Лариса Филиппова
Методическая разработка «Земля Олонхо»
▼ Скачать + Заказать документы
Земля Олонхо.
Воспитание гармоничной личности-духовно богатой, морально чистой и физически совершенной было и остаётся первостепенной задачей семьи, дошкольных учреждений, школы и общества в целом.
Развитие личности всегда происходит в социо-культурном пространстве жизни своего народа, культуры.
Якуты выделялись из прочих туземцев (тунгусы, коряки, чукчи) своей сравнительно высокой культурой. Культура эта проявлялась во всём их материальном быте, в жилище, в одежде, поэзии, земле Олонхо (героический эпос якутов).
Публикация «Методическая разработка „Земля Олонхо“» размещена в разделах
При ознакомлении дошкольников с Олонхо давала понятие о его значении. Прививала такие качества как любовь к Родине, к родным местам, близким им людям. Главные герои Олонхо – богатыри, они защитники народа. Они всегда выходят победителями, борющиеся за счастье народа. На доступном для детей языке рассказывала о волшебном «трёхмерном» мире олонхо; о его обитателях.
Верхний мир – это небо, где расселились племена добрых и злых небожителей, которые часто воюют со средним и нижним миром.
Средний мир – это земля, где живут племена людей, отличающиеся благородством, честностью, бесстрашием, непреклонностью характера.
Нижний мир – страшен подземным мраком и населён племенами злых чудовищ, которые всегда воинственны, лживы, кровожадны, жестоки и бесчестны. Они действуют обманом и колдовством.
Таким образом дети узнают об отважном богатыре Тите Джесинкяе, который отправился в поход за тридевять земель просить руки красавицы Кыыс – Нелементяй.
Воспитывающее воздействие велико. Олонхо развивает ум, сообразительность, рассудительность ребёнка. Воспитывает нравственные качества личности: чистоплотность, гуманизм, патриотизм и милосердие, мужественность и честность, героизм и трудолюбие, сплочённость и солидарность.
В непосредственной работе с детьми предшествовала серьёзная подготовка.
В работе по эстетическому воспитанию дошкольников использовала якутский фольклор и детскую национальную литературу.
Уже с младшего возраста начинала знакомить детей с якутским фольклором: рассматривание кухонной утвари (чороон, кытыйа, ытык); примечать красивое в окружающем, в быту, в одежде, украшениях; заучивание пословиц, загадок; рассказыванию сказок. А в более старшем возрасте разучивание с детьми песен, танцев.
Богат и разнообразен якутский фольклор. Из сказок дети узнают много нового, интересного; учатся различать добро и зло; что хорошо, что плохо. Например: сказка «Умная девушка», где дети учатся быть догадливыми, остроумными, как героиня сказки.
В своих рисунках по сказке «Старуха Таал- Таал»- дети показывают своё отношение к главной героине (сопереживают, радуются).
Олонхо- вершина народного ума в возвышенном виде, образец красноречивых творческих проявлений народа. Поэтому этот вид эпоса захватывает психику и сознание народа.
Олонхо возникло в древнейшие времена, когда якуты жили ещё родами и племенами, оно фантастически отображает жизнь древнейших племён и является архаическим памятником педагогики народа саха. Разнообразна воспитывающая функция олонхо. Героический эпос отображает борьбу племени айыы за честь и справедливость, за общие интересы торжества справедливости, уважение и любовь к старшим, любовь к женщинам и детям, благородство и героизм богатырей «айыы аймаха» в борьбе за свободу и любовь к родному очагу.
Воспитатель 1 категории
МБДОУ №10 д/с «Ручеек»
Республика Саха (Якутия)
Филиппова Л. В.