Папки-передвижки

Логопедия в образовании как специальная педагогическая наука о нарушениях речи, выявление и устранение в воспитании детей

Александр Владимирович Гришин
Логопедия в образовании как специальная педагогическая наука о нарушениях речи, выявление и устранение в воспитании детей

Логопедия — это специальная педагогическая наука о

нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и

воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы,

симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Термин «логопедия» происходит от греческих корней:

Публикация «Логопедия в образовании как специальная педагогическая наука о нарушениях речи, выявление и устранение в воспитании детей» размещена в разделах

logos (слово, paideia (воспитание, обучение) — ив переводе

означает «воспитание правильной речи».

Предметом логопедии как науки являются нарушения

речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством

речевой деятельности.

Объект изучения — состояние речевых и неречевых процессов и функций у лиц с разнообразными расстройствами

речевой деятельности.

Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.

Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и

взрослых.

Основной целью логопедии является разработка научно

обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения

речевых расстройств.

Логопедия как специальная педагогическая наука

Исходя из определения логопедии как науки можно выделить следующие ее задачи:

1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.

2. Определение распространенности и степени проявлений

нарушений речи.

3. Выяснение этиологии, механизмов, в том числе психолингвистических, структуры и симптоматики речевых

нарушений.

4. Систематизация речевых расстройств.

5. Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педагогического) подхода в логопедической теории и

практике и в разработке номенклатурных документов.

6. Разработка методов педагогической дифференцированной диагностики речевых расстройств.

7. Разработка принципов, дифференцированных методов

и средств устранения речевых нарушений.

8. Совершенствование методов ранней профилактики и устранения речевых расстройств.

9. Последовательная реализация комплексного подхода

при выявлении и коррекции речевых нарушений.

10. Выявление динамики спонтанного и направленного

развития детей с нарушением речевой деятельности,

а также характера влияния речевых расстройств на

формирование их личности, на психическое развитие,

на осуществление различных видов деятельности, поведения.

11. Изучение особенностей формирования речи и речевых

нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).

12. Разработка вопросов организации логопедической помощи. Исследование особенностей логопедической службы в региональных условиях. Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных

и медицинских учреждений.

Теоретические основы логопедии

13. Разработка ТСО, лабораторно-экспериментального оборудования, внедрение в учебный процесс компьютерной

техники и новых технологий.

14. Анализ достижений в теории и практике отечественной

и зарубежной логопедии.

15. Унификация категориального аппарата.

В указанных задачах логопедии определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность. Теоретический аспект — изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект — профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны.

Для решения поставленных задач необходимо

следующее:

— использование межпредметных связей и привлечение к

сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь

и ее нарушения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных

специальностей и др.);

— обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических учреждений для более быстрого

внедрения в практику новейших достижений науки;

— распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи.

Решение задач логопедии определяет ход логопедического воздействия.

Основным направлением логопедического воздействия

является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; моторики, особенно речевой; познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

Логопедия как специальная педагогическая наука

Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека.

Логопедическое воздействие должно быть направлено как

на внешние, так и на внутренние факторы, обусловливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.

• Связь логопедии с другими науками

Логопедия тесно связана со многими науками. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений,

их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых

симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.

Различают внутрисистемные и межсистемные связи.

К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики : сурдопедагогикой,

тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией. К межсистемным

относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками, а также с психолингвистикой.

Внутрисистемные связи

Их можно рассмотреть на примере связи логопедии с общей и специальной психологией, психодиагностикой. Логопеду важно знать закономерности психического развития

ребенка, владеть методами психолого-педагогического обследования детей разного возраста. Применяя эти методы, можно дифференцировать различные формы речевых расстройств и отграничивать их от речевых нарушений,

связанных с интеллектуальной недостаточностью, эмоциональными и поведенческими расстройствами.

Теоретические основы логопедии

хологии помогает логопеду видеть не только само речевое

расстройство, но прежде всего ребенка, правильно понимать

взаимосвязь его речевых нарушений с особенностями психического развития в целом. Это знание поможет ему установить контакт с детьми разного возраста, выбрать адекватные методы обследования их речи, восприятия, памяти,

внимания, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, а также провести более эффективную логопедическую работу.

Естественно-научной психофизиологической основой логопедии является учение о закономерностях формирования

условно-рефлекторных связей, учение П. К. Анохина о функциональных системах, учение о динамической локализации психических функций (И. М. Сеченов, И. П. Павлов,

А. Р. Лурия) и современное нейропсихологическое учение о

речевой деятельности.

Слово является сигналом особого свойства, средством

обобщения, абстрагирования. Учет сложных нейрофизиологических механизмов речевой деятельности позволяет более эффективно строить логопедическую работу по коррекции нарушений речи, по компенсации нарушенных речевых и неречевых функций.

Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности.

Речь является сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка

в процессе общения. Сложнейшая система языка является

продуктом длительного общественно-исторического развития

и усваивается ребенком в сравнительно короткое время.

Речевая функциональная система основывается на деятельности многих мозговых структур головного мозга, каждая из которых выполняет специфически определенную операцию речевой деятельности.

Структурно-системная организация интеграции функций

мозга предполагает многоуровневое взаимодействие верти18

Глава 1. Логопедия как специальная педагогическая наука

кально-организованных (подкорково-корковых) и горизонтальных (межкорковых) систем. Несмотря на то что каждая функциональная система имеет собственную программу развития и функционирования, мозг во все периоды

жизни работает как единое целое. Эта интегративность определяется тесным взаимодействием и взаимосвязями как

между участками мозговой коры (горизонтальными системами, так и взаимосвязями коры с нижележащими мозговыми образованиями и прежде всего подкорковыми отделами мозга (вертикальными системами). Связь речевой

деятельности со структурами мозга основывается на современных представлениях о динамической локализации мозговых функций. Эти представления нашли свое наиболее

полное развитие в исследованиях А. Р. Лурия. Динамическая локализация мозговых функций предполагает целостное и одновременно дифференцированное вовлечение мозга

в любую из форм его активности.

Итак, высшие, социально опосредованные психические

функции человека, к которым относится и речь, являются

результатом работы целого мозга, однако некоторые его

отделы, в частности корковые речевые зоны, вносят, существенный, специфический вклад в осуществление речевой

деятельности.

В раннем детском возрасте функциональные зоны коры

перекрывают друг друга, границы их диффузны, и лишь в

процессе практической деятельности происходит постепенная концентрация функциональных зон в очерченные, отдаленные друг от друга центры (Л. О. Бадалян).

Таким образом, различные зоны головного мозга по-разному участвуют в речевом процессе. Поражение какого-либо

его участка приводит к специфическим симптомам нарушений речевой деятельности. Данные о мозговой организации

речевого процесса дают возможность уточнить представления об этиологии и механизмах нарушений речевой деятельности. Особенно необходимы эти данные для дифференциальной диагностики различных форм расстройства речи

(афазии) при локальных поражениях головного мозга, что

позволяет более эффективно проводить логопедическую работу по восстановлению речи у этих больных.

Публикации по теме:

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Наука вежливости» для детей подготовительной группыКонспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Наука вежливости» для детей подготовительной группы Программное содержание: довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы, что истинно вежливый человек.

Раннее выявление социального неблагополучия семьи в ДОУ. Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями Российское законодательство регулирует вопросы по социальной защите прав несовершеннолетних, основываясь на нормах международного права.

«Занимательная наука» для детей с ОВЗ. Видеоотчет Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Наша лаборатория «Хочу все знать» вновь открыта для наших любознательных дошколят. В подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедия в образовании как специальная педагогическая наука о нарушениях речи, выявление и устранение в воспитании детей
Опубликовано: 17 мая 2024 в 09:23
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедия в образовании как специальная педагогическая наука о нарушениях речи, выявление и устранение в воспитании детей» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД