Елена Шадрина
Значение русских народных игр в воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - есть выражение стремления детского организма к деятельности. Наибольшее воспитательное значение представляют собой подвижные игры, требующие участия всех духовных и телесных сил. Большинство таких игр проводится на свежем воздухе при повышенной двигательной активности. Игры содействуют гармоничному развитию детского организма. Игра - это действие, совершающееся без предвзятой цели, в силу одних только внутренних, физиолого-психических потребностей и побуждений. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. В процессе игры у ребенка формируются коммуникативные навыки, умение придерживаться правилам, действовать в команде. Во время подвижных игр укрепляется мышечная система, развивается ловкость и координация, чувства и эмоции. Ребенок, подражая другим в играх и, таким образом, невольно научившись от них тому или другому, пробует несколько продвинуться на пути своего самообразования и у него в душе возникает потребность к анализу. Сначала этот анализ выражается достаточно примитивно. Например, ребенку нравится игрушка, долго с ней играя, он наконец чувствует желание познакомиться с ее внутренним устройством, и чтобы достигнуть этого, он решается на жестокое дело – сломать игрушку. После этого ребенок смотрит на разломанную игрушку с сожалением, не понимает, зачем он это сделал, и пробует воссоздать утраченную игрушку или даже сделать лучше. Причем, иногда к нему присоединяется целая толпа воссоздателей разломанного, и делается все это в форме игры. От анализа ребенок скоро переходит к творчеству. Например, мальчик, едущий на палочке верхом, кем он воображает себя и свою палку!
Публикация «Значение русских народных игр в воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Темочки
Всякая игра имеет свои особенности и правила, которым дети обычно стараются подчиняться, но в любом случае дети фантазируют и вносят в игру что-то свое, согласно своим эмоциональным потребностям. В игре ребенок переживает какие-то травматичные для него ситуации. Чем больше он это проигрывает, тем быстрее избавляется от этого печального опыта и черпает для себя эмоциональные ресурсы.
Учитывая сегодняшний образ жизни, занятость, родлители меньше внимания уделяем детям, меньше играют с ними, двигаются. К сожалению, забываются старые русские игры. А ведь именно они были прообразами современных детских игр (волчки, игры в мяч, кости и т. д.).
Если вспомнить жизненный уклад наших прабабушек, особенно тех, которые жили в деревнях, как они вели быт, как общались со своими детьми, в какие игры с ними играли, то по сравнению с нашей современной семьей можно предположить, что семейные традиции постепенно уходят в никуда. Дети часто с младенчества остаются на попечении нянек или бабушек, если маме нужно срочно выходить на работу. Но из-за ранней разлуки с матерью ребенок страдает, он становиться более капризным, нервозным и, как следствие, снижается его иммунитет. Малыш начинает болеть уже с раннего детства. И вспомним, как общались с детьми раньше: ребенок с рождения находился рядом с матерью, которая укачивала его в колыбельке, пела ему песни. Постоянное присутствие мамы рядом благотворно влияет на развитие ребенка в целом, и эмоционального состояния, в частности. Соблюдались семейные традиции, семья собиралась на совместные обеды, игры. И все это происходило естественно, без предвзятой цели чему-то научить ребенка, познакомить его с окружающим миром. Постепенно ребенок начинал играть с другими детьми, помимо своих близких и родных. И опять же, все это происходило естественно.
В процессе этих различных русских игр дети могли проиграть абсолютно все жизненные ситуации, от веселых до травматичных событий. И, что важно, происходило это по душевной потребности детей, а не как в наши дни, когда ребенка насильно ведут к психологу для проработки какой-либо эмоциональной травмы и проблемы. И начинается вмешательство в детскую психику, хоть и с положительным результатом в итоге.
Поэтому в целях профилактики детских страхов или эмоционального напряжения, желательно использовать русские подвижные игры с младшего дошкольного возраста, знакомить детей с персонажами из русских сказок, проигрывать различные жизненные ситуации. Постепенно ребенок будет сам придумывать сюжет игры, включать новых участников с этот игровой процесс. Дети сами начнут фантазировать, учиться договариваться между собой, и, конечно же, по возможности, включать в игровой процесс родителей.
В детском саду дети знакомятся с играми, играют на улице во время прогулки. И научившись, они способны организовать игру сами, научитьиграть других детей. Детям очень нравятся подвижные игры. Во время некоторых игр дети поют песни, это своего рода дыхательная гимнастика.
ПРИМЕРЫ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Игра «Воробышек»
Игра наиболее актуальна для детей в возрасте от 3-х до 6 лет. Эта игра олицетворяет постепенный уход и возвращение к границе сознания, является для ребенка как бы символом перехода от жизни к «нежизни» и, наоборот. Ребенку в игровой, т. е. наиболее безопасной форме, удается почувствовать как это – если не двигаться, замереть. Он один в кругу замер, а вокруг него все двигаются. У ребенка, получившего это ощущение в игре, снижается уровень тревожности.
Описание игры: Все встают в круг, один ребенок в центре. Это – «воробышек». Все поют песню, а «воробышек» показывает, как у него головушка заболела, ножки подкосились и т. д. В середине песни со слов: «Воробышка стала пропадати….» «воробышек» замирает, а со слов: «Воробышка стала оживати…» начинает потихоньку «оживать».
Воробышка головушка заболела,
Заболела, заболела, заболела…
Заболела, заболела, заболела…
Воробышка ножки подкосились,
Подкосились, подкосились, подкосились…
Подкосились, подкосились, подкосились…
Воробышка стала убывати,
Убывати, убывати, убывати…
Убывати, убывати, убывати…
Воробышка стала пропадати,
Пропадати, пропадати, пропадати…
Пропадати, пропадати, пропадати…
Воробышка стала оживати,
Оживати, оживати, оживати…
Оживати, оживати, оживати…
Воробышка стала встрепыхаться,
Встрепыхаться, встрепыхаться, встрепыхаться…
Игра «Ворон Иван Петрович»
Игра особенно предпочтительна для того возраста, когда ребенок уже способен отделиться от близких людей (от матери, делает первые шаги к восприятию себя самокритично. Игра представляет собой как бы репетицию первого сознательного отделения себя от близких. На самом деле первое самоотделение ребенка происходит примерно в возрасте 3-х лет («я сам», но в три года ребенок не способен еще воспринять символический смысл этой игры, для него это может быть страшно. Для детей важно многократное проигрывание этой игры со всеми деталями.
Игра первоначально может происходить в форме рассказывания истории. Впоследствии необходимость в этом отпадает, так как все уже знают, в чем суть игры. Рассказывать может хозяйка.
Описание игры: Все играющие делятся на хозяйку, ворона, а остальные становятся курочками (цыплятами).
«Жили у одной хозяйки на дворе цыплята. Раз, два, три, четыре, пять (хозяйка должна пересчитать всех своих курочек). Наступила ночь (дети любят при этом закрывать глаза). В это время ворон тихонько подкрадывается и забирает одну из курочек в свой домик, который должен быть закрыт чем-нибудь (можно ширмой, или занавеской). Наступил день. Хозяйка стала пересчитывать курочек: Раз, два, три, четыре. Ах! Одной нет. Тогда хозяйка идет к домику ворона и вступает с ним в диалог:
-Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моей курочки?
-Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла!
Наступила ночь. Наступил день. Раз, два, три. Ах! Одной курочки нет.
-Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моей курочки?
-Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла!
Наступила ночь. Наступил день. Раз, два. Ах! Одной курочки нет.
-Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моей курочки?
-Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла!
Наступила ночь. Наступил день. Раз. Ах! Одной курочки нет.
-Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моей курочки?
-Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла!
Наступила ночь. Наступил день. Ах, ни одной нет.
-Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моих курочек?
-Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла!
-Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моих курочек?
-Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла!
Тут курочки начинают тихонько выглядывать из домика ворона, но еще никуда не бегут.
-Как, как же ты их не видал, вон они, я их слышу, я их вижу: цып, цып,цып.»
Игра «Коршун»
Актуальная игра для детей в возрасте от 6-7-ми до 11 лет. Игра стимулирует выбор, активизацию двигательных функций (так как надо догнать того, кто затем сядет рядом с тобой). Также эта игра стимулирует речевую функцию, т. к. здесь присутствует момент совместного речевого сопровождения своих действий.
Описание игры:
Все встают, взявшись за руки, образуя круг. В середине на корточках сидит «коршун». Все, кроме «коршуна» идут по кругу и поют:
Коршун, коршун – дедушка, коршуниха – бабушка,
Вокруг коршуна хожу, за собой детей вожу,
Дети малые, сама старая…
Круг останавливается и, обращаясь к «коршуну», затевает с ним хором разговор, а «коршун» отвечает:
- Коршун, коршун, что ты делаешь?
-Ямку рою.
-А зачем тебе ямка?
-Денежку ищу.
-А зачем тебе денежка?
-Ситец купить.
-А зачем тебе ситец?
-Мешочек сшить.
-А зачем тебе мешочек?
-Камушки собирать.
-А зачем тебе камушки?
-Ваших деток шуркать-буркать!
После этой фразы коршун вскакивает и ловит «под крылышко» кого-нибудь из круга. Условия игры допускают иногда ловить два ребенка – «под два крыла». Всех, кого «коршун» поймал, садятся вместе с ним в круг (теперь они все «коршуны», а остальные снова ходят по кругу и поют ту же песню. Затем все повторяется до тех пор, пока не будут пойманы все, кто ходил вокруг «коршуна», то есть пока все не становятся «коршунами».
В совокупности с другими играми и упражнениями, именно эти игры способствуют снятию мышечного и эмоционального напряжения. У детей снижается уровень тревожности. По результатам тестирования детей в начале и конце учебного года (проективные тесты Люшера и тест тревожности Р. Темпл, В. Амен, М. Дорки) отмечается положительная динамика эмоционального состояния. В дальнейшем планируется проведение совместных подвижных русских игр детей с родителями.