Елена Хазипова
Игровое пособие «Страна Кубикония» в коррекционной работе с детьми-логопатами
Известно, что нарушение звукопроизношения у детей-логопатов порою являются стойкими, процесс автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произнести поставленный звук. Передо мной встала проблема поиска таких пособий, приемов и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны и превращали логопедические упражнения в увлекательную для ребенка деятельность. Они должны быть функциональными, вариативными в плане применения, эстетически привлекательными для детей, служить решению многих логопедических задач. Такие цели я ставила перед собой при создании пособия «Страна Кубикония». Оно успешно апробировано мною на коррекционных занятиях с детьми.
Публикация «Игровое пособие „Страна Кубикония“ в коррекционной работе с детьми-логопатами» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2016
Кубик – универсальная игрушка. Её применяют многие педагоги, а мне пришла идея использовать их его по-своему, объединив общим названием «Страна Кубикония».
Игровое пособие «Страна Кубикония» представляет собой серию кубов разной величины, которые используются вместо традиционных наборов картинок на разных этапах коррекционной работы. На каждой грани куба, в зависимости от решаемой задачи, расположен различный материал. Использовать кубики на занятии я могу как сюрпризный момент, а также включать их в игровые задания. Кубы также могут применяться не только на коррекционных занятиях, но и для работы с детьми в группах.
Ценность использования кубов я вижу в том, что ребенок имеет возможность совершать с ним различные игровые действия: например, куб можно кидать друг другу, кидать на ковер, передавать из рук в руки по кругу пока звучит бубен, подкидывать и ловить, крутить с закрытыми глазами и останавливаться по сигналу.
Применяя это пособие, я отметила положительный результат:
• Ускорились сроки автоматизации звуков;
• Количество детей, выпущенных с чистой речью на логопункте, увеличилось;
• Повысилась эмоциональная заинтересованность детей и снизилась их утомляемость во время занятий.
Кубы «Шашлычки».
Цель: автоматизация звуков в словах, скороговорках, стишках, развитие фонематических процессов, умения классифицировать.
Оборудование. На стержень нанизаны четыре кубика, на гранях которых прикреплены картинки на все группы звуков в названии.
Содержание. Ребенок имеет возможность вращать кубики, выбирая нужную картинку, в зависимости от цели игры.
Игровое упражнение «Найди картинку»: педагог просит ребенка выбрать кубики с картинками, названия которых начинаются на определенный звук.
Изменив набор картинок, можно придумать разнообразные игровые упражнения: «Четвертый лишний» - предложить ребенку выполнить задание – выбрать лишний кубик, обращая внимание на звук «Р» в названии; «Составь предложение», «Волшебники» и пр.
Куб «Настроение».
Цель: развитие мимических мышц лица, автоматизация звука, развитие интонационной выразительности речи.
Оборудование. Куб, на гранях которого расположены картинка человечка с определенным настроением.
Содержание. Ребенку предлагается пообщаться только с помощью закрепляемого звука и с той интонацией, на которую укажет кубик. Ребенок говорит слова «Раз, два, три, четыре, пять. Будем кубик мы вращать!», одновременно подкидывая куб. Картинка на верхней грани указывает нужное настроение.
Куб «Графитти».
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Известно что нарушение звукопроизношения у детей логопатов порою являются стойкими процесс автоматизации затягивается ребенку долго не удается правильно произнести поставленный звук](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-257848-1481455106.jpg)
Цель: обучение детей ориентироваться в пространстве с опорой на схему, опорные картинки или речевую инструкцию, развитие мелкой моторики, зрительного восприятия.
Оборудование. Куб, на гранях которого расположены цветные кнопки.
Содержание.
Игровое упражнение «Графический диктант». Педагог пошагово диктует ребенку, в какую сторону и сколько кнопок (шагов) отсчитать, а ребенок выкладывает дорожку шнурком.
Игровое упражнение «Выложи узор». Ребенок, ориентируясь на предложенные схемы, выкладывает рисунок шнурком.
Куб «Веселый язычок».
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Передо мной встала проблема поиска таких пособий приемов и методов работы по исправлению речевых нарушений которые были бы эффективны и превращали](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-257848-1481455152.jpg)
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Оборудование. Куб, на гранях которого к каждому артикуляционному упражнению подобрана сигнальная карточка по названию упражнения.
Содержание. Ребенок подкидывает куб со словами «Крутись, вертись, на бочок ложись» и выполняет артикуляционное упражнение, которое появилось на верхней грани куба. Количество раз определяет обычный игральный кубик.
Куб «Ритмик».
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Логопедические игры логопедические упражнения в увлекательную для ребенка деятельность](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-257848-1481455199.jpg)
Цель: развитие восприятия и умения воспроизводить ритмические рисунки, слоговую структуру слова.
Оборудование. На гранях куба расположены схемы темпо - ритмических рисунков. Рисунки могут меняться.
Содержание.
Игровое упражнение «Что за стук?»: педагог отхлопывает ритм, после прослушивания серий ударов, ребенок находит на гранях куба услышанное (прохлопать или протопать) и воспроизводит соответствующий ритм.
Игровое упражнение «Веселый ритм»: ребенок самостоятельно по ритмическому рисунку воспроизвести серии ударов.
Куб «Разные слова».
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Они должны быть функциональными вариативными в плане применения эстетически привлекательными для детей служить решению многих](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-257848-1481455242.jpg)
Цель: развитие логического мышления: анализ, синтез и сравнение, умение подбирать слова по смыслу, существенному признаку, назначению.
Оборудование. На гранях куба расположены картинки.
Содержание.
Педагог читает стихотворение:
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком – вагон,
Есть кислое слово – лимон.
(М. Пляцковский «какие бывают слова»)
А теперь ты не зевай – слово к слову подбирай!
Игровое упражнение «Раз словечко, два словечко»: куб передается под считалку.
«Раз, два, три, четыре, пять. Будем кубик мы вращать!»
Ребенок, на котором остановилась считалка, вращает куб и выбирает грань, называет картинку. Дети к данному слову – прилагательному подбирают слова существительные по ассоциации. Например: «быстрые» слова – ракета, самолет, тигр, орел; «веселые» слова – праздник, клоун, подарок.
Куб «Слоговой».
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Работа логопеда](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-257848-1481455366.jpg)
Цель: автоматизация звуков в слогах, словах.
Оборудование. Куб с кармашками, в которые можно вставлять картинный материал для закрепления звуков.
Содержание.
Игровое упражнение «Где спряталось слово?». Ребенок вращает кубик и называет слово на верхней грани, определяет первый слог в слове и находит картинку на соответствующий слог: ра – рак, ракета, радуга и т. п.