Ирина Киселёва
Значение сказки в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка – популярный жанр устного народного творчества, прозаический, этический, сюжетный. Взрослые ценят в сказке замысел, а дети вымысел.
Народной сказке свойственны все особенности фольклора. Сказочник зависит от традиций, в форме которых коллективная художественная работа других сказочников доходит до него. Традиции как бы диктуют сказочнику содержание и форму его творения, основные поэтические приемы, особый выработанный и развитый на протяжении веков сказочный стиль. Эти традиции властно вмешиваются в творческий процесс народного мастера сказочника. Устные сказки, записанные от сказателей, творения многих поколений людей, а не только этих отдельных мастеров.
Публикация «Значение сказки в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Существуют сказки о животных, волшебные, новеллические. У каждой жанровой разновидности сказки есть свои особенности, но и специфические черты, отличающие одну разновидность сказок от другой, сложились в результате творчества народных масс, их многовековой художественной практики.
В сказках о животных существует антропоморфизм, то есть животные наделены способностью говорить и действовать как люди. Нет мифологических персонажей. Образы животных отличаются типизацией. То есть герой носит какую-либо ведущую черту характера.
В сказках о животных много песенок. Неправдоподобно спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют звери: хитрая «лиса - при беседе краса», глупый и жадный «волк - волчище - из-под куста хватыш», «мышка -погрызуха».
В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Герои сказок всегда остаются, верны своим характерам, что бы с ними не случилось. Для ребенка такая особенность сказок очень важна : это простота человеческих отношений, которая должна быть освоена прежде, чем он научится понимать сложность дел и поступков людей.
Волшебным сказкам свойственна такая композиционная особенность: троекратное повторение какого-либо эпизода с последующим усилением эффекта. В основе социально-бытовой сказки лежат социальные и бытовые отношения между женой и мужем. Социально-бытовые сказки состоят из 1 - 2 эпизодов.
Сказка – источник знаний о быте народа. Сказка дает ребенку первые уроки патриотизма, нравственности (формирует представления о добре и зле, о дружбе, взаимопомощи, доброжелательности и др., учит жизни, вселяет веру в то, что правда восторжествует над ложью, справедливость -над произволом, добро - над злом). Сказка воздействует на чувства ребенка, развивает воображение, воспитывает эстетически, способствует усвоению родного языка.
Очень популярны у 5-летних и особенно у 6-летних детей «толстые» книжки, полные хитросплетений, интриг и приключений («Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого, «Приключения Чипполлино» Д. Родари, «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова). Они удовлетворяют потребность детей в постоянном, длительном общении с полюбившимися героями, в повторных встречах с персонажами в новых ситуациях.
Жизненная мудрость как результат отраженного в сказках многовекового народного опыта в сочетании с художественным совершенством, ясностью и доступностью образных решений делает сказки благодатным педагогическим материалом.