Людмила Селиверстова
Значение ручного труда в жизни дошкольника как обязательного компонента развития способностей ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Значение ручного труда в жизни дошкольника как обязательного компонента развития способностей ребенка
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 55) установили 10 образовательных областей («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация». «Познание» и др., на основании которых ведется работа с детьми в ДОУ. Среди них значительное место занимает образовательная область «Труд», которая незаслуженно была забыта в 90-е гг. прошлого столетия. В соответствии с ФГТ ручной труд отнесен к образовательной области «Художественное творчество». Посредством ручного труда решаются отдельные задачи образовательной области «Труд» :
Публикация «Значение ручного труда в жизни дошкольника как обязательного компонента развития способностей ребенка» размещена в разделах
• развитие трудовой деятельности;
• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
• формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Ручной труд является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания, позволяет развивать у детей начала конструктивных умений и навыков, способствует духовному развитию. Формирование у детей дошкольного возраста жизненно необходимых навыков и умений способствует развитию их потенциальных возможностей, индивидуальных творческих способностей.
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо-жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п. Что же такое творческие способности на самом деле? Когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей? Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. В последние годы заметно проявление новой тенденции - вовлечение дошкольников в систему дополнительного образования посредством кружковой деятельности, что дает расширенную возможность увлечь детей разнообразными видами творческой деятельности. Интеграция областей в образовательной деятельности позволяет использовать различные формы ознакомления дошкольников с народной культурой, прикладным творчеством малых народов. Декоративно – прикладное народное искусство глубоко воздействует на внутренний мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Творческий подход в работе педагогов МДОУ ДСКВ № 22 г. Ейска проявляется не только в постоянном обновлении предметно - пространственного окружения, но и в желании приобщить своих воспитанников к такому виду народного декоративно – прикладного искусства, как вышивание, аппликация на ткани, знакомство с техникой «папье - маше».
Задачи, поставленные педагогами ДОУ:
Знакомство детей с понятием «декоративно-прикладное искусство»; приобщение старших дошкольников к предметному миру, его ценностям путем формирования общих представлений о рукоделии как разновидности трудовой деятельности;
развитие познавательного интереса к вышеперечисленным видам ручного труда.
Детям даются некоторые сведения о промысле, содержании, назначении предметов, материалах, из которых они сделаны, характерных признаках. Выделяются средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, композиции (расположение узора на ткани, связь формы и узора с его назначением, учат детей узнавать знакомые изделия декоративного народного промысла, отличая их от изделий фабричного массового производ ства, различать русскую вышивку, уметь отличать русский народный кос тюм среди других этнических костюмов. В этот период детям необходимо как можно больше предоставить визуальной наглядности. Не случайно знакомство с искусством ручного труда по программе начинается с посеще ния мини-музея ДОУ «Кубанская комната», где дети не только наглядно видят предметы старины и современного быта, но и могут получить удовольствие от тактильных ощущений. Здесь воспитанники слушают интересные истории из жизни наших предков, могут примерять на себя элементы русского костюма, слушают пение казаков в аудиозаписи. Как, правило, дети получают первоначальный эмоциональный настрой на последующую продуктивную деятельность. В дальнейшей работе необходимо вместе с детьми посещать музей художественного творчества, знакомить с работами разных мастеров. Эмоциональная сфера играет решающую роль в становлении личности ребенка, развитии его высших психических функций, регуляции поведения.
В основу организации образовательного процесса определен комплекс но - тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Именно в игре создаются наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. Приложение к программе предусматривает использование в работе дидактических игр, способствующих развитию коммуникативных навыков, развитию художественного творчества и ассоциативного мышления; игр на формирование звуковой культуры речи; подвижных и ролевых игр, которые учат детей взаимодействовать друг с другом и развивать физические навыки.
Дети на практике осваивают способы изготовления поделок в различных техниках. Но, прежде чем начать самостоятельную творческую деятельность, детей необходимо ознакомились с правилами техники безопасности.
Для эффективного проведения продуктивного труда необходимо создать благоприятные условия. Комната, в которой дети созидают, должна быть хорошо освещена, стол и стул соответствуют росту ребенка. Необходимо учить детей соблюдать правила безопасности пользования инвентарем.
Рука, приученная работать с таким мелким инструментом, как игла, легче овладевает ручкой при письме и аккуратность в шитье, несомненно, скажется на качестве любой работы. На всех этапах работы с тканью и иглой педагог прививает эстетический вкус – учит выполнять соединительные швы в тон ткани, пришивать пуговицы, гармонично подбирать по цвету нитки и ленты для вышивания, следить за аккуратностью выполняемой работы. Всегда приветствуется в самостоятельной деятельности использование дополнительного декоративного материала: бусинки, паетки, бисер, красивые пуговицы.
В процессе выполнения ручного труда важно обращать на микроклимат в детском коллективе, на их взаимоотношения, атмосферу между детьми и воспитателем. Ведь только «теплая, домашняя» обстановка способствует удалению внутренней напряженности, неуверенности в себе.
Все эти этапы связаны между собой, ведь только при условии овладе- ния системными знаниями о вышивке ребенок легко овладевает самостояте- льной трудовой деятельностью в виде отдельных завершённых трудовых про цессов и сможет проявить творчество в вышивании.
Любая ручная работа связана с нагрузкой на мелкие мышцы рук, на мышцы плечевого пояса, на позвоночник. Также при работе с иголкой идёт большая на грузка на глаза, поэтому в процессе продуктивной деятельности применялись здоровьесберегающие технологии. Для активизации и отдыха ребят, а также для предупреждения и снятия утомления во время труда предусмотрены релаксационные упражнения, пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз. Очень нравятся детям комплексы видеогимнастики для глаз по системе В. Базарного. Интересные сюжеты, яркое оформление дает возможность ребятишкам отвлечься, набраться новых сил для продолжения работы.
Ребенок открывает для себя огромный мир, и при достаточном богатстве эмоциональных впечатлений стремится выразить их в собственных творениях через рукоделие, словотворчество. Посредством художественного труда происходит становление детской личности, развитие таланта, проявление индивидуального творческого порыва.