Нина Арнакова
Значение театрализованной деятельности в воспитании культуры поведения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л. С. Выготский, Н. Я. Михайленко, поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.
Передовые русские педагоги указывают на важное воспитательное средство такого вида фольклора как сказка. Так, В. Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В. Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки. Н. А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности. Причину успеха сказок у детей К. Д. Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.
Публикация «Значение театрализованной деятельности в воспитании культуры поведения у дошкольников» размещена в разделах
- Вежливость, день вежливости. Сценарии развлечений
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
По мнению исследователей, важная особенность сказок – образность. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации. Так, черта трудолюбия в результате гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения.
Батурина Г. И. Кузина Т. Ф. отмечают, что работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатока сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.
Бондаренко И. В. утверждает, что одной из наиболее эффективных форм организации работы со сказкой являются игры-драматизации. Особенностью игры-драматизации является ее синкретизм, проявляющийся во взаимосвязи различных видов искусства и художественно-творческой деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой). В играх драматизациях используются диалоги, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижением, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка, чем разнообразнее его впечатление об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. С помощью игр-драматизаций дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие.
Игры-драматизации способствуют развитию психических процессов и различных качеств личности – самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения. Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие речи. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам.
В игре-драматизации формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь, активизируется словарь ребенка. С помощью игр дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Игра-драматизация способствует освоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
В трудах А. Н. Леонтьева рассматривается развитие игры-драматизации, главным признаком которой является: во-первых, то, что они воспроизводят лишь типичные действия изображаемого персонажа; это не непосредственное подражание и имитация, а скорее свободное творческое построение, отталкивающееся от тех или иных исходных представлений ребенка. Во-вторых, важным для развитой игры-драматизации является не просто то, что ребенок изображает, играя роль, но то, как он это делает, насколько совершенна передача объективного содержания роли. Игра-драматизация является одной из возможных форм перехода к продуктивной эстетической деятельности с характерным для нее ведущим мотивом воздействия на других людей.
Сидорова С. Н., работая с детьми через игры-драматизации на основе сказок, отмечала этапность работы:
1-й этап. Знакомство со сказкой (чтение, рассказывание, беседы, просмотр диафильмов, презентаций, видеозаписей; рассматривание картин и иллюстраций).
2-й этап. Знания должны быть рационально восприняты ребенком, поэтому обязательна обратная эмоциональная связь (пересказ, настольный театр, подвижные игры).
3-й этап. Отражение эмоционального отношения ребенка к изучаемому объекту в художественной деятельности; лепке, рисовании, конструирование.
4-й этап. Подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, необходимой среды для творческой игры, разыгрывания сюжета сказки, театрализованной игры.
Акулова О. А., разрабатывая систему использования игры-драматизации в воспитании дошкольников, отмечала, что характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
Общим всех для театрализованных игр является наличие зрителей. Кроме того, они представляют собой "рубежный" вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчеством (А. Н. Леонтьев). Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям.
Итак, система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:
• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
• освоение специальных умений для становления основных ("актер", "режиссер") и дополнительных позиций ("сценарист", "оформитель", "костюмер");
• самостоятельная творческая деятельность.
Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).
Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах.
Во-первых, в создании драматического содержания, т. е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.
Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т. е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.
В-третьих, в оформлении спектакля - в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровожцения, афиш, программок.
Из-за этих особенностей театрализованной деятельности по отношению к ней чаще используется термин "театрально-игровая деятельность", что также вызывает определенные трудности в педагогической работе, поскольку содержит ряд противоречий: между свободой ребенка в игре и обязательной содержательной основой театрализации; между импровизационностью игры и этапностью подготовки театрализации; между акцентом в игре на сам процесс, а в театрализации - на ее результат. Эти противоречия снимаются при условии организации театрально-игровой деятельности как самоценной свободной и творческой деятельности дошкольника.
Театрализованно-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:
• как разновидность художественной деятельности, где интегрируется со следующими видами деятельности; литературная, музыкальная и изобразительная;
• как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка. Так достигается сочетание косвенного руководства ею с предоставлением ребенку возможности свободного самовыражения и бытование театрализованной игры в самостоятельной детской деятельности.
Основные направления развития театрализованной игры с детьми среднего дошкольного возраста состоят в постепенном переходе ребенка от игры "для себя" к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат, от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные ("параллельные") роли, к игре в группе из пяти - семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого "типичного" образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.
В среднем дошкольном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4 - 5 лет должна состоять в поддержании их интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская, становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.
Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Усложнение касается текстов, которые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами. Помимо названных выше игр, в работе с детьми используются:
• многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух - трехчастных сказок о животных и волшебных сказок ("Зимовье зверей", "Лиса и волк", "Гуси-лебеди", "Красная Шапочка");
• игры-драматизации по текстам рассказов на темы "Дети и их игры", "Ребята и зверята", "Труд взрослых";
• постановка спектакля по произведению.
Содержательную основу составляют образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера (например "Угадай, что я делаю", "Угадай, что со мной только что было", "Покажи, не называя, литературного героя" и т. п.).
В возрасте 4 - 5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра : мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Новым содержанием становятся действия с куклами на гапите. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года - и с ширмой, театр ложек и пр. Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак "Сказка о глупом мышонке"; К. Чуковский "Путаница", Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями ("Жили у бабуси"; С. Михалков "Котята"; Л. Зубкова "Мы делили апельсин").
Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.
Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции "зритель" (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры : не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее "на сцене", отвечать на обращение "артистов", благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников-"артистов").
Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции "артист". Главным образом это подразумевает умение использовать средства нсвербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу - испугалась, увидела избушку - удивилась, придумала, как обмануть медведя, - обрадовалась, для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил). Развивается и умение "управлять" куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно "вести" куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.
Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции "режиссер" в режиссерской театрализованной игре, т. е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.
Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями "оформителя спектакля", что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.
Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.
Воспитатель должен уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста.
Таким образом, театрализованная деятельность в системе воспитания детей дошкольного возраста позволяет раскрыть детский потенциал, активизировать практические умения и навыки и является сильным средством для формирования культуры поведения, ценностей, моральных принципов, стереотипов поведения, привития моральных привычек.