Ирина Владимировна Пуляевская
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Работая учителем-логопедом с 1997 года я отметила,что среди воспитанников с нарушениями речи редко можно встретить абсолютно здоровых детей. Ведь здоровье-ЭТО СОСТОЯНИЕ ПОЛНОГО ФИЗИЧЕСКОГО,ПСИХИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ,А НЕ ТОЛЬКО ОТСУТСТВИЕ БОЛЕЗНЕЙ. Среди воспитанников с речевыми нарушениями часто можно встретить детей с нарушением внимания,памяти,развития общей и мелкой моторики. Некоторым из них свойственна эмоциональная возбудимость,двигательное беспокойство,истощаемость психических процессов. Также очень часто встречаются дети с заболеваниями верхних дыхательных путей,которые в связи с заболеваними нередко пропускают занятия. Вышеперечисленные проблемы замедляли темп логопедической работы и порой казалось бы легкую речевую несформированность приходилось пеодолевать целый учебный год. Перед собой я поставила цель-внедрить в работу такие приемы,которые были бы направлены не только на устранение речевых нарушений,но и позволяли бы сохранять и приумножать здоровье детей. Первое,что я стала применять на своих занятиях-дыхательную гимнастику Стрельниковой (см. презентацию)Известно,что для того чтобы сформировать у ребенка сильную воздушную струю его нужно научить правильно дышать. За основу я взяла упражнения,направленные на дифференциацию вдоха и выдоха. Лишь после этих упражнений мы переходим к игровым упражнениям.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Дыхательная гимнастика Стрельниковой:
-Улучшает функцию внешнего (носового дыхания);
-Помогает выработать более глубокий вдох и более длительный выдох;
-Развивает звуковой (фонационный)выдох;
-Развивает речевое дыхание.
Также на занятиях я применяю Биоэнергопластику.
Ребенок одновременно выполняет артикуляционную гимнастику и движения его руки копируют и повторяют движения языка. Так ребенку легче понять каково же положение языка в его ротовой полости. И, конечно же биоэнергопластика:
-развивает координацию движений;
-развивает общую, мелкую и артикуляционную моторику;
-синхронизируется работа полушарий головного мозга;
-улучшается внимание, память, речь.
Незаменима для меня и Песочная терапия.
Песок не только помогает моим деткам расслабиться,успокоиться,но и развивает у ребенка воображение и фантазию. Ведь на песке можно рисовать звуковые дорожки,играть со сказочными персонажами,самому придумывать сказки. Словом, совершенствовать речь ребят. Для этого муж изготовил мне песочную тумбу с подсветкой. Песок светится и искрится в то время,когда ребенок работает с ним.
Незаменимые помощники на занятиях-Подвижные речевые игры. Игры с мячом, фитболом. Они-для маленьких непосед,которые с трудом могут усидеть на месте. Чтобы все же добиться поставленной на занятии цели необходимы именно такие игры. Подвижные речевые игры:
-способствуют развитию общей моторики;
-в более быстрые сроки позволяют автоматизировать звуки в речи детей;
-создают благоприятную эмоциональную обстановку.
Так же на занятиях я использую приемы самомассажа
Это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией.
Виды массажа
-лицевых мышц;
-языка;
-пальцев;
-с помощью массажных мячиков;
-чайных ложек.
Принципы применения здоровьесберегающих приемов :
-доступности;
-учет возрастных особенностей детей;
-учет структуры речевого нарушения;
-сознательности;-систематичности;
-последовательности.
Все вышеперечисленные приемы,на мой взгляд, позволяют приумножать здоровье детей,повышают интерес воспитанников к занятиям и как следствие-повышают эффективность эффективность логопедической работы.
Результаты коррекционной работы :
2010-2011 год
Из 26 детей, зачисленных на логопункт:
-с «чистой речью»-17 человек,
-с улучшением-9 человек;
2011-2012 год
Из 27 детей, зачисленных на логопункт:
-с «чистой речью»-15 человек,
-с улучшением-12 человек;
2012-2013 год
Из 25 детей, зачисленных на логопункт:
-с «чистой речью»-17 человек,
-с улучшением-8 человек;
ИТОГ ВАЖНЕЙШИХ НАШИХ ВСТРЕЧ-МЫ ФОРМИРУЕМ НАШУ РЕЧЬ!