Екатерина Воронич
Значение обучения детей дошкольного возраста графической речи при подготовке к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики. Изобразительная деятельность требует согласованного участия многих психических функций и, по мнению ряда специалистов, способствует согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность в образной форме выразить то, что он переживает.
Публикация «Значение обучения детей дошкольного возраста графической речи при подготовке к школьному обучению» размещена в разделах
Л. С. Выготский назвал детское рисование графической речью.
Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрительным восприятием, моторикой, координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель усложняющегося представления о мире.
Важно отметить, что развитие логического мышления опирается на наглядно-действенное мышление, основы которого составляют образы - представления, усваиваемые ребенком в различных видах художественно-творческой деятельности, в которой образность отражения предметов и явлений - главное достоинство.
Важным психическим процессом, без которого невозможно творчество и, который формируется посредством изобразительной деятельности является воображение.
Необходимо отметить влияние рисования на процесс подготовки детей к школе. Большое значение, при этом, имеет формирование элементов учебной деятельности. Организуя свои действия для создания изображения, ребенок должен контролировать их, сопоставлять их имеющимся представлением о том, как эти действия нужно использовать.
Исследование Т. Н. Розгоновой показало, что на занятиях в процессе обучения рисованию у детей старшего дошкольного возраста можно постепенно сформировать действия контроля 3-х видов:
- контроля по результату;
- контроля за способом действия;
- предпосылок предвосхищающего контроля.
Оценка результатов рисования является одним из компонентов готовности к школе. Дети учатся применять действия оценки и в процессе создания орнамента, и при его завершении. У них формируется умение оценивать результат с точки зрения уровня и качества исполнения поставленной изобразительной задачи.
Успешное овладение навыками рисования облегчает усвоение письма к школе, так как обе деятельности имеют много общего. В обоих случаях – это деятельность с орудиями, оставляющими не бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания кисти, ручки.
Развитие мышц у детей происходит неравномерно. Вначале развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, позднее – мышцы кисти рук. Письмо в большей степени, чем рисование требует ограничения движения руки в определенном пространстве линеек. В процессе рисования дети проводят линии в различных направлениях, различной толщины и длины. Движения кисти контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги. Но такое ограничение не требует особого внимания и усиления воли, как в письме. Сопоставление рисования и письма показывает, что обучение в детском саду создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом. Новым является освоение движений, быстро изменяющихся направлений на противоположные, например, при рисовании завитков вправо и влево, петель-восьмерок, криволинейных форм, зигзагов. Изображение такого рода линий, форм позволяет добиться подвижности пальцев и свободы осевых движений кисти руки, управляющих действиями карандашом и кистью.
Особенность рисования заключается в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль за движением руки, необходимый на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и исправляет его, если оно не соответствует сложившемуся образу предмета. Постепенно, по мере формирования способов действия, роль зрительного контроля несколько снижается, поскольку рука приобретает чувственное представление о движении и рисующий ребенок может произвести движение автоматически.
Правильные технические навыки и умения формируются постепенно, от занятия к занятию при условии, если воспитатель обращает на него внимание и учит детей правильным способам действия.
Основными свойствами движения, необходимыми для овладения письмом, по мнению С. Л. Рубинштейна, является скорость (быстрота прохождения траектории, сила, точность и меткость, пластичность и ловкость.
Данные свойства приемлемы и в обучении детей рисованию, являются основополагающими при подготовке детей к письму.
Таким образом, изобразительная деятельность, в процессе обучения дошкольников рисованию, охватывает различные стороны развития и воспитания детей : сенсорное, интеллектуальное, эстетическое, нравственное.