Цвет – это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Но постоянное воздействие на наш организм одного и того же цвета приводит к дисбалансу жизненных энергий.
Цветотерапия – это немедикаментозный метод лечения. Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе.
Как эта техника используетя в работе с детьми.
1. При плохом настроении используем методику визуализации. Для этого детям предлагаю воображаемой кистью окрасить помещение, в котором он находится в данный момент, в приятный для него цвет и погрузиться в состояние расслабленности.
2. Можно улучшить свое самочувствие очень интересным для детей способом- рисунки цветным уксусом на соде. С детьми, имеющими низкий уровень развития познавательной сферы мы учим таким образом цвета, а также применяем этот метод для ориентировки в пространстве- вправо- влево, вверх –вниз (прошу детей нарисовать,н-р, в правом верхнем углу желтый кружок, в левом нижнем углу- красный огонек, так у нас получается салют…а можно создавать целые композиции.
3. Занятие в сухом бассейне для детей способствует формированию психомоторных способностей. Применение сухого бассейна способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения. Снижения двигательного тонуса, способствует регулированию мышечного напряжения. Способствует развитию: кинестетической и тактильной чувствительности, образа тела, пространственных восприятий и представлений. Используется для коррекции уровня тревожности и агрессивности. Хорошо усваиваются сенсорные эталоны: объем, глубина, ширина, цвет, форма, фактура2 ТЕХНИКА Песочная терапия. Стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, гармонично развиваются все виды познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, мелкой моторики, совершенствуется предметно-игровая деятельность, развитие коммуникативных навыков у детей.
Все игры по песочной терапии делятся на три направления:
- обучающие игры – направлены на развитие мелкой моторики. Тем самым ребенок говорит, что он чувствует, тем самым развивает речь.
- познавательные игры – с их помощью мы помогаем познать всю многогранность нашего мира.
- проективные игры – с их помощью мы осуществляем коррекцию в развитии ребенка. 3 ТЕХНИКА Сказкотерапия – способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятия тревожности, повышения самооценки, снятия агрессивных проявлений. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно! И потом этот выход можно использовать для себя.
Можно использовать следующие методические приемы:
- Рассказать сказку с позиции сказочного персонажа;
- Отгадывание сюжета или персонажей;
- Превращение в сказку любой жизненной истории;
- Сочинение сказки экспромтом;
4 ТЕХНИКА Музыкотерапия- техника, применяемая в работе, использующая музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, проблемах в общении, страхах…
Ученые настоятельно рекомендуют ежедневно в течение 15 минут слушать классическую музыку,
С древних времен известно, что музыка успокаивает боль, снимает напряжение, оказывает положительное влияние на психику ребенка.
Музыка положительно влияет на мозг ребенка, активизируя соединения между нервными клетками. Первые 6 лет жизни ребенка Интересные факты о классике
Факт «Находка» : во время прослушивания музыки работа сердца и дыхания копирует ритм музыкального произведения.
Факт Осторожности: детям полезны не все классические произведения («Венисбергская сцена» Вагнера, некоторые произведения Рихарда Штрауса, Шопена – могут «заразить» апатичностью, слабостью, страданием).
Факт «Рецепт» : при первых же звуках любимых пьес у кормящих мам прибывает молоко, у деток лучше переваривается пища.
Факт «Запрет» : Нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.
Факт «Мотиватор» : классическую музыку перинатальные психологи называют «школой эмоций» (слайд).
Музыку можно не только слушать, но и ей можно лечить.
«Музыкальная аптека»
«Не хочу, не буду, уходи, ты – плохая!», «мама, я боюсь»
Лечим: Гайдн, Чайковский, Пахмутова, Таривердиев, «Свет Луны» Дебюсси, «Лебедь» Сен-Санса, Шуберт, Шуман, Чайковский «Лебединое озеро», Лист, Моцарт (2-я часть «Маленькой ночной серенады»).
«Головка болит»
Лечим: «Весенняя песня» Мендельсона и Джорджа Гершвина, полонез Огинского.
«Животик болит».
Лечим: «Вальс цветов» (балет Чайковского «Щелкунчик»)
«Не думается».
Лечим: Бетховен «Лунная соната» (облегчит интеллектуальную деятельность)
«Болит,болит,болит».
Лечим: анальгетики в мире звуков - Бах, Гендель
«Уснуть не могу».
Лечим: колыбельная Брамса, сюита из балета «Пер Гюнт» Грига, сборник «Колыханочки» (фольклор)
«Мне грустно».
Лечим: вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди
«Горлышко болит».
Лечим: лидирующую роль в борьбе с простудными и многими другими инфекциями играют тембры духовых инструментов
Из классики «вялым» детишкам можно поставить: Чайковский «Шестая симфония» - часть 3, Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия 2».
Для уменьшения агрессивности, непослушания подойдет опять же классика:
Бах «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония», Бетховен «Лунная соната».
5 техника Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы).