Значение ручного труда в воспитании детей при подготовке к школе

Галина Гайтанова
Значение ручного труда в воспитании детей при подготовке к школе

Исходя из известных положений физиологии, психологии и педагогики, припоминая наблюдения многих лет, опираясь на опыт хочется сказать, что, развитой мозг ребенка и неразвитая рука семилетнего человека - это вполне закономерное состояние, которое не должно подвергать в панику. Другой вопрос: в достаточной ли степени развита рука ребенка? Можно ли ее готовить к школе лучше и основательнее?

Рука человека - это комплекс мелких мышц. Письмо первоклассника - это продукция (плохая или хорошая) мелких мышц, руководимых мозгом. Мелкие мускулы человеческой руки, действительно, развиваются в упражнениях, о это не обязательно письмо.

Интересно, к примеру, отметить одно примечательное явление. Девочки - первоклассницы, в своем подавляющем большинстве, письмом овладевают легче первоклассников - мальчиков, так как частота движений пальцев их рук несколько большая. А почему? Каждый согласится с тем, что рука девочки-дошкольницы чаще и систематичнее включается в домашние дела, тренируется основательно в "девичьих" играх (сколько манипуляций приходится произвести с куклой, одеванием и раздеванием этой игрушки, с пошивом одежды, ее починкой).

Поэтому развивать необходимо не только интеллект, но и руку - рабочий орган человеческого интеллекта.

Уже много лет мы пытаемся убедить друг друга и самих себя в том, что "развитие ребенка находится на кончиках его пальцев", однако смысл этого в общем-то верного утверждения, по-видимому, постоянно ускользает от нас. И мы обычно впадаем в одну из двух крайностей: сначала пытаемся "развить" ребенка через бесконечные (часто довольно утомительные и однообразные) практические упражнения для рук, отнимающие много времени и почему-то все-таки не дающие ожидаемого эффекта, а затем перестаем верить в это "развитие через кончики пальцев" и все внимание сосредотачиваем на умственной работе (решении математических задач, выполнении упражнений по русскому языку и т. п.). И очень много теряем.

Большое влияние занятия по ручному труду оказывают на умственное воспитание ребенка, способствуют развитию внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольность. Ручной труд предполагает новизну, творческий поиск, возможность добиваться более совершенных результатов. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития ребенка.

Ручной труд способствует и воспитанию характера ребенка. Не так-то просто сделать игрушку. Ее изготовление требует определенных волевых усилий: ребенок, встречаясь с трудностями, пытается самостоятельно их разрешить; при этом у него формируется целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Ручной труд дает реальную возможность научить детей оценивать собственную деятельность: они не только анализируют образец т планируют последовательность действий, но и контролируют себя по ходу работы, соотносят свой результат с образцом.

Изготовление поделок требует от ребенка определенных действий. Опыт свидетельствует: если вначале движения руки неточные и ребенок может повредить игрушку, то впоследствии, в результате систематического труда, движения становятся уверенными, точными, а пальцы гибкими. Это важно для подготовки руки к письму и учебной деятельности.

Ручной труд способствует развитию согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок у детей постепенно складывается система специальных навыков и умений.

Особая роль принадлежит игровой мотивации, которая позволяет избежать постановки задач в категоричной форме ("Дети, сегодня мы будем делать. ", побуждает к действию, вызывает желание прийти на помощь, выручить различных сказочных героев, сделать подарок близким или малышам.

Занятия по ручному труду и конструированию организуем циклами. На протяжении нескольких занятий знакомим детей с работой с одним видом материала. Чтобы добиться освоения детьми необходимых для этого навыков, следует помнить о взаимосвязи разных видов деятельности: рисования, аппликации, лепки, конструирования. Все это мы учитываем при планировании занятий по ручному труду с учетом задач коррекционно-развивающего обучения детей, включая в них упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

На первых занятиях с целью проверки умений и навыков, уже освоенных детьми, начинали с простых поделок из природного материала и бумаги, затем переходили к изготовлению игрушек-забав, объемных игрушек, изготовлению игрушек и поделок из различных материалов (нитей, соломы, бересты).

После знакомства материала, из которого будет выполнена поделка, мы знакомим детей с его свойствами: мягкий, легкий, плотный, твердый, хорошо впитывает воду, гладкий, шершавый, бархатистый, ворсистый, сохраняет тепло и т. д. Затем предлагаем детям вспомнить или предположить, что еще делают из этого материала, где применяют, как используют.

Практические навыки формировали постепенно. Большое внимание уделяли умению работать с трафаретом и аккуратному вырезанию по контуру.

Украшали игрушки дети по собственному замыслу и желанию, а значит, имели возможность применять навыки и умения, полученные на занятиях аппликацией, рисованием, конструированием.

Важное значение для каждого ребенка имеет оценка его работы. Зная, что дети болезненно переносят негативную оценку взрослого, мы лишь предлагаем ребенку поправить что-то в своей работе или даже переделать ее, в мягкой форме объяснив, что получилось не так.

Нет ничего хуже бесцельного сидения за столом в ожидании окончания занятия. Поэтому не стоит заставлять детей ждать, когда закончит работу вся группа, - выполнив задание, ребенок может навести порядок на своем рабочем месте, поиграть с продуктами своего труда.

Нам удалось вызвать у детей интерес к ручному труду, доставить им эмоциональное наслаждение и удовлетворение. Они с нетерпением ждали занятий, интересовались какую игрушку или поделку будут делать в следующий раз.

Публикации по теме:

Готов ли ребенок к школе? Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. В школе большая нагрузка ложится на.

Подготовка руки ребенка к письму! Как часто приходиться слышать от учителей: "Интеллект моих первоклассников развит хорошо. Понимают причинно - следственные связи простых.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Значение ручного труда в воспитании детей при подготовке к школе
Опубликовано: 6 января 2015 в 15:10
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 августа. День часов на МААМ

Про время все говорят, за ним следят, но что это такое – непонятно. Почему время можно тянуть, губить и терять, как оно идет и возможно ли его остановить – на эти и другие детские «почему» приходится...

19 августа. День полёта Белки и Стрелки

19 августа 1960 года в 11:44 космический корабль «Спутник-5» стартовал с космодрома «Байконур». На его борту были две беспородные дворняжки – Белка и Стрелка. Этот успешный эксперимент (четвероногие...

Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП
Доклад на тему: «Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП» В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской,...
Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника....
«Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника» Главной особенностью современного общества является активное использование новых...
Конспект НОД «День прав ребёнка» для детей подготовительной группы
ОО Познавательное развитие Цель: - формировать основы правового сознания дошкольников. Задачи: Развивающие: 1. Развивать представления детей о правах....