Приложение МААМ

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством

Екатерина Вдовиченко
Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством
▼ Скачать + Заказать документы

Исследователь русского прикладного искусства М. Н. Каменская отмечает, что в деко-ративно-прикладном искусстве народных мастеров четко выделяются 2 вида изображений - сюжетные и орнаментальные. Созданные народной фантазией, они встречаются во всех видах народного искусства на протяжении многих веков. Имея в основе образы живой природы, эти изображения, в то же время, сохраняли черты народной условности.

Публикация «Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством» размещена в разделах

Большого развития в народном прикладном искусстве достигает орнамент. Орна-мент - это преднамеренно созданный узор, элементы которого ритмично повторяются. Основным свойством орнамента является ритм. Ритм-это определенная упорядоченность однохарактерных элементов. Ритм орнамента может быть простым и сложным. Ритм рас-сматривается как элемент композиции, своеобразное организующее начало.

Орнамент состоит из многообразных растительных форм, в которые нередко вклю-чаются изображения животных и птиц. Растительные орнаменты декоративно условны. Свободно заполняя поверхность предметов и изделий, орнамент почти не оставляет, как правило, фона. Наряду с растительным орнаментом встречается и геометрический. Про-стейшие геометрические формы в виде концентрических кругов, ромбов, розеток, звезд, переплетающиеся между собой в разнообразных вариантах, распространяются во всех ви-дах ДПИ.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разно-образие фактур материалов - вот характерные особенности работ народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в детских работах все радостно и красоч-но. И там, и здесь жизнь воспринимается и изображается в приподнятых, мажорных но-тах.

Образы фантастических птиц, животных и растений, изображенные на предметах ДПИ воспринимаются детьми, прежде всего, как сказочные, и вместе с тем, они узнают в них знакомых им в жизни птиц и растений, потому что даже зрительное воплощение ве-щей, птицы сирена, русалки «Берегини», единорога «лютого зверя», грифа, мастер строил из сочетаний близких и понятных ему фигур человека, птиц, животных, рыб.

Встреча с красочной птицей, изображенной на прялке, со стремительным глиняным конем, разметавшим по ветру свою гриву, с узорчатостью орнамента на ткани, со сверкающей полевой керамикой может явиться для детей благодатным материалом, развивающим их фантазию.

ДПИ является источником творческой деятельности. Художественные достоинства произведений, тщательная выверенность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет нас постоянно искать и находить в ДПИ яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования личности дошкольника.

Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов и психологов (Венгер Л. А., Грибовская А. А., Доронова Т. Н., Запорожец А. В., Комарова Т. С., Логинова В. И., Саккулина Н. П., Халезова Н. Б., Шпикалова Т. Я., наиболее сенси-тивным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельно-сти детей.

Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат потешки, песенки, сказки, рассматривают картинки. Одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у детей происходит переход от безотчётного отклика на всё яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей - их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.

Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Форма вы-ражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетиче-ским только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отно-шением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Осо-бенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волне-ние, возникающая от встречи с прекрасным. Воспитатель должен вести ребенка от вос-приятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетиче-ских представлений, суждений, оценок.

Известно, что восприятие ребенка (зрительное, слуховое, осязательное, кинестети-ческое) обладают существенными индивидуальными различиями. Образы восприятия на-капливаются и составляют сенсорный опыт ребенка, который, как известно не является неподвижным. Образы, ранее сформировавшиеся, вступают во взаимодействие с вновь воспринимаемыми. На этой основе формируются представления детей.

В старшем дошкольном возрасте восприятие приобретает целенаправленный ха-рактер. Восприятие основывается на зрительных ощущениях, с их помощью ребенок мо-жет воспринять цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще невелик, одно зрение не может дать ему полноты восприятия, необходимо в восприятие включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию более полного представления.

Ребенок 5-6 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны. Детей часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имею-щие существенного значения в работе над рисунком. Это отражается и на характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке или лепке.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень ана-литико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения.

С развитием восприятий и эстетических чувств дети начинают использовать цвет для передачи настроения образа. Хотя все же используют цвет и в эмоциональном плане: то, что нравится, окрашивают в яркие тона, нелюбимые, страшные образы - в темные. Это положение об использовании цвета, как выразителя эмоционального отношения ребенка к изображаемому, выдвинутое еще Е. А. Флериной, подтверждается исследованиями по-следнего времени Л. В. Кампанцевой, В. А. Езикеевой, В. С. Мухиной.

Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изо-бразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения.

Суждения дошкольника развиваются от простых форм к более сложным, постепен-но, по мере овладевания знаниями. Дошкольник в большинстве случаев судит о том или ином факте односторонне, опираясь на единичный внешний признак или свой ограниченный опыт. Оценочные суждения детей дошкольного возраста еще примитивны, но они свидетельствуют о зарождении умения не только почувствовать красивое, но и оценить.

Чем более детальную и разнообразную информацию ребенок может получить об объектах окружающего мира, его свойствах и отношениях, тем более у него сформирова-ны эмоционально-оценочные суждения. Тем более ярко и эмоционально он отзывается об окружающих людях, о музыке, литературе об искусстве, в том числе и народном.

Чтобы художественное произведение воздействовало эстетически, оно должно быть понятным для воспринимающего, иначе воздействие его не будет эстетическим. Ху-дожественное произведение сложное для восприятия детей дошкольного возраста воспри-нимается ими лишь частично, клочковато; эмоциональный отклик неадекватен объектив-ному смыслу произведения. В этом случае эстетическое восприятие отсутствует.

Успешному развитию творческих способностей детей, по словам Ю. В. Максимова помогает умелое использование произведений народного прикладного искусства. Необходимо отобрать подлинные народные образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью, быть доступными восприятию детьми, иметь возможность для широкого использования в практике воспитательной работы детского сада.

Но, каким бы высокими художественными достоинствами ни обладали отобранные образцы, их воздействие на детей во многом будет зависеть от педагога, от того, как он сумеет раскрыть перед ними образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Народное творчество»Дидактическая игра «Народное творчество» Цели: Закрепление знаний детей о декоративно-прикладном искусстве. Закрепление умения при составлении декоративной композиции на основе.

Мини-музей декоративно-прикладного искусстваМини-музей декоративно-прикладного искусства Знакомство детей в нашей группе с основами декоративно-прикладного искусства проходит на занятиях в очень малых количествах. Поэтому мы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством
Опубликовано: 21 февраля 2015 в 18:46
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Вдовиченко (УИ 236901) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД