МААМ-картинки

Дидактические игры по чтению художественной литературы и фольклора

Татьяна Александровна
Дидактические игры по чтению художественной литературы и фольклора

Дидактическая игра «Сказкодом».

Игра №1

Цель: закрепить знания дошкольников о сказках.

Правила игры: в сказочном доме есть окошки, в которые необходимо поселить героев сказок. На каждом этаже можно поселить героев только одной сказки. В игре могут участвовать 2 – 4 ребёнка. Дети по желанию выбирают себе этаж, на котором будут жить герои. Побеждает тот игрок, кто быстрее заполнит окошки с героями сказки.

Игра №2

Цель: развивать умение составлять целую картинку из отдельных частей.

Публикация «Дидактические игры по чтению художественной литературы и фольклора» размещена в разделах

Правила игры: собрать картинку из отдельных частей.

Игра №3

Цель: формировать у детей умение раскрашивать по образцу, не заходя за контуры фигуры.

Материалы: фломастеры, восковые мелки, карандаши, акварельные краски.

Игра №4

Цель: способствовать упрощённому процессу запоминания содержания сказочных произведений, благодаря последовательному отражению их в иллюстрациях.

Правила игры:

- разобрать таблицу и то, что в ней изображено.

- с помощью символов в таблице составить предложение.

Дидактическая игра: «Чудесное лукошко»

Описание игры: Данное игровое пособие рассчитано на дошкольный возраст. Оно может быть использовано в младшем, среднем, и в старшем дошкольном возрасте. Все зависит от содержания и сложности дидактических игр, которые может предложить дошкольнику воспитатель.

Изготовление Лукошка: из фанеры вырезается лукошко размер 70см на 48см, затем обтягивается коричневой тканью (флис). Все используемые для игр картинки ламинируются и с обратной стороны к ним прикрепляется липучка. На липучку картинки легко прикрепляются к Лукошку.

Мы представляем дидактические игры с младшим дошкольным возрастом по трем направлениям.

Дидактические игры организуются на основе сюжета художественного произведения. Чаще всего сказки.

Игра № 1 «В лес за грибами»

Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов

«один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».(Младший дошкольный возраст)

Правила игры: приглашаем детей в лес за грибами, которые необходимо собрать для Ежика из сказки В. Сутеева «Палочка – выручалочка». Уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного).

Правила самостоятельной игры: Дети берут набор карточек со съедобными и ядовитыми грибами и самостоятельно выкладывают на лукошко грибы по принципу один - много. 2.2

1. Игра № 2 «Малина для медвежат»

Цель игры: формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».

Правила игры. Воспитатель говорит:

- Ребята, медвежонок из сказки «Три медведя» очень любит малину, он собрал в лесу целую корзинку, чтобы угостить своих друзей. Посмотрите, сколько пришло медвежат! Давайте их расставим правой рукой слева направо. А теперь угостим их малиной. Надо взять столько ягод малины, чтобы хватило всем медвежатам. Скажите, сколько медвежат? А теперь надо взять столько же ягод. Давайте угостим медвежат ягодами. Каждому медвежонку надо дать по одной ягодке. Сколько вы принесли ягод? Сколько у нас медвежат? Как еще можно сказать? Правильно, их одинаково, поровну; ягод столько, сколько медвежат, а медвежат столько, сколько ягод.

Правила самостоятельной игры: Самостоятельно дети могут взять набор для этой игры, расставить медвежат, и раздавать им малину: поровну, много и мало.

Игра № 3 «Угости зайчат» (по сказке «Мешок яблок» В. Сутеева)

Цель игры: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько

– сколько, поровну», «одинаково», поровну». Вспомнить содержание художественного произведения.

Правила игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, к нам в гости пришли зайчата, какие они красивые, пушистые, Как вы думаете, из какой они сказки? Давайте их угостим морковками. Я поставлю зайчат на полочку. Поставлю одного зайчонка, еще одного, еще одного и еще одного. Сколько всего зайчат? Давайте зайчат мы угостим морковками. Каждому зайчику дадим по морковке. Сколько морковок? Их больше или меньше, чем зайчат? Сколько зайчат? Поровну ли зайчат и морковок? Правильно, их поровну. Как еще можно сказать? (одинаково, столько же). Зайчатам очень понравилось с вами играть».

По предложенному образцу дети могут играть самостоятельно.

Игра № 4 «Угостим белочек орехами» (по сказке «Мешок яблок» В. Сутеева)

Цель игры: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько

– сколько, поровну», «одинаково», поровну».

Правила игры. Воспитатель говорит:

«Посмотрите, кто пришел к нам в гости. Рыженькие, пушистые, с красивым хвостиком. Конечно, это белочки. Давайте мы их угостим орехами. Я белочек поставлю на стол. Поставлю одну белочку, оставлю окошко, еще поставлю одну белочку и еще одну. Сколько всего белочек? А теперь мы их угостим

орешками. Одной белочке дадим орешек, еще одной и еще одной. Всем белочкам хватило орехов? Сколько орехов? Как еще можно сказать? Правильно, белочек и орехов поровну, их одинаково. А теперь вы угостите белочек орехами. Белочкам очень понравилось с вами играть».

По предложенному образцу дети могут впоследствии играть самостоятельно.

Игра № 5 «Кто в теремочке живет»

Цель игры: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления групп предметов, активизировать в речи слова: «больше – меньше», «лево-право», «около», «над». Вспомнить содержание художественного произведения.

Оборудование: персонажи сказки «Теремок»

Правила игры: воспитатель предлагает детям вспомнить сказку

«Теремок». Расположить героев сказки по порядку. Выбрать самого большого- маленького. Самого высокого-низкого. Расположить мышку справа от теремка и т. п.

Дидактическая игра «Сказочный переполох».

Описание: игра предназначена для детей 3-7 лет и может быть использована в совместной деятельности детей, детей и воспитателя, детей и родителей.

Цель: формирование интереса у дошкольников к художественной литературе.

Задачи:

• формировать умение узнавать сказки, их героев;

• закрепить знания детей о русских народных сказках;

• способствовать развитию связной речи, внимания, памяти, мышления;

• развивать грамматический строй речи, знакомить с предлогами: за, перед, до, после, между;

• развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний;

• воспитывать любовь к книге, бережное отношение к ней.

Игровые атрибуты: игровые поля, карточки к игре с заданиями, фигурки героев сказок, сюжетные картинки к сказкам, разрезные картинки сказок (пазлы).

«Расскажи сказку по картинке».

Правила игры: ведущий показывает игроку сюжетную картинку. Игрок называет сказку и описывает, что на ней изображено. При желании можно рассказать сказку полностью.

«Кто лишний?»

Правила игры: на игровом поле выставляются герои одной из сказок и лишние герои. Игрокам до 5 лет, ведущий называет сказку. Игрок должен назвать кто лишний.

Игроки после пяти лет, должны назвать из какой сказки герои и кто заблудился.

«Я начну, а ты продолжи».

Правила игры: у ведущего в руках персонаж – герой сказки, которую игроки будут рассказывать. Ведущий начинает сказку (говорит одно – два

предложения) и передаёт игроку. Игрок продолжает, говоря тоже одно – два предложения, и передаёт следующему.

«Собери и расскажи сказку».

Правила игры: игроку необходимо сложить последовательно сюжетные картинки от начала до конца сказки, затем рассказать сказку с опорой на сюжетные картинки.

«Собери из частей».

Правила игры: ведущий показывает игрокам фигурки героев сказок, узнает, как зовут героев. Затем показывает, что из частей можно сложить фигурку любого героя.

После этого части карточек перемешиваются, и ведущий предлагает игрокам отгадать загадку и сложить фигурку героя.

«Кто самый наблюдательный?».

Правила игры: ведущий показывает картинку с изображением сюжета одной из сказок и просит игроков описать, что изображено на картинке. Игроки перечисляют и описывают героев, события, предметы.

«Расскажи по картинке».

Правила игры: выбирается сказка. Ведущий берёт одного из героев сказки и описывает его: рассказывает, как он выглядит, добрый или злой, большой или маленький, что он делает по ходу сказки и т. д. После этого он просит игроков повторить, что он рассказал.

Затем ведущий берёт другую фигурку и просит игроков по очереди описывать героя сказки и следить, чтобы описания не повторялись.

Если это не получается, ведущий задаёт наводящие вопросы: например, во что одет дед; старый он или молодой; что делает и т. д.

«Кто за кем?»

Правила игры: ведущий просит разместить героев знакомой сказки в определённой последовательности. После этого игрок объясняет: кто за кем стоит, используя различные предлоги. Ведущий может задавать наводящие вопросы.

Если игрок успешно овладел всеми понятиями, можно игру усложнить, добавив понятия право- лево.

Дидактическая игра

«Сундук - путешествий по сказкам».

Описание: настольная игра направлена на рассказывание и придумывание сказочных историй. Дети могут приглашать бесконечное число сказочных персонажей и обыграть множество сказок, которые давно полюбились нашим деткам: "Колобок", "Теремок", "Маша и медведь" и другие сказки и персонажи, которые они только что узнали или выдумали сами.

Цель: развитие речи и творческих способностей детей через художественную литературу.

Задачи:

социально-коммуникативное развитие: способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями (участие взрослого,

изменение атрибутики, внесение атрибутики, внесение предметов- заместителей или введение новой роли);

познавательное развитие: побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально положительный отклик на игровое действие; речевое развитие: продолжать развивать интерес детей к художественной литературе;

художественно-эстетическое развитие: продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Правила игры: правила игры несложные, как и положено детской игре. В настольной игре можно менять панно, выбирать разных персонажей. Сказка или игровой сюжет выбирается по договоренности с участниками игры.

Количество участников: играть в игру может как один ребенок, так и группа детей, выдумывая одну сказку используя уже готовые персонажи, так и изготовленные собственные персонажи из: лоскутков ткани, шерстяных ниток, бросового материала и т. д. Каждый ребенок может выбирать не более двух персонажей для обыгрывания сказки или сюжета.

Дидактическая игра-бродилка

«Знатоки сказок и мультфильмов».

Задачи:

Описание: игра предназначена для детей 5-7 лет и может быть использована в совместной деятельности детей, детей и воспитателя, детей и родителей.

Цель: освоение и систематизация знаний детей дошкольного возраста о сказках.

• обобщить знания детей о героях сказок, о сказочных предметах.

• учить эмоционально, передавать образ сказочного героя.

• способствовать развитию связной речи, внимания, воображения.

• развивать творческие способности детей.

• развивать смекалку, находчивость, терпение, выдержку.

Игровые атрибуты: игровые поля, фишки, кубик, карточки к игре с заданиями (по 8 шт.)

Правила игры:

В игре принимают участие до 6 человек. Игроки выбирают себе фишки, цветовую дорожку определённой тематики и ставят их на старт. Чтобы определить очередность хода каждого игрока, все участники бросают кубик. Первым ходит тот, у кого выпало большее количество очков. И так далее по убыванию. Игроки по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на выпавшее на нем количество ходов.

Игрок останавливается в круге с цифрой, каждому из которых соответствует задание на карточках того же цвета. Игрок выбирает карточку того же цвета и цифрой, что и круг.

Например: цветовая дорожка оранжевого цвета, круг с цифрой 1-

игроку необходимо взять карточку оранжевого цвета с цифрой 1 с соответствующим заданием.

Дидактическая игра «Цветик-семицветик»

Описание игры: данное игровое пособие рассчитано на дошкольный возраст. Оно может быть использовано в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте. Всё зависит от содержания и

сложности дидактических игр, которые может предложить дошкольнику воспитатель.

Дидактические игры организуются на основе сюжета различных художественных произведений.

Дидактическая игра № 1 по рассказу В. Катаева «Цветик-семицветик

«Собери все картинки к данной сказке»

Цель: способствовать развитию у детей речи, памяти, внимания, мышления, словарного запаса, вызывать у детей познавательный интерес при ознакомлении со сказкой.

Правила игры: ведущий в центр кладёт картинку из сказки. Ребёнок должен найти картинки по данному произведению из множества других картинок и расположить их на лепестках, при этом рассказывая, что на них изображено.

Дидактические игры-лото

Описание игры: Данное игровое пособие рассчитано на дошкольный возраст.

Цель: способствовать развитию у детей связанной речи, памяти, внимания, мышления, способности завершать начатое дело до конца.

Игра № 1 «Богатырская наша сила» по былине «Как Илья Муромец богатырем стал…»

Правила игры: В игре могут принимать участие от

2 до 6 человек. Карточки меньшего размера переворачиваются лицевой

стороной вниз, игрокам раздают карточки большего размера. Ведущий выбирает и переворачивает карточки лицевой стороной, а игроки накрывают ими совпавшие картинки, при этом называя, какое изображение им выпало. Выигрывает тот, кто первым накроет карточками все картинки.

Игра № 2 по рассказу В. Катаева «Цветик-семицветик» «Лото. Цветы»

Правила игры: игрокам предлагаются большие карты и маленькие

соответствующие им карточки для ведущего. Кто из игроков быстрее закроет

все окошки, тот и выигрывает, а затем рассказывает о том, что на его карточке.

Игра № 3 по белорусской народной сказке «Лёгкий хлеб»

Цель: способствовать развитию у детей зрительного внимания, логического мышления, связанной речи. вызывать у детей познавательный интерес при ознакомлении со сказкой.

что на его карточке.

Правила игры: Игрокам предлагаются большие карты и маленькие соответствующие им карточки. Кто быстрее закроет все окошки, тот и выигрывает, а затем рассказывает о том,

Игра – бродилка по сказке «Лисичка со скалочкой»

Разработчик: воспитатель Железнова Ю. Ю.

Описание игры: Настольно- печатная игра-бродилка - это универсальная игра, которая может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей по

изучение русских народных сказок. Игра помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. В любое удобное время ребенок просто открывает игру и с радостью повторяет изученные темы. Игра хорошо подойдет для занятий в подгруппах, где одновременно будут заняты несколько детей. Настоль- печатная игра развивает творческие способности и коммуникативные навыки. С помощью данной игры можно быстро и интересно проверить знания и умения детей по русским народным сказкам. Аудитория: дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Цель: закрепление и систематизация знаний детей о русской народной сказке «Лисичка со скалочкой».

Правила игры. В игре участвуют 2-4 человека. Дети выбирают очередность хода. Ставят фишки на «Старт». Участники по очереди бросают кубик, и передвигают фишки на выпавшее количество ходов. Если фишка попадает на желтый круг, то необходимо взять карточку «Эмоции», и выполнить задание (изобрази эмоцию). Если фишка попадает на красный круг, игрок берет карточку с заданием (повтори движение). Если фишка попадает на зеленый круг, игрок рассказывает, что происходит с героями на данном пути. Побеждает тот, кто придет первым к финишу.

Материалы: игровое поле (карта, игральный кубик, фишки (могут быть любые мелкие предметы).

Игровые действия детей: бросить кубик, сосчитать количество точек на кубике, передвинуть фишку на нужное количество ходов, в соответствии с выпавшим на круге цветом выполнить задание игры.

Результат игры: закрепление и систематизация знаний детей о русских народных сказках.

Театрализованные игры для младшего дошкольного возраста

Игра № 1 «КИСКА» (Русская народная потешка)

Используется после прочтения русской народной сказки «Репка»

Цель: развивать творческий потенциал детей, обучать детей переключению внимания с одного движения на другое, согласовывая кукловождение с произнесением текста потешки.

Материал: Киска (мягкая игрушка).

Ход:

Педагог вносит Киску, дает возможность детям рассмотреть ее, потрогать, погладить. Затем читает русскую народную потешку «Киска» и показывает приемы кукловождения. Еще раз читает потешку, передаёт Киску ребёнку. Ребенок действует игрушкой в соответствии с текстом.

Педагог:

Идет кисонька из кухни, У ней глазоньки опухли,

(Ребенок ведет игрушку по столу, покачивая из стороны в сторону.)

О чем, кисонька, ты плачешь?

Ребенок: (Останавливает игрушку.)

Как мне, кисоньке, не плакать! Повар пеночку слизал,

(Покачивает игрушку в ритме потешки, чуть наклонив вперед.)

Да на кисоньку сказал.

(Возвращает ее в исходное положение.)

Игра № 2 «МЫШКА, МЫШКА, ЧТО НЕ СПИШЬ?»

(Русская народная шутка)

Используется после прочтения русской народной сказки «Репка»

Цель: Вызывать у дошкольников эмоциональный отклик на музыку и желание двигаться под нее. Мимикой и жестами передавать выразительность движений.

Материал: Шапочки мышек и кота.

Ход:

Педагог надевает детям шапочки мышек и кота

Педагог: Мышка, мышка, что не спишь,

Что соломою шуршишь?

Ребенок: Я боюсь уснуть, сестрица,

Кот усатый мне приснится!

(Дети изображают испуг: сжимаются в комочек, дрожат).

Игра № 3 «ДАВАЙ ПОТАНЦУЕМ»

Используется после прочтения сказки В. П. Катаева

«Цветик -семицветик»

Цель: развивать внимание детей, учить реагировать на зрительные сигналы.

Материал: цветок, флажок, фортепиано.

Ход:

Ведущая предлагает детям потанцевать. Девочки пляшут только тогда, когда ведущая поднимает цветок, а мальчики — когда поднят флажок. Когда ведущая поднимает одновременно и цветок, и флажок, танцуют все вместе. Звучит русская народная плясовая мелодия. Дети импровизируют танцевальные движения.

Игра № 4 «УТРОМ ДЕД»

(Русская народная потешка)

Используется после прочтения русской народной сказки

«Бычок - смоляной бочок»»

Цель:

Продолжить обучение детей приемам управления верховыми куклами на гапите (палка, на которой крепится кукла). Помочь детям понять, что, если одна игрушка «говорит», то другая должна замереть и

внимательно «слушать», чтобы зрители могли определить, которая игрушка в данный момент поддерживает беседу.

Материал: ширма, куклы на гапите: дед, внучка

Ход:

За ширмой дети с куклами дед, внучка.

Педагог: Утром дед Спросил у внучки.

Дед: Почему не моешь ручки?

(Ребенок покачивает игрушкой - дед.) Педагог: Отвечает внучка.

Внучка: Я не белоручка!

(Покачивает игрушкой - внучка.)

Игра № 5 «МЫШИ ВОДЯТ ХОРОВОД»

(Русская народная прибаутка)

Используется после прочтения русской народной сказки «Репка»

Цель:

Продолжить обучение детей приемам управления настольными куклами. Помочь детям освоить «пляску кукол».

Материал:

Маленькие игрушки-мышки, кот.

Ход:

Перед началом потешки несколько детей ставят на стол игрушек- мышат, один ребенок на противоположном конце кладет игрушку-кота.

Ведущий:

Мыши водят хоровод. На лежанке дремлет кот.

(Дети плавно водят мышат по столу.)

Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот, Разобьет весь хоровод.

(Дети импровизируют танцевальные движения кукол-мышат. С окончанием потешки кот их ловит.)

Публикации по теме:

Конспект НОД по чтению художественной литературы «В. Сутеев «Под грибом»Конспект НОД по чтению художественной литературы «В. Сутеев «Под грибом» Цель: Ознакомление детей со сказкой В. Сутеева "Под грибом". Задачи: ОБУЧАЮЩИЕ: Учить детей понимать смысл сказки, выявлять заключенную.

Конспект НОД по чтению художественной литературы «Заучивание стихотворения Ю. Тувим «Овощи»Конспект НОД по чтению художественной литературы «Заучивание стихотворения Ю. Тувим «Овощи» Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением "Овощи".(видео,аудиозапись) Вот как много овощей принесла хозяйка с.

Конспект ООД по чтению художественной литературы «Чтение потешки «Кисонька-мурысонька»Конспект ООД по чтению художественной литературы «Чтение потешки «Кисонька-мурысонька» Конспект ООД по чтению художественной литературы. Тема: Чтение потешки «Кисонька-мурысонька». (Вторая младшая группа). Цель: помочь детям.

Конспект тематического занятия по чтению художественной литературы для первой младшей группы «Игрушки»Конспект тематического занятия по чтению художественной литературы для первой младшей группы «Игрушки» Цель: Учить детей отгадывать простейшие загадки о литературных произведениях. Задачи: - Закрепить знание цветов, геометрических фигур.

Консультация «Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте» Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте. Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними.

НОД по чтению художественной литературы «И. Бунин «Первый снег» в средней группе для детей с ОВЗНОД по чтению художественной литературы «И. Бунин «Первый снег» в средней группе для детей с ОВЗ Тема: Чтение и обсуждение стихотворения И. Бунина «Первый снег». Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература.

Тематическое планирование НОД по чтению художественной литературы в старшей группе по программе «Детство». 2 квартал 2 квартал. НОД Чтение художественной литературы Декабрь НОД Программное содержание Литература 1 неделя Тема: Рассказывание русской народной.

Перспективный план занятий по чтению художественной литературы в средней группе Сентябрь 1 Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Подарки осени» 2 Пересказ сказки «Козлята и волк» Октябрь 3 Ознакомление с малыми фольклорными.

Рекомендации родителям «Как привлечь ребёнка к самостоятельному чтению художественной литературы»Рекомендации родителям «Как привлечь ребёнка к самостоятельному чтению художественной литературы» Как привить детям интерес к чтению книг? Этот вопрос интересует многих родителей, особенно в период, когда ребёнок готовится к поступлению.

Тематическое планирование НОД по чтению художественной литературы в старшей группе по программе «Детство». 3 часть 3 квартал. НОД Чтение художественной литературы Март Тема НОД Программное содержание Литература 1-я неделя Тема: Чтение рассказа Б. Емельянова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры по чтению художественной литературы и фольклора
Опубликовано: 3 февраля 2023 в 10:07
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры по чтению художественной литературы и фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД