Лариса Шарапова
Знакомство детей с творчеством русского художника В. М. Васнецова. Рассматривание репродукции картины «Алёнушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательная деятельность с детьми
-Расcматривание репродукции картины В. М. Васнецова “Аленушка”
Шарапова Лариса
ГБДОУ № 16 В. О. района.
(Портрет стоит на мольберте)
Цель: Познакомить детей с творчеством русского художника Виктора Михайловича Васнецова.
Учить детей понимать содержание картины, то о чем рассказывал художник в своём произведении.
- Замечать выразительные средства использованные художником (мимика, поза, жесты героини)
Публикация «Знакомство детей с творчеством русского художника В, М, Васнецова, Рассматривание репродукции картины „Алёнушка“» размещена в разделах
- Васнецов В.М., художник
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
- Формировать у детей эмоционально положительное отношение к содержанию произведения. Учить детей эмоционально откликаться на увиденное, выражать свои чувства в речи.
Предварительная работа:
Чтение р. н. с. Сестрица Аленушка и братец Иванушка.
Рассматривание иллюстраций разных художников –иллюстраторов к. р. н. сказке.
Материалы и оборудование:
Материал: фотография художника В. М. Васнецова.
Репродукция картины “Аленушка”:
- формата А4 - 10 штук
- формата 2А4 - 1штука
- коробочка- копилочка с сердечками
- коробочка-копилочка с листочками осинки
Ход образовательной работы
Дети сегодня мы с вами познакомимся с замечательным русским художником В. М. Васнецовым! и его работой.
Посмотрите на портрет художника. Обратите внимание на лицо художника.
Глаза смотрят на нас по - доброму, спокойно и вдумчиво.
Васнецов был сыном священника, он окончил Академию Художеств и стал писать картины о жизни простых людей. Его произведение всем нравились. Художник часто гостил в селе Абрамцево у своего друга Саввы Мамонтова. Здесь была очень красивая природа. Вокруг был лес, где росли могучие дубы и стройные сосны; и художнику захотелось писать картины на сюжеты сказок, которые он часто слышал в детстве.
Одну из его работ мы сейчас рассмотрим.
Кто догадался, как называется эта картина?
Ответа детей (девочка, в лесу, и т. д)
(Если дети затрудняют ответить) Я Вам подскажу:
«Из одной сказки ему очень запомнился жалобный напев, доносившийся со дна реки» (Догадались)
Ответы детей (Алёнушка)
Где в картинке художник изобразил девочку?
Ответы детей (В лесу у реки, пруда, на полянке и т. д.)
Как вы думаете, почему девочка пришла в лес? Зачем?
Ответы детей (посидеть, отдохнуть, за грибами)
Рассмотрите внимательно и расскажите, какой изображена Алёнушка?
Ответы детей (грустная, печальная, обиженная, заплаканная)
- Как одета Алёнушка?
Ответы детей (не тепло, легко, по - летнему, сарафан, юбка, кофта)
- Обратите внимание на ноги девочки-сиротки, какие они?
Ответы детей (босые, необутые, и т. д. грязные)
Уточнение воспитателя: (босые, усталые обитые о дорожные камни пальцы)
Какие причины, что девочка босая?
Ответы (нет обуви, не купили)
Что вы заметили в картине?
Что вы видите?
Что происходит
(ответы детей)
Что можно сказать о небе?
(Ответ детей : хмурое, пасмурное, может быть пойдет дождь)
(уточнение воспитателя)
Посмотрите на ёлочки-они дрожат. Им очень жаль бедную девочку-сиротку.
А стройные осинки, они вовсе стоят рядом с Алёнушкой и осыпают девочку золотом своих листьев, как бы шепчут ей “Не плачь, не горюй”
Физическая пауза. Мы тоже сейчас с вами подойдём к осинке.
Мы знаем одну игру “А осинкой буду сегодня я, вы не против?”
Возможный ответ детей - нет.
Игра “Осинка” Друга за руку возьмём и к осинке подойдём.
Ты осинка тонкая, подскажи, подскажи, что ребятам делать? Покажи, покажи!
Осинка даёт задания
1. Показать, как Алёнушка присела на старый камень.
2. Как она печалилась.
3. Как подают листочки с осинки.
4. Как дует сильный ветер
5. Осинка предложила сесть за столы (на столах лежит репродукция. Картины формата А4 (1 на двоих)
Звучит музыка (П. И. Чайковский «Болезнь куклы»)
А сейчас мы с вами представим, что мы вошли в картину.
Картинка ожила (приём вхождения в картину).
Вы присели рядом с Алёнушкой?
Сейчас мы будем в копилочку собирать всё, что мы услышали, увидели, почувствовали в картине.
На столе у вас лежит листочки. Нужно сказать, что ты увидел, услышал, почувствовал. И положить листочек в копилочку. Будьте внимательны.
Воспитатель подходит к каждому столу. Дети говоря, что они услышали, увидели, почувствовали.
-Какое дети у вас сейчас настроение?
- А у Алёнушки какое сейчас настроение?
- А сейчас я вам расскажу, что случилось с Аленушкой
Это девочка – сиротка.
Она пришла совсем одна в дремучий лес, но ей не страшно.
Аленушка пришла погрустить о своей тяжёлой жизни. Отец и мать её умерли. Злые люди, у которых она живёт, заставляют её «батрачить» (работать день и ночь, бьют, морят голодом, не кормят. Художник показал девочку несправедливо обиженную злыми людьми.
Она пригорюнилась, присела на круглый камень у реки. Обхватила тонкими ручками колени.
Дети! У вас на столах лежат сердечки. Это сердечки для Алёнушки. Подарите ей сердце и добрые слова, если хотите!
Сердечки опустите в копилочку!
“Подарили доброе сердце”
Спасибо вам мои добрые дети. Вы такие слова хорошие сказали Алёнушке. Я думаю, у неё все будет хорошо!
Понравилась вам картина?
Кто написал её? Дети: В. М. Васнецов
Как она называется? Дети: «Алёнушка»
В дальнейшем мы будем знакомиться с другими произведениями В. М. Васнецова.