Лучший педагог года

Знакомство с брянской народной игрушкой

Эля Глазко
Знакомство с брянской народной игрушкой

В: Ребята, куда вы больше всего любите ходить с мамами? (в магазин)

А что вы любите там больше всего покупать? (игрушки) И я, когда была маленькая, тоже очень любила покупать с мамой игрушки. А вы знаете, что раньше игрушки продавались не в магазинах, а на ярмарках? (нет, не знаем) Хотите отправиться вместе со мной на ярмарку? (да) Ой, а на чём же нам туда добраться? (ответы детей) Всё верно, ребята. Только вот в стародавние времена не было ни машин, ни поездов, люди ездили на повозках, запряжённых лошадьми. Ребята, давайте мы, как будто, сядем на лошадок и поедем.

Публикация «Знакомство с брянской народной игрушкой» размещена в разделах

Покажем, как цокают копытца. (едут и цокают) Подъезжают к доске, на которой вывешена картина с изображением ярмарки.

В: Вот мы и добрались, кажется, нас кто-то уже встречает. Пойду, ребята, посмотрю. (Вос-ль заходит за доску и переодевается в хозяйку ярмарки)

Хоз: Здраствуйте, ребятушки, здраствуйте, родимые! Город мастеров наша ярмарка называется, потому что мастера здесь самые лучшие собираются! «Велика Россия наша и талантлив наш народ. О Руси родной умельцах на весь мир молва идёт!»

! Я-хозяйка ярмарки. Зовут меня тётушка Маланья. Из какого же вы города к нам приехали? (Из Брянска) Ребята. Только вот вы рано приехали, наши торговцы ещё не успели расставить свой товар, а скоро уже весь народ соберётся. Может вы поможете нам? (да)

Подходят к столу, на котором стоит коробка с игрушками. Х: Здесь все игрушки лежат, нам их нужно поставить на прилавок. А вот и наш первый прилавок (стол с элементами дымковской росписи). Посмотрите в коробку и на прилавок, как вы думаете, какие игрушки могут стоять на этом прилавке? Выберите эти игрушки. (дети выбирают) Сейчас я вам про них расскажу: «Мягко падает снежок, вьётся голубой дымок, дым идёт из труб столбом, точно в дымке всё кругом. Голубые дали, Дымково село назвали». Дети выставляют игрушки, достают барышню с неокрашенной юбкой. (Если выставили ещё и куклы, то спросить, все ли дымковские игрушки стоят на прилавке)

Х: Готовили – готовили мастера, рисовали. да не дорисовали. Не смог придумать мастер, хорошо, что вы ребята приехали, поможете мастеру придумать узор. Ваня, краски какого цвета используют дымковские художники (Яркие? Ярик, из каких элементов состоят узоры (квадраты, линии, круги и т. д.)

Х. : Ребята, вот здесь лежат элементы разных узоров, вам нужно выбрать, только дымковские и положить их рядом с барышней (дети выполняют). Петя, ты какой узор выбрал? А ты, Маша? Ой, какие молодцы, все справились с заданием.

Х. : Но у нас на очереди следующий прилавок. (Подходят к столу, устланным платком) Я загадаю вам загадку, а вы догадайтесь, что мы будем ставить на этот стол. «Алый шёлковый платочек, яркий сарафан в цветочек, упирается рука в деревянные бока, а внутри секреты есть может 3, а может 6, разрумянилась немножко наша русская?» (детей посадить полукругом)

Здравствуй, тётушка, Матрёна, как сама, жива-здорова?

М: Всё бы ничего, да потеряли по дороге мы нашу меньшую сестричку Матрёшеньку-милёшеньку!

Х. : Не волнуйся! У меня такие хорошие помощники, они мигом её разыщут. Найти матрёшеньку нам поможет игра, когда игра закончится, матрёшка найдётся. Игра называется «Передай другому» 1матр: Почему деревянную куклу назвали Матрёшка?

2 матр: Из чего сделана матрёшка? Значит она какая?

3 матр: Во что одета Матрёшка?

4 матр: Чем украшен платок и фартук Матрёшки?

Х. :Вот и нашлась твоя Матрёшенька- милёшенька. Ребята, а матрёшки очень любят детские игры смотреть, позабавим их? (да)

Физминутка: (2 раза)

«ШЛИ МАТРЕШКИ ПО ДОРОЖКЕ»

Цель: формировать умение детей согласовывать детей со словами.

Шли матрешки по дорожке

Было их немножечко,

Две Матрены,

Три матрешки,

И одна матрешечка.

Я цветочек вышила

Жу-Жу услышала

Села пчелка на цветок

Все матрешки наутек. Идут по кругу за матрешкой.

Подходят к домику

Вылетает пчелка

Догоняет.

Все убегают.

Прячтесь-прячтесь матрёшки! Ой, я здесь коробочку нашла! Ребята, давайте посмотрим, что в там лежит! (Смотрим) Ой, сколько много игрушек! Возьмите ребята, ту игрушку, которая вам понравилась. Рассмотрите, что в них особенного, может быть кто-то увидел? Ребята, эти игрушки особенные – это свистульки. Но мы с вами чуть-чуть попозже посвистим. Кто догадался,из чего они сделаны? Кто изображён? Всё верно, изображали мастера птиц, зверей. Посмотрите, а кто у вас?

Свистульки расписывали и дымковской, и каргопольской, и филимоновской росписью. По всей России делали свистульки. А ещё ребята у меня есть свистулька ваших брянских мастеров (показывает). Особенность её в том, что мастера покрывали её только коричневой краской.

В далёкие времена, всем мальчикам и девочкам нравилось играть со свистулькой. Не только для красоты и забавы делали свистульки, но и для того чтобы отгонять злых духов. Давайте посвистим все вместе, и всё плохое от нас уйдёт, а в гости придёт добрая сказка. (свистят).

«Сказка о том, как брянский бычок себе узор искал»

Было это в стародавние времена, когда и бабушек ваших ещё на свете не было, и прабабушек ваших ещё на свете не было. Велика была Русь, и много мастеров удивительных жило в ту пору и много чудес происходило.

Собрались однажды на прилавке мастерицы игрушек – свистулек, а те давай похваляться нарядами чудесными, узорами расписными.

Я, - Говорит Олень, - самый красивый на этой ярмарке. Рога у меня ветвистые, узоры самыми яркими красками написаны.

- Нет, я самый красивый, - похвалялся барашек, - сделан с любовью и чистым русским сердцем. Рога мои узлом скручены, да по спинке узоры красочные.

И сова подхватила: «Что у ваши узоры! Вот у меня каждое пёрышко расписано»

И увидели вдруг свистульки, что рядом с ними на прилавке стоит бычок. Да такой некрасивый, неказистый: маленький, коричневый, и нет на нём ни единого узорчика весёлого. Засмеялись свистульки- красавицы, стали гнать от себя бычка – неудачника. «Тебе ли неказистому стоять рядом с нами, видом своим позорить племя наше игрушечное» Заплакал бычок и пошёл мастера искать, который раскрасил бы его цветами яркими, узорами волшебными. Долго бродил он по ярмарке, но не нашёлся мастер, который бы помог ему: наносят ему узор дымковский, а он туманом лёгким слетает, раскрашивают узором его филимоновским, да стекают краски как воды весенние; гжельский бело-голубой узор пропадает как облачко.

Вдруг разнеслась молва по ярмарке, что ищет царь игрушку-свистульку необычную, невиданную. Нужна та игрушка не для веселья, да игры, а чтобы зло прогонять. И не берёт царь ни ярких оленей, ни весёлых коньков, ни игривых козликов, ни красочных птичек. И решил тогда бычок: «Чем мне постылому на свете жить – пусть лучше разобьёт меня царь на мелкие кусочки» И явился он царю на очи ясные. Как увидел его царь, обрадовался, рассмеялся. Взял некрасивого бычка и крепко к сердцу прижал. Оказалось, что была царю нужна игрушка брянская, бычок некрасочный.

И с той поры пошла по Руси молва о простой брянской игрушке, что трудовыми русскими руками сделана для добра и радости.

Понравилось вам сказка? А теперь ребята, давайте выставим свистульки на прилавок. (пока дети выставляют) «Кони, птички и бычки-музыкальные свистки, по-народному - свистульки, лепят в каждой области. И свистульки, спору нет, покорили покорили целый свет!»

Ребята, полюбуйтесь, какая у нас красивая ярмарка! Благодаря вам она такая чудесная. Но вам уже пора обратно в детский сад, до свидания!

Хозяйка уходит, появляется воспитатель. Ну что,ребята, пора возвращаться обратно в садик. Садимся на лошадок и поскакали (цокая).

Ну вот мы и в группе, Ребята, а где же вы сегодня побывали (на ярмарке? Что вы там делали (помогали мастерам).? А с какими новыми игрушками вы познакомились?

Ой, я совсем забыла, хозяйка ярмарки передала вам фигурки брянской игрушки. (раздаёт) Ребята, кто хочет, может раскрасить свою фигурку.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие. Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Интегрированное занятие. Сюжетно – ролевая игра «Магазин». (2 – я младшая группа). Цель: Дать детям представление о магазинах, об их роли.

Конспект сюжетно-ролевой игры для первой младшей группы «Магазин» Задачи: - формировать начальные навыки ролевого поведения; - учить подбирать атрибуты для игры. Материалы и оборудование: весы, игрушки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство с брянской народной игрушкой
Опубликовано: 3 декабря 2014 в 21:42
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД