Инга Паходкина
Журнал для педагогов и родителей по театрализованной деятельности.
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 10 «Малышок» посёлка Псебай муниципального образования Мостовский район
Журнал
для педагогов и родителей
"
Это чудо- ТЕАТР"
п. Псебай 2012 г.
Уважаемые педагоги, родители!
В этом журнале Вы найдёте много полезной, интересной,
увлекательной и познавательной информации:
27 марта- Международный день театра!
Листаем страницы истории.
Публикация «Журнал для педагогов и родителей по театрализованной деятельности,» размещена в разделах
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Роль театрализованных игр в развитии ребенка.
Театральная деятельность- это радость, смех, яркие эмоции.
Виды театров.
Домашний кукольный театр.
Этюды- школа актерского мастерства.
Делаем театр вместе с детьми.
Основные театральные термины.
Автор и редактор журнала Паходкина Инга Владимировна
27 марта- Международный день театра!
[/h3]
Актеров, постановщиков, актрис
сегодня вызываем мы на бис!
Художников, суфлеров, режиссеров,
танцоров, музыкантов и дублеров,
Работников, невидимых за сценой,
и костюмеров с их стежком бесценным.
К вам - восхищенные слова и взгляды,
мы в день театра всех поздравить рады!
Советский Союз получил членство в Международном институте театра еще в 1959 году. С 1961 года СССР, а затем Россия — постоянный член его исполнительного комитета.
Как известно, слово «театр» произошло от древне-греческого слова theatron, что значит «место, где смотрят».
Традиционно в театре играются два наиболее популярных жанра — комедия и трагедия, символами которых стали театральные маски.
Русская театральная школа богата и разнообразна. Многие специалисты сходятся во мнении, что она уникальна и служит образцом для подражания и изучения для многих зарубежных школ. Считается, что придворный театр 17 века создал предпосылки и прочную основу для развития театрального ремесла в России. 22 июля 1795 года в Москве в имении графа Николая Шереметева открылся театр-дворец «Останкино».
Международный день театра — это не просто профессиональный праздник мастеров сцены,
это наш праздник — праздник миллионов неравнодушных зрителей.
Листаем страницы истории.
Упоминание о первой театральной постановке датируется 2500 годом до нашей эры. Первая театральная игра состоялась в Египте, сюжетом послужили образы египетской мифологии — истории бога Осириса. Это было зарождением долгой и прочной связи между театром и религией. В древней Греции театр стал формироваться как искусство, устанавливались четкие определения трагедии и комедии, а также других театральных форм. Древнегреческие театральные представления также использовали мифологические образы.
Мало известно о том, как в древние времена использовались куклы. В большинстве культур кукла играла определенную роль в религиозных обрядах. Желая обратится к миру духов человек создавал образы– посредники. Куклам поклонялись. Их подвешивали в качестве амулетов на шею и клали в могилу умершим.
Из древней Индии пришла легенда о том, как возник кукольный театр: ''Бог Шива и его супруга Парвати проходили однажды мимо лавки столяра и приметили маленькие фигурки, вроде кукол с подвижными конечностями. Они так заинтересовались этими существами, что, к удивлению столяра, дали своему духу войти в них и те ожили- начали танцевать. Однако спустя некоторое время Парвати устала. И боги отправились дальше. Куклы перестали двигаться и опять замерли. Столяр бросился вдогонку и попросил: ''Не покидайте моих кукол, пусть они останутся живыми''. Но Парвати ответила: ''Ведь это ты их сделал, стало быть, не я, а ты должен дать им жизнь''. Столяр вернулся к себе и долго думал, как ему быть. Наконец, ему пришла в голову мысль оживить их с помощью нитей''.
Ранний кукольный театр Индии- это представления театра теней, продолжавшийся неделями. Обычно делались инсценировки отдельных сюжетов из священных санскритских текстов. В наши дни Индия - страна с многообразными кукольными школами и традициями. Например, индийские кукловоды не говорят во время представления. Вместо этого они издают множество различных звуков, символизирующих определенные действия и чувства.
В XV в. появились представления на библейские сюжеты, жития святых, рассказы о сотворении мира, которые часто разыгрывались с помощью марионеток. Возможно, отсюда и берет начало слово ''марионетка'' (''марионетка'' –маленькая Мария). Древние народы верили, что на небе, на земле, под землёй, в воде живут разные боги, злые и добрые духи, сверхъестественные существа. Чтобы им молиться, люди делали изображения больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах, спинах слонов, устраивали хитрые приспособления для открывания глаз, кивания головами, оскаливания зубов у кукол. Постепенно такие зрелища всё больше стали походить на театральные представления. На протяжении тысячи лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, джинах, ангелах, высмеивались человеческие пороки: глупость, жадность, трусость, жестокость. В России в XVIIв. наиболее популярным кукольным театром был театр Петрушки. Петрушка - любимый герой из скоморохов, дававших представление для зрителей. Это удалой смельчак и задира, в любой ситуации сохранявший чувство юмора и оптимизм.
Современный мир невозможно представить без кукольного театра.
Роль театрализованных игр в развитии ребенка.
[/u]
Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому.
В. А. Сухомлинский
Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.
Выдающийся режиссер и актер К. С. Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку только сказать себе «…как будто бы», и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать.
Уберечь от эстетической глухоты – значит сделать шаг к гармонии.
В игре ребенок не только узнает об окружающем мире, законах общества, человеческих отношениях, но и учится жить в этом мире, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики, т. е. умения держать себя в обществе. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.
Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишковой и др. В настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку. Ученые единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой. Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством гармоничного развития ребенка, в том числе его творческих способностей.
Театральная деятельность- это радость, смех, яркие эмоции.
Театрализованная деятельность оказывает серьезное влияние на развитие личности ребенка. Играя роль, ребенок может не только представить, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Эстетические переживания помогают ребенку испытывать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей как реальных, так и в воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля они учатся выделять цель, средства ее достижения, планировать и координировать свои действия и многому другому. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для личностного развития.
Театрализованная деятельность используется психологами в работе с социально импульсивными и социально пассивными детьми, в предупреждении и преодолении у ребенка неуверенности в себе и своих возможностях, тревожности и страхов.
По мнению Т. И. Петровой, театр - это проверка мышления, памяти, речи, внимания, коммуникативных навыков. В работе «Театрализованные игры в детском саду» Петрова Т. И., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. отмечают, что в процессе театрализованной деятельности происходит развитие личности ребенка, а именно:
в процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического;
активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп и выразительность речи;
совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
развивается эмоционально- волевая сфера;
развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
участие в театральных играх доставляет детям радость, вызывает интерес,
Театральная деятельность - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умения воспринимать предметы такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке. Прежде всего, театральная деятельность- это радость, смех, яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры. Это деятельность, в которой осуществляются и проигрываются мечты, желания, фобии и многое другое. В работе с детьми театрализованной деятельности следует уделять должное внимание, так как именно она предоставляет уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка.
Виды театров:
-пальчиковый
-кукольный
-конусный
-марионеток
-настольный
-теневой
-картинок
-вязаной игруш
ки. [/b]
Домашний кукольный театр.
Домашний кукольный театр должен быть в каждой семье, где есть ребенок. Во-первых, героев можно сделать. У многих мам с наступлением беременности, а затем и появлением малыша, просыпается тяга к творчеству. Это прекрасный способ реализовать свою тягу к рукоделию. Если вам помогает подросший ребенок, то изготовление игрушек для театра – это замечательное развитие моторики и фантазии малыша.
Во-вторых, театрализованное представление развивает эмоциональную сферу малыша, а желание поговорить с героями и рассказать об увиденном остальным способствует развитию речи и мышления.
В-третьих, спектакль нужно репетировать. А это здорово сплачивает семью, как и любое общее дело.
В-четвертых, кукольный театр может сделать ваш домашний праздник по-особому выразительным. А если вы любите гостей в своем доме, то кукольный спектакль может стать поводом для сбора ваших друзей.
И, наконец, это самая настоящая сказка в вашем доме. Любимых героев ребенка можно использовать для повседневных игр и общения с ребенком. Поверьте, уговорить вашего малыша отправиться чистить зубки или убрать за собой игрушки будет гораздо легче сказочному мишке, чем вам.
Что нужно для создания кукольного театра, кроме желания?
Нужна ширма. Можно купить готовую, можно сделать ширму самим, например, из большой коробки из-под мебели. Просто прорежьте в ней прямоугольник желаемого размера и обклейте саму коробку цветной бумагой или покрасьте.
Можно поступить проще. Поставьте на расстоянии полутора метров друг от друга два стула. Между ними натяните ткань. Ширма готова.
Далее нужны персонажи. Вариантов их изготовления немало.
Если ваш ребенок еще маленький, а вы хотите, чтобы он тоже был участником спектакля, то не забывайте о том, что пользоваться куклой нелегко поначалу даже взрослому. Поэтому начните с фигурок попроще. Например, предложите ребенку нарисовать голову понравившегося персонажа сказки на 1/4 альбомного листа. Вырежьте ее. Склейте колечко из бумаги диаметром, равным толщине указательного пальца ребёнка. Наклейте на колечко вырезанную предварительно голову. Готовую бумажную головку ребёнок надевает на указательный палец и с помощью нехитрых упражнений учится управлять своими пальчиками.
Если вы хорошо вяжете, можете связать пальчиковые куклы. Ребенку будет просто управлять такой куклой, да и моторика при этом прекрасно развивается.
Если вы не прочь вложить больше сил в изготовление сказочных персонажей, то попробуйте сшить куклы-перчатки.
Перво-наперво, необходимо сшить саму перчатку, которая будет играть роль туловища куклы. Но сначала нужно сделать выкройку. Положите на бумагу руку в таком виде, как будто на нее одета кукла (указательный палец управляет головой, большой и мизинец — руками, два других пальца поджаты). Теперь обведите руку с припуском на объем. Если кукла шьется для малыша, то обводить нужно его ручку. По бумажной выкройке сделайте выкройку из ткани. Ткань должна быть мягкой и достаточно плотной. Подойдет байка, бязь или флис. Теперь сошьем перчатку и наша основа готова.
Самое сложное в изготовлении таких кукол – голова. Вариантов – масса. Помимо того, что ее можно сшить из ткани или старых женских колготок, она может быть сделана из папье-маше, слеплена из смоченных клеем салфеток. Можно взять старую мягкую игрушку или куклу, пришив ее голову, ладошки, хвост к перчатке-основе.
И, наконец, необходим сюжет, сценарий.
Конечно, можно пойти дальше и заготовить пригласительные билеты для гостей. Можно не устраивать застолье, но что за театр без буфета? Купите соки и сделайте бутерброды. Обязательно приобретите колокольчик. Малыш получит незабываемое удовольствие, давая три звонка и поторапливая гостей. Подберите заранее походящую музыку, она украсит спектакль.
И будет в вашем доме незабываемое действо.
Желаю удачи и вызываю на "бис"!
Этюды-школа актёрского мастерства.
Мимическое и пантомимическое изображение эмоций развивают у ребенка способность понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое.
Существует два языка общения:
Язык слов, понятий, категорий, обобщений, речевых единиц, фраз;
Язык бессловесный: язык мимики, улыбок, гримас, смеха, плача – язык эмоций, переживаний. Он появляется очень рано и позволяет малышу «считывать" информацию об отношении окружающих к нему и друг к другу, их настроение и эмоции.
Дети учатся искусству общения у взрослых, особенно у тех, которых уважают.
Проведите с детьми несколько несложных этюдов:
«Цветок»
Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко, из семечка проклюнулся росток, из ростка вырос цветок, нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивает свою головку вслед за солнцем.
Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки спрятать.
Поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.
«Сердитый дедушка»
К дедушке в деревню приехал Петя и сразу пошел гулять. Дедушка рассердился, что Петя ушел гулять за калитку – а если из леса придет волк, что будет с Петей?
Мимика: нахмуренные брови
«Вкусные конфеты»
У девочки в руках коробка конфет. Она протягивает ее по очереди детям (воображение). Они берут по одной конфете и благодарят девочку. Потом разворачивают бумажки и кладут конфеты в рот. По лицам видно, что угощение вкусное. Мимика: жевательные движения, улыбка.
«Новая кукла"
Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой. Звучит музыка.
«Лисенок боится».
Лисенок увидел на берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная и глубоко тут.
Выразительные движения: поставить ногу вперед на носок, потом вернуть на место,
это движение несколько раз. Для большей выразительности можно
имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.
Делаем театр вместе с детьми.
Куклы для театра из пластиковых одноразовых ложек.
Вам понадобится: набор ложек, шерстяные нитки, фетр или другой материал, ленточки и глазки.
Способ изготовления: Волосы. Их шерстяных ниток делаем помпоны. Они приклеиваются клеем моментом с внутренней стороны ложки. Цвета ниток могут быть совершенно разные.
Одежда. Лучше конечно шить платье - конус из фетра, тогда подшивать не придется. Сшиваем конус, делаем надрез в верхней части, чуть ниже угла. Вставляем в надрез ложку и завязываем крепко ленточкой, можно с бантиком.
Глаза. Глазки на ложке можно нарисовать, наклеить готовые бегающие глазки или сделать аппликацию.
Персонажи из конусов и цилиндров
С помощью циркуля или трафаретов вырезают круги разного диаметра, складывают их пополам, разрезают по линиям сгиба, склеивают из полукругов конусы, превратив их в фигурку, приклеивают детали. Для изготовления игрушек из цилиндров склеить их из прямоугольных листов плотной бумаги. Оформить лучше аппликацией из бумаги, ткани, кружева, тесьмы, ниток, пуговиц, бусинок, бисера, пришив или приклеив к поделке. Крахмальным клеем удобно склеивать бумагу, тонкие ткани, а картон, пуговицы, бусины, тесьму лучше приклеивать клеем ПВА.
Магнитный театр
Любые красочные картинки с изображением героев сказок могут быть приспособлены для магнитного театра. Двухсторонним скотчем к обратной стороне картинок прикрепляются кусочки магнита. На любой металлической поверхности можно передвигать эти картинки.
Игрушки из природных материалов
Используются шишки, желуди, каштаны, кора, семена, косточки и др., которые не скрепляются пластилином, нужен клей ПВА, казеиновый или столярный.
Природные материалы лучше покрывать бесцветным лаком. Нельзя пользоваться материалом, который может повредить здоровью детей (репейник, колючки, ядовитые растения, плоды и семена и др.).
Театр игрушек из природных материалов удобнее показывать на песке. Для этого к крышке стола со всех сторон прибивают дощечки высотой 10 см, насыпают песок, оформляется декорация с помощью корней, коры, камушков, веточек растений. Можно врыть в песок емкость с водой, тогда персонажи могут плавать на плотиках и лодочках из коры.
Куклы из варежек
Варежка может изображать голову куклы, при этом большой палец варежки служит персонажу носом. Варежку можно превратить в целую зверушку, тогда большой палец варежки будет хвостиком, а сама варежка — туловищем, к нему пришиваются голова и другие детали. У такой куклы активно действует хвостик (большой палец руки). Если не найдется ненужных варежек, можно сшить их из старых вязаных вещей или ткани. При этом можно не выкраивать место для большого пальца. Разные детали к такой варежке пришиваются.
Театры бывают разные: необычные. креативные и самые невероятные:
-Куклы из носков.
-Куклы из дисков.
-Театр на прищепках.
Основные театральные термины:
АКТЕР: исполнитель ролей в драматических спектаклях и фильмах.
АНТРАКТ: перерыв между актами (действиями) спектакля, отделениями концерта, представления.
АНШЛАГ: объявление у кассы театра, цирка и т. п. о том, что все билеты проданы.
АПЛОДИСМЕНТЫ: рукоплескания в знак одобрения или приветствия.
АФИША: объявление о спектакле, представлении и т. п., вывешиваемое в публичных местах; театральная или концертная программа.
ГРИМ: искусство изменения лица актера при помощи специальных красок, пластических или волосяных наклеек, парика соответственно исполняемой роли; специальные косметические средства, а также наклейки, накладки и т. п., применяемые актерами.
ДЕКОРАЦИЯ: художественное оформление спектакля средствами живописи, архитектуры, графики, освещения и постановочной техники.
МИМИКА: движение лицевых мышц, выражающее внутреннее душевное состояние; искусство актера передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица.
ПАНТОМИМА: Вид сценического искусства, в котором для передачи содержания, создания художественного образа используются пластически выразительные движения тела, жест, мимика;
РАМПА: Театральная осветительная аппаратура,
РЕПЕРТУАР: Совокупность произведений, исполняемых в театре, на концертной эстраде и т. д. ; круг ролей, номеров, музыкальных, литературных произведений, исполняемых артистом.
РЕПЕТИЦИЯ: Подготовка, а также пробное предварительное исполнение спектакля, представления, какого-либо зрелищного мероприятия; генеральная репетиция - последняя репетиция перед выпуском спектакля, представления (при полном оформлении, обычно с публикой).
СЦЕНА: В древнегреческом театре - первоначально временное деревянное помещение для переодевания и выхода актеров; затем - стена, расположенная позади орхестры, являлась архитектурным фоном действия трагедии.
СОФИТ: театральная осветительная аппаратура, укрепленная на опорах и предназначенная для освещения сцены спереди и сверху.
СПЕКТАКЛЬ: театральное представление.
ТЕАТР: род искусства, особенностью которого является художественное отображение явлений жизни посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актеров перед зрителями. В ходе исторического развития определились три основные вида театра, отличающиеся специфическими признаками и средствами художественной выразительности - драматический, оперный и балетный.
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- вид деятельности, в процессе которой активно формируются творческие способности (выразительность движений, поз, мимики, интонаций).
Театр
-
это средство эмоционально-эстетического воспитания детей
в дошкольном образовательном учреждении.
Благодаря театру
ребенок познает мир
и учится выражать свое собственное отношение к добру и злу. [/h4]
Создавайте такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир.
Мир, название которому –ТЕАТР!