Светлана Морозова
«Зимующие птицы нашей деревни». Исследовательская работа учащихся начальной школы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель работы: изучение образа жизни и поведения птиц зимой.
Задачи:
1) изучить литературу о птицах и определить птиц, зимующих в нашей деревне;
2) выяснить, какой вид кормушек предпочитают птицы;
3) описать, как и чем подкармливать птиц;
4) наблюдать за поведением, взаимоотношениями зимующих птиц;
5) провести анкетирование сверстников с целью выявления отношения к зимующим птицам;
6) сделать выводы и обобщить результат.
Публикация «„Зимующие птицы нашей деревни“, Исследовательская работа учащихся начальной школы» размещена в разделах
- Деревья зимой. Зимние деревья
- Зимующие птицы
- Исследовательская деятельность
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
Объект исследования: зимующие птицы нашей деревни.
Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезы:
1. Остаются зимовать и прилетают к нам на зиму только те птицы, которые могут приспособиться к другому корму.
2. Зимующие птицы – это пернатые, умеющие приспособиться к разным условиям.
3. Если регулярно подкармливать птиц зимой, то их численность увеличится.
Основная часть работы
Птицы – удивительные существа.
Из всех населяющих Землю живых существ самыми удивительными являются птицы.
Что же отличает птиц от других животных? Краткая характеристика птиц: это позвоночные, имеющие тело, покрытое перьями. Есть у птиц и другие признаки: птицы имеют роговой клюв, не более четырех пальцев на ногах, они дышат воздухом, а размножаются, откладывая и насиживая яйца.
Наука о птицах - орнитология.
Трудно приходится братьям нашим меньшим, особенно зимой – против них объединяются голод и холод. Но зимой для птиц, особенно маленьких, с быстрым обменом веществ, самое неприятное - голод. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Поэтому так важны кормушки! Чтобы помочь пернатым зимой, надо знать, какие птицы зимуют у нас и чем они кормятся.
Я провел наблюдение и, пользуясь специальной литературой, составил альбом-определитель «Зимующие птицы нашей деревни», чтобы все дети знали и отличали этих птиц и смогли им помочь выжить в холодное время года.
(См. Приложение)
Еще я собрал народные приметы, связанные с птицами. Интересно было проверить, совпадают ли народные приметы предсказания погоды по поведению птиц. Проверил некоторые из примет – все совпадает!
Народные приметы, связанные с птицами
• Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
• Воробьи веселы, подвижны и драчливы – к хорошей погоде.
• Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку – будет снег без ветра. А дружно расчирикались – к потеплению.
• Зимой галки собираются к вечеру стаей и кричат- к ясной погоде, потеплению.
• Синица к избе – зима на дворе.
• Синица пищит – зиму вещает.
• Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают – жди снега или мороза.
• Вороны часто кричат – к непогоде.
• Если ворона купается ранней весной – к теплу, летом купается – к дождю.
• Если вороны летают стаями, высоко, поднимаются под тучи – к ненастью.
• Вороны и галки вьются в воздухе – перед снегом, садятся на снег – к оттепели, садятся на верхушки деревьев – к морозу.
• Снегирь за окном зимой чирикает – к оттепели.
• Если стаи грачей прилетели до 14 марта – быть лету мокрому, а снег сойдет рано.
• Увидел скворца – знай: весна у крыльца.
• Если журавли осенью летают высоко – осень будет продолжительной.
• Дикие гуси летят, зимушку на хвосте тащат.
• Осенью птицы летят низко – к холодной зиме; высоко – к теплой зиме.
• Дикие гуси весной высоко летят – воды будет много, низко – мало.
2. Практический этап
Классификация кормушек
Чтобы помочь зимующим у нас птицам, необходимо регулярно подкармливать их в течение всей зимы и ранней весны, устраивать птичьи кормушки.
Кормушки бывают самых разнообразных конструкций и изготавливаются из разных материалов. Объединим их в определенные группы и покажем полученную классификацию.
Кормушки для птиц подразделяют на открытые и закрытые
Бывают кормушки самоподсыпающиеся и насыпные.
По материалу различают кормушки, изготовленные из пиломатериалов, стекла, металла, комбинированные и другие.
Одни кормушки могут быть общими для всех зимующих птиц, другие – только для определенных видов птиц.
Кормушку для мелких птиц можно устроить в любом месте: на окне, у дома, на приусадебном участке.
Виды кормов
Из специальной литературы я узнал, чем кормить птичек. Это простые, недорогие и доступные продукты: хлеб, вареный картофель, сыр, бананы, сухофрукты, сало, крупы, орехи, семечки.
Кусочки сала и мяса для синиц можно повесить на ветку. Мясо и сало - обязательно несолёное. Любят птички хлебные крошки и разную крупу.
Семена подсолнечника, дыни, тыквы едят почти все птицы. Семена репейника – основной корм щеглов. Полезно с осени заготовить, связав в пучки и высушив, рябину, калину, боярышник, бузину, репейник, чертополох, конский щавель, лебеду и т. д.
Мы с друзьями изготовили кормушки разных видов и решили повесить их у своих домов и рядом со школой. Возник вопрос – где и как их разместить?
Рассмотрели варианты:
а) школьный сад – если будет много снега, то подход к кормушкам будет затруднен, да и из-за близости свалки здесь много собак и кошек, которые будут пугать птиц;
б) кусты под окнами нашего кабинета – низко от земли (менее 1 м) – птицам это возможно не понравится, четвероногие друзья и прохожие будут мешать;
в) кусты под окнами коридора - ветви тонкие - ветер будет раскачивать кормушку, в снегопад плохой подход;
г) самый оптимальный вариант был найден – прикрепить кормушку (на саморезы) к отливу за окном класса: держится крепко, подход хороший, высота оптимальная, удобно сыпать корм, вести наблюдения из окна, термометр рядом, да и покормить птичек не забудешь, так как они напоминают о себе.
Ежедневно мы насыпали корм птицам: различные виды круп и их смеси, семечки (белые и черные, крошки батона; для синиц устроили «жировые» кормушки, голубям оставляли корм на снегу.
Сначала в школьной кормушке нашими основными гостями были галки, а мелкие птички побаивались, но через неделю к нам стали прилетать воробьи, синички и даже поползень.
Снегири и щеглы – очень осторожные птицы. Не смотря на то, что их немало встречалось в школьном микрорайоне, к нашей кормушке они не подлетали, а кормились семенами растений.
Я попытался выяснить, какие кормушки больше нравятся пернатым. Оказалось, что на деревянную крытую кормушку птицы прилетают охотнее, чаще и большими стайками, чем на кормушки из пластиковых бутылок и пакетов от сока и молока. Возможно причина в том, что деревянная кормушка устойчивая, хорошо закреплена, ее не качает ветром, и за древесину легче зацепиться коготками, чем за пластик.
3. Наблюдение.
Я попробовал выяснить, какие птицы чаще всего встречаются в зимнее время в нашей деревне. С 1 декабря по 1 марта вел наблюдения, когда шел в школу и возвращался домой, во время уроков физкультуры, лыжных прогулок, экскурсий в природу. Результаты заносил в таблицу.
Я заметил, что в каждом селе, причем в каждом отдельном микрорайоне села, преобладают те или иные виды птиц. Например, рядом со школой можно увидеть галок, воробьев, голубей, снегирей, поползня и синиц. Примерно в радиусе 1 км от школы встречаются сороки, вороны, дятлы, щеглы, сойки. В деревне Ровно много крупных птиц: сорок, галок, ворон, голубей, а в деревне Слободе преобладают мелкие птицы: воробьи, синицы, снегири, щеглы.
Я попробовал составить рейтинг численности зимующих птиц деревни Ровно в виде таблицы и диаграммы.
Еще я создал план микрорайона школы, на котором условными значками отметил те места, где мы встречали тех или иных птиц, отразил, как часто мы их видели, стайками или поодиночке.
Из беседы с взрослыми я выяснил, что общая численность зимующих птиц и их видовой состав в родном крае с каждым годом, к-сожалению, уменьшается. Возможно, причины в том, что:
1) в деревнях не осталось ферм, в подсобном хозяйстве мало кто содержит домашних животных, а ведь скотные дворы – это основное место питания и ночлег для пернатых в селе;
2) поля не обрабатываются, нет хранилищ зерна – уменьшается количество зернового корма;
3) ухудшается экология (загрязнение воздуха, воды, почвы).
Я составил при помощи учителя диаграммы «Влияние температуры воздуха на активность птиц», «Изменение количества птиц на кормушке в зависимости от времени суток».
Выясним, каковы взаимоотношения птиц на кормушке.
Самые частые гости в нашей «птичьей столовой» и самые дружные птички - воробьи. Они прилетают большими шумными стайками, дружелюбно относятся друг к другу и к синицам.
Синицы, сидя на кормушке, дружно клюют корм, а на сало и «жировую» кормушку садятся по очереди. Если подлетает поползень, то другие птицы уступают ему свое место.
С появлением стаи галок мелкие птицы улетают, освобождая им кормушку. Галки иногда ссорятся.
Не очень дружны и голуби. Они не общаются с другими видами птиц. Мы наблюдали, как они отнимают корм друг и друга.
Заключение
Для меня эта работа оказалась очень интересной. Ежедневно насыпать корм в кормушки стало каким-то приятным обязательством, постепенно приучающим к дисциплинированности. Наблюдать за повадками птиц, их поведением оказалось интересным и познавательным делом.
Проведя наблюдение за птицами, можно сделать следующие выводы:
1) В нашей деревне рядом с человеком зимуют воробьи, синицы, галки, сороки, щеглы, голуби и другие птицы; прилетают из леса покормиться снегири, дятлы, сойки, свиристели и т. д.
2) Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к другому корму и выживанию в жестких погодных условиях. Многие охотно прилетают на места кормления.
3) Русский народ создал много примет, связанных с птицами. Они точны и правдивы.
4) Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду от 0 и ниже, больше, чем птиц, посещающих кормушки в более теплую погоду: выше 0.
5) В сильные морозы (ниже 25, метель, снегопад количество птиц сокращается.
6) В утренние и дневные часы (примерно с 9.00. до 15.00, то есть в светлое время суток, птиц на кормушках больше, они активнее, чем в вечернее время.
7) Взаимоотношения между разными видами птиц на кормушке нормальные: воробьи «дружат» с синицами, но боятся галок.
8) В декабре, январе птиц на кормушке было больше, видовой состав разнообразнее, чем в феврале. В конце зимы к нам на кормушку прилетали лишь воробьи и галки. Возможно, многие птички, почуяв приближение весны, улетают в лес.
9) Большинство птиц зимой собираются в стайки, так им легче сообща пережить холод и голод.
10) Общее количество и видовой состав зимующих птиц в нашем селе с каждым годом уменьшается.
11) Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма.
12) Многие учащиеся нашей школы проявляют заботу о зимующих птицах.
13) Возможно, если птиц постоянно подкармливать тем, что они любят, то они не улетят в теплые края.
Мои наблюдения подтверждают выдвинутые гипотезы.
Все птицы приносят человеку большую пользу.
Птиц надо беречь, охранять, не беспокоить весной и летом, а зимой, в трудное голодное время – подкармливать.
Я считаю, что, если каждый ученик нашей школы в зимнее время установит хотя бы одну кормушку, и будет регулярно подкармливать птичек, то все зимующие птицы в нашей деревне будут обеспечены пищей и спасены от голода. Если каждая школа в нашей стране поставит кормушки, то всем птицам зима не будет страшна. Тем самым численность пернатых будет возрастать.
На районном конкурсе детских исследовательских работ мы заняли с этой работой 2 место.
К-сожалению, объем немного сократила и убрала приложения.