МААМ-картинки

Примерный план развития сюжетно-ролевой игры «Космос»

20 июня 2011 в 21:47 - Елена Денисова

Предлагаю разработанный план развития сюжетно-ролевой игры "Космос" для всех возрастных групп детского сада. В плане указаны поквартальные этапы становления игры, познавательная, художественно-продуктивная, игровая деятельность, ознакомление с художественной литературой, словарь, оборудование и предполагаемые роли. Надеюсь, что данная информация будет полезна воспитателям, моим коллегам.


Примерный план развития сюжетно-ролевой игры «космос» В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

I квартал

Этапы становления игры.

1. Способствовать возникновению игры на основе полученных знаний.

2. Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий.

3. Помогать детям объединяться в небольшие группы по 2-3 ребенка.

Познавательная деятельность. Наблюдение:  за солнцем, за дождем.

Ознакомление с художественной литературой. Заучивание потешек «Солнышко – ведрышко», «Дождик, дождик».

Художественно продуктивная деятельность. Рисование: «Смотрит солнышко в окошко» (Казакова, с.51). Лепка: «Солнышко».

II квартал

Этапы становления игры.

1. Учить взаимодействиям в сюжетах с двумя действующими лицами.

2. Способствовать обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

3. Приучить к соблюдению в процессе игры элементарных правил поведения.

Познавательная деятельность. Наблюдение  за небом,  за летящими самолетами.

Ознакомление с художественной литературой. Чтение: «Поднимаясь, мчаться вдаль самолетов звенья» С.Я. Маршак (Казакова Т.Г., с.51)

Художественно продуктивная деятельность. Рисование: «Небо голубое». Лепка: «Луна». Аппликация: «Летят самолеты».

III квартал

Этапы становления игры.

1. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли.

2. Обучать игровым действиям через развертывания игровой деятельности.

3. Организовывать игры по сюжету, разработанному воспитателем.

Познавательная деятельность. Рассматривание иллюстраций о космосе. Игры с игрушками:  ракетой,  самолётом.

Ознакомление с художественной литературой. Чтение: «Ракеты» Я. Серпина.

Художественно продуктивная деятельность. Лепка: «Наша ракета» (Казакова Т.Г., с.51). Рисование: «Звёздное небо».

Игровая деятельность. П/и: «Солнышко и дождик»,  «Самолеты». Д/и:  «Что бывает круглым», «Сложи картинку».

Обогащение и активизация словаря. Предметы: солнышко, луна, звезда, облако, самолет. Действия: летит, светит. Признаки: голубой, желтый, круглый, большой.

Оборудование. Штурвалы, фуражки.

Предполагаемые роли. Летчики, пассажиры.


Примерный план развития сюжетно-ролевой игры «космос» в СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.

 I квартал

Этапы становления игры

1. Создавать условия для самостоятельного создания игровых замыслов.

2. Продолжать учить подбирать предметы и атрибуты для игры.

3. Учить согласовывать действия друг с другом.

 Познавательная деятельность. Наблюдение в вечернее время  за небом,  звездами, луной. Беседа: «Почему солнце называют солнышко?» (Почемучка)

Ознакомление с художественной литературой.  Чтение:  «Солнце» Я. Аким;  «Небо» Л. Сандлер.

Художественно продуктивная деятельность.  Рисование: «Ночное небо», «Солнце по небу гуляло».

II квартал

Этапы становления игры

1. Продолжать обогащать содержание игры детей.

2. Развивать активное речевое развитие, обогащать словарный запас.

3. Воспитывать дружеские взаимодействия.

Познавательная деятельность. Наблюдение за летящими самолетами. Беседа: «Кто управляет самолётом». Рассматривание иллюстраций о самолетах.

Ознакомление с художественной литературой. Чтение: · «Летят самолеты» С. Марунин.

Ознакомление с художественной литературой.  Конструирование (из бумаги): «Летят самолеты» (Казакова Т.Г. с.90).

III квартал

Этапы становления игры

1. Расширять область самостоятельных действий в выборе роли, разработка и осуществление замысла, использование атрибутов.

2. Развивать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.

Познавательная деятельность. Беседы: · «Где ночует солнышко?»,  «А по солнышку гулять можно?»  (Почемучка)

Ознакомление с художественной литературой. Чтение:  «Я ракету нарисую» М. Пляцковский.

Художественно продуктивная деятельность. Рисование: «Я ракету нарисую» (Казакова Т.Г с.90).

Игровая деятельность. П/и: · «Самолеты»,  «День, ночь»,  «Летает, не летает». Д/и:  «Сложи ракету»,  «Сложи самолет»,  «Подбери пару».

Обогащение и активизация словаря. Предметы: солнце, луна, день, ночь, самолет, летчик, пилот, небо, звезды, топливо, полет, посадка. Действия: лететь, приземляться, ремонтировать, заправлять. Признаки: голубой, жёлтый, круглый, большой.

Оборудование.  Штурвал, фуражки, заправочная станция, инструменты для ремонта.

Предполагаемые роли. Летчики, пассажиры, заправщик, слесарь-ремонтник.


Примерный план развития сюжетно-ролевой игры «космос» в СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

I квартал

Этапы становления игры

1. Учить до начала игры согласовывать тему, распределять роли, подготавливать необходимые условия.

2. Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров.

3. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений.

Познавательная деятельность. Беседы: «Почему солнце такое горячее?»,  «Кто обгрыз месяц?» (Почемучка),  «Животные – космонавты». Опыт: «Что дает свет?» (Домашняя лаборатория).

Ознакомление с художественной литературой. Чтение:  Албанская сказка «Как солнце и луна друг к другу ходили»,  Стихотворение «Животные – космонавты» Баранов С.

Художественно продуктивная деятельность. Рисование:  «На что похожи облака»,  «Белка и Стрелка»,  «Лунный пейзаж» («Покорение космоса» Скоролупова О.А., с. 42). Конструирование «Самолёт» (Л.А. Ремезова, Учимся конструировать, с.63)

II квартал

Этапы становления игры

1. Учить усложнять игру путем расширения состава ролей, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.

2. Способствовать обогащению игры новыми решениями (участие взрослого в игре, изменение атрибутики, создание воображаемой ситуации)

Познавательная деятельность. Опыт: «Сквозь прозрачные и не прозрачные предметы» (Домашняя лаборатория). Беседа: «Почему небо голубое?» (Почемучка). Занятие по познавательному развитию «Солнечная система».

Ознакомление с художественной литературой. Чтение:  «Планеты» Ю.Луцкевич,  «Почему армия родная» А.Митлев, «Кто нужнее» А.Митлев.

Художественно продуктивная деятельность.  Аппликация (коллективная) «Наша армия родная» (Казакова Т.Г., с.123); Лепка: «Летающие тарелки и пришельцы из космоса» («Лепим, фантазируем, играем» И.А. Лыкова, с.79).

III квартал

Этапы становления игры

1. Формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

2. Совершенствовать речевое общение, развивать мыслительную деятельность, путем создания проблемных ситуаций.

Познавательная деятельность. Опыты: «Свет путешествует, свет отскакивает», «Почему ночью темно?» (Домашняя лаборатория). Беседа: «До солнца очень далеко?» (Почемучка)

Ознакомление с художественной литературой. Чтение:  Древнегреческий миф «Дедал и Икар»,  «Космонавт» О. Высотская,  «Ракета» В. Волина (Система коррекционной работы, Н.В. Нищева, с.329)

Художественно продуктивная деятельность. Лепка: «Веселые инопланетяне» («Покорение космоса» Скоролупова О.А). Конструирование из бумаги: «Ракета».

Игровая деятельность. П/и:  «Самолеты»,  «Летает, не летает». Д/и:  «Назови планеты»,  «Найди одинаковые планеты»,  «Сравни картинки»,  «Назови части суток»,  «Времена года»,  «Чего не хватает»,  «Кто чем управляет»,  «Четвертый лишний»,  «Узнай по силуэту»,  «Кто быстрее едет»,  «Назови воздушный транспорт».

Обогащение и активизация словаря. Предметы: облака, самолет, ракета, планеты, земля, солнце, луна, луноход, летчики-военнослужащие, космос, полет, космонавт. Признаки: космический корабль, орбитальная станция, спутник, первый, смелый, решительный, отважный. Действия: осваивать, запускать, летать.

Оборудование. Штурвал, пульт управления, крупный строительный конструктор для строительства самолета, фуражки для пилотов,заправочная станция, инструменты для ремонта.

Предполагаемые роли. Летчики, пассажиры, заправщик, слесарь-ремонтник, летчики-испытатели.


Примерный план развития сюжетно-ролевой игры «космос» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

I квартал

Этапы становления игры.

1. Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх свои знания.

2. Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание детей на качество исполняемых ролей, их социальную значимость.

Познавательная деятельность. Опыты:  «Свет и тень»,  «Тень от солнца» (Домашняя лаборатория). Беседы: «Почему в космос летают на ракете?», «Почему ракета летит?» (Почемучка). Рассматривание иллюстраций о космосе, планеты солнечной системы. Занятие: «Земля - наш дом во Вселенной» («Покорение космоса» Скоролупова О.А., с.12)

Ознакомление с художественной литературой. Чтение:  «Наш спутник» Е. Стюарт (Система коррекционной работы, Н.В. Нищева, с.328); «Незнайка на Луне» Носов.

Художественно продуктивная деятельность. Лепка:  «Мы космонавты»,  «Планеты солнечной системы»,  «В далеком космосе» («Лепим, фантазируем, играем» И.А.Лыкова, с.75). Ручной труд: «Инопланетянин». Рисование: «Космос» (по сырому). Рисование: «Небо при закате солнца» (Г.С. Швайко, Занятия по изодеятельности)

II квартал

Этапы становления игры.

1. Предоставлять детям возможность реализовать свои потребности в обыгрывании характеров, сюжетов, ролей в соответствии с их желаниями.

2. Формировать отношения, основанные на сотрудничестве, взаимопомощи.

Познавательная деятельность.  Опыт: «Указывающий магнит» (Домашняя лаборатория). Беседы: «Как устроена ракета?», «Как называется звезда, которую видно днем?». Рассматривание альбома «Почемучка на Луне» (Почемучка).

Ознакомление с художественной литературой. Чтение: «Ракета и я» А. Матутис;  «Астроном» В.Степанов (Система коррекционной работы, Н.В. Нищева, с.328).

Художественно продуктивная деятельность. Рисование: «Путь к звездам» («Покорение космоса» Скоролупова О.А. с.40); Лепка: «Космодром» («Лепим, фантазируем, играем» И.А. Лыкова, с.82).

III квартал

Художественно продуктивная деятельность.

1. Продолжать учить выполнять роли в соответствии с сюжетом игры.

2. Побуждать детей самостоятельно создавать недостающие для игры предметы, детали.

Познавательная деятельность. Опыт:«Солнечные часы» (Домашняя лаборатория). Беседы: «Зачем космонавту скафандр?», «Зачем летать в космос?». Рассматривание альбома «Невесомость» (Почемучка). Занятие: «Первый космонавт Ю.Гагарин» (Виноградов, с.112)

Ознакомление с художественной литературой.  Чтение: «Звезды» М. Джамалинь;  «12 апреля – день космонавтики А. Митлеев;  «Космонавт» В. Степанов (Система коррекционной работы, Н.В. Нищева, с.327).

Художественно продуктивная деятельность.  Аппликация: «Звездный коллаж» («Покорение космоса», Скоролупова О.А. с.45); Конструирование: «Наш космический корабль» («Покорение космоса», Скоролупова О.А. с.36); Лепка: «Покорители космоса» («Лепим, фантазируем, играем» И.А. Лыкова, с.85).

Игровая деятельность. П/и: «Летающая тарелка»,  «На старт»,  «Космонавты тренируются». Д/и: «Сравни картинки», «Объясни слово» (луноход, невесомость, созвездия, инопланетянин), «Исправь предложение», «Представь себя космонавтом», «Сложи солнечную систему», «Найди одинаковые планеты», «Составь ракету» (Архимедова игра, Танграм), «Самые солнечные» (месяц, время года, часть суток), «Что лишнее?»

Обогащение и активизация словаря. Предметы: космос, ракета, космонавт, скафандр, астроном, взлет, посадка, луноход, звезды, планета, Земля, Марс, Венера, Сатурн, Юпитер, созвездия, невесомость, солнечная система, космодром, орбита, орбитальная станция, инопланетянин. Признаки: солнечный, земной, звездный, космический, далекий, светлый, яркий, темный. Действия: летать, приземляться, светить, сверкать.

Оборудование. Ракета, скафандр, пульт управления полетом, карта звездного неба, карта солнечной системы, инструменты для ремонта.

Предполагаемые роли. Астроном, космонавты, дежурный бортинженер, инструктор по полету, капитан корабля, командный пункт, врач.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД