Папки-передвижки

Конспект занятия по реализации национально-регионального компонента «Знакомство с куклами в традиционных нарядах»

Любовь Захарова
Конспект занятия по реализации национально-регионального компонента «Знакомство с куклами в традиционных нарядах»
▼ Скачать + Заказать документы

Знакомство с куклами в традиционных нарядах

Цель: Знакомить детей с особенностями национального бурятского, русского и татарского костюма.

Задачи:

* Образовательные: продолжать рассказывать о народных костюмах, формировать представления об элементах костюма;

Развивающие: расширять кругозор, развивать любознательность; формировать образную речь; обогащать словарь;

Публикация «Конспект занятия по реализации национально-регионального компонента „Знакомство с куклами в традиционных нарядах“» размещена в разделах

Воспитательные: прививать любовь к своей Родине; формировать эстетический вкус; воспитывать интерес к народному быту.

Ход занятия.

- Ребята, вы уже знаете, что коренными жителями Иркутской области являются буряты, русские и татары. К нам в гости пришла кукла Бурятка. Она нам подробно расскажет о жизни бурят.

Здравствуйте, ребята. Вы наверное уже знаете, что основным занятием бурят было скотоводство, кроме этого они занимались охотой и рыбной ловлей. Бурятские племена постоянно кочевали в поисках пастбищ для скота, удобных мест охоты и рыбной ловли. Передвигались буряты на лошадях. Лошадь давала мясо и молоко. Богатые семьи владели многочисленными конскими табунами.

Охотились буряты с помощью монгольского лука и стрел на изюбров, медведей, коз, ли с, бобров, соболей.

Наконечники стрел были железными, так как буряты у своих предков курыкан научились хорошо обрабатывать железо. Многие буряты были настоящими мастерами, они делали красивые ножи, украшения для седел и другие искусные вещи.

Жили буряты в юртах. Юрты были войлочными и деревянными. Юрта делилась на две части: для себя и для гостей и торжеств. Пол в юрте был земляной. Вдоль стен делали земляные лавки, на них спали. Посреди юрты была яма, в которой разводили огонь. Над ямой стоял железный треножник, на который вешали котел. Над огнем в потолке прорезали дыру, в которую выходил дым. За огнем в бурятской юрте всегда следила женщина. Кроме этой обязанности, бурятские женщины катали войлок, которым укрывали юрты, обрабатывали кожу, шили из нее обувь и одежду. Мужчины готовили деревянный острог юрты, делали повозки, вили веревки, шили конскую сбрую, изготавливали вооружение.

Между собой буряты были очень дружны. Семьи, в которых погибал хозяин, и больные были на попечении всей общины, все члены племени помогали им. Детей учили уважать старших и помнить о своих предках. Буряты отличались своим гостеприимством и радушием. Кто бы ни был их гость, ему устраивали лучшее место у огня, подавали лучшее угощение.

Традиционной одеждой у бурят был халат. Зимний халат (Дэгэл) шили из меха, чаще всего из овчины, а летний (тэрлиг) из ткани, но на подкладке. Мужчины подпоясывали халат, а женщины сверху халата надевали безрукавку. В холодное время буряты надевали доху, то есть шубу, сшитую шерстью наружу. Ее называли – «саба»

- А следующей нашей гостьей будет русская кукла.

Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон Вам! (Кланяется)

Посмотрите на нашу гостью. Давным-давно на Руси все так одевались. Была особая манера разговора. Женщин на Руси звали сударынями и сударушками. Как же нам обратиться к гостье и узнать, как её зовут? (Ответы детей).

- Помогите мне, пожалуйста!

Дети обращаются к гостье: Как звать вас, сударыня?

Кукла : Зовут меня Машенька!

Воспит:

- Какое имя красивое, чисто русское!

- А какие русские имена вы знаете?

(Елизавета, Анна, Ксения, Серафима, Агата, Екатерина, Анфиса).

- На Руси молодцы славились храбростью, смекалкой. А о русских девушках говорили: «Глаза васильковые, словно лён, рученьки белые, а сама как лебёдушка…».

Воспит:

- Скажите, Машенька, что за одежда на Вас одета?

Кукла : Русский народный костюм.

Воспит. :

- Что на голове у Машеньки?

- Как раньше приговаривали мамы, когда заплетали девочкам косы?

Все девочки: (имитируя, как будто заплетают косу)

Расти, коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят,

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Дочка, маму слушайся.

Воспит:

- А какой ещё головной убор носили девушки?

(Кокошники).

- Правильно, одевали его в праздник, и когда девушка выходила замуж. На Руси был обычай, когда девушка выходила замуж, одну косу расплетали на две, и она должна была отныне носить головной убор – кокошник.

- А как одета наша гостья?

(На ней сарафан, кокошник, кофта).

- Спасибо, Вам Машенька, поведали о вашем костюме. А нас ожидает еще одна гостья.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Айгуль.

-Ребята, посмотрите, в каком красивом костюме пришла сегодня наша гостья. К какой же национальности относится этот костюм?

Кукла : Это татарский костюм.

Воспитатель:

- А как можно узнать, что эта одежда принадлежит татарскому народу?

Дети: (по узорам, пошиву)

Айгуль:

- женский комплект состоит из платья - кульмек, камзола, калфака. Материал использовали - бархат, шелк различных цветов и оттенков.

Воспитатель: На что похож татарский костюм?

(на цветок, на волшебную птицу, на цветущий куст)

Одежда какбы соткана из материи земли и красок природы, а в летучих рукавах закодирована возможность полета и грации.

Айгуль: костюм украшает орнамент, какой? (цветочно-растительный). «Вершина» костюма - головной убор - калфак у девушек, тюбитейка - у татарского юноши. Орнамент выражает душу татарского народа, своенравие, национальное мышление.

- Спасибо, тебе большое, Айгуль, за столь интересный рассказ. Ну, вот теперь ребята мы знаем, как выглядят костюмы жителей Сибири. Надеюсь, их мы путать больше не будем.

Итог:

Что нового мы сегодня узнали?

Кто приходил к нам на занятие?

Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз?

Публикации по теме:

Дидактическая игра «В мире фантазий» для детей от 4 до 7 лет. Ознакомление с народным творчествомДидактическая игра «В мире фантазий» для детей от 4 до 7 лет. Ознакомление с народным творчеством Цель: • учить детей видоизменять, преобразовывать имеющиеся у них представления, создавать относительно новые образы; • учить находить.

Национальный компонент. Куклы в бурятских костюмахНациональный компонент. Куклы в бурятских костюмах .Здравствуйте дорогие коллеги! Мы сегодня с детьми обсуждали и очень много говорили о поэзии бурятского костюма, его разновидностях, назначении. так.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по реализации национально-регионального компонента «Знакомство с куклами в традиционных нарядах»
Опубликовано: 9 февраля 2015 в 16:12
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по реализации национально-регионального компонента «Знакомство с куклами в традиционных нарядах»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Захарова (УИ 293618) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД