Лучший педагог года

Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС

Светлана Ишпаева
Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС

Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС

Формирование педагогической компетентности родителей

Ориентация на инновации

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.

Актуальность

Публикация «Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС» размещена в разделах

Семья-это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро” В. А. Сухомлинский.

Отечественной педагогической наукой накоплен значительный опыт в сфере взаимодействия детского сада и семьи : К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, П. Ф. Лесгафт, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. Актуальными для современного педагогического процесса являются их научные обобщения и выводы о том, что семья – начало всех начал, тот воспитательный институт, где закладываются основы всесторонне развитой личности. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность. Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии и воспитании ребенка.

В своих работах учёные предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи - Т. Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова; раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей - А. В. Козлова, Е. П. Арнаутова; предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй - Е. П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О. В. Солодянкина.

Т. А. Маркова, Н. Ф. Виноградова, Г. Н. Година, Л. В. Загик, обращают внимание на содержание работы с семьей :

- единство в работе ДОУ и семьи по воспитанию детей;

- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;

- использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи;

- индивидуальные и групповые формы работы с родителями.

Авторы закладывают в основу организации взаимодействия ДОУ с семьей принципы – преемственности согласованных действий, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье.

Работа педагогического коллектива ДОУ опирается на законодательную базу РФ

Так, в законе «Об образовании» в ст. 44, п. 1. записано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка».

Выбор форм, инновационных методов и технологий в работе с родителями на предстоящий учебный год на первом установочном педсовете

Главные задачи и приоритеты

В работе с родителями решаются следующие приоритетные задачи:

Повышение педагогической культуры родителей.

Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных и целесообразных форм работы.

Для решения поставленных задач в учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам МКДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.

Этапы реализации поставленных задач

В начале учебного года в каждой возрастной группе проходят групповые собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения детей на данный учебный год. Проводится общее собрание, на котором знакомим родителей с планом совместной деятельности, ознакомительные экскурсии для родителей как вновь прибывших детей, так и всех желающих.

Инклюзивное образование

Одной из новых форм работы оказания помощи семье, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями в нашем образовательном учреждении, является школа педагога - психолога “ Лесенка…”. Помимо основных направлений деятельности по сопровождению воспитательно – образовательного процесса, специалистом проводятся индивидуальные беседы и консультации с применением ИКТ технологий, просмотров видео, аудиозаписей, распечатываются индивидуальные буклеты и памятки для конкретной семьи по темам имеющими актуальность в данный период развития ребенка с особенными образовательными потребностями (краткие рекомендации-тезисы, зачастую с необходимыми иллюстрациями)

Условия для развития ребенка должны быть созданы и в семье.

Для этого мы по мере своих сил и знаний развиваем систему всеобуча родителей, воспитывающих как обычных детей, так и с проблемами в развитии. Благодаря современным ИКТ доступ к необходимой информации не вызывает больших затруднений, нужно только продумать форму подачи родителям необходимых знаний с учетом их потребностей, готовности их принять. Мы должны ориентировать такие семьи на успех, пусть вначале небольшой…но для того и существует наша школа «Лесенка»….Ступенька за ступенькой….к общему успеху и успешности маленького человечка.

Формы работы:

В педагогической деятельности ДОУ используются различные формы работы совместно с родителями

Индивидуальные и групповые консультации специалистов по вопросам развития ребенка;

Образовательные семинары для педагогов и родителей (как часть родительского собрания, как самостоятельное тематическое мероприятие в рамках годового планирования). Например, семинар «Оздоровительные методики в ДОУ и дома» в соответствии с основной годовой задачей по укреплению здоровья детей и тематической неделей «Олимпийские игры»,

Психологические, практико-ориентированные тренинги

Тематические круглые столы.

Совместная проектная деятельность

Публикации на сайте опыта воспитания ребенка в семье

Занятия в системе «ребенок-родитель-специалист»

Участие в экспертизе динамики развития ребенка (присутствие родителей на игровых тестах)

Организация выездных мероприятий: посещение музеев, выставок, организаций (ПЧ, почтового отделения, центра социальной защиты населения поселка)

Трансляция педагогического опыта на сайте ДОУ

С 2011 года детский сад имеет свой сайт. На сайте родители узнают о планах, о проходящих в саду мероприятиях и о жизни групп. Родители всегда могут найти информацию о детском саде, о реализуемых педагогическим коллективом программах воспитания и обучения, об условиях поступления в детский сад и необходимых для этого документах. Все значимые мероприятия ДОУ с участием самих родителей также освещаются на страничках. Многим из них это формирует мотивацию к дальнейшему активному участию в жизни ДОУ.

Посетители сайта могут посмотреть фото, видеосюжеты и задать интересующие их вопросы по воспитанию и обучению детей.

Интерактивные игры – как средство по взаимодействию с родителями.

Интерактивная игра — это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью.

Упрощенный мир интерактивных игр позволяет участникам лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего. Таким образом, можно более эффективно и с относительно малым риском обучиться новым способам поведения и проверить на практике свои идеи.

Такие интервенции известны под другими названиями — «структурирующие упражнения», «моделирующие игры», «ролевые игры» и т. п.

Наиболее плодотворная форма работы с родителями – проектная деятельность

Например, в течение учебного года реализуется общесадовский долгосрочный творческий проект «От весны до осени», срок реализации – один год.

(Знакомство с русскими календарными праздниками)

В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. Особое воспитательное значение имеет активное участие родителей, как в реализации самого проекта, так и в итоговых праздничных мероприятиях.

Совместные конкурсы

Эффективным способом сближения родителей, детей и педагогов являются также организация и проведение выставок и фотовыставок. Выставки бывают тематическими, посвященными какому-то празднику или интересному событию в жизни детского сада, города, страны. Для нас важно, чтобы выставка носила не просто «развлекательный» характер, но и способствовала педагогическому просвещению родителей, трансляции их творческого потенциала, распространению положительного опыта семейного воспитания.

Таким образом, использование инновационных форм в работе с семьями воспитанников играет существенную роль в реализации принципа открытости нашего учреждения и предоставлении родителям практической помощи в получении педагогических знаний.

Использование педагогами наглядно-информационных форм общения играет важную роль в формировании педагогической культуры родителей, способствует возникновению и развитию у них интереса к особенностям воспитания детей в МКДОУ. Наглядно-информационные формы организации общения являются только естественным дополнением диалога двух партнёров-педагогов и родителей, а не основным способом их общения.

Наш детский сад не столько транслятор знаний (подобно телевизору, сколько детский сад социального действия, в котором идет ежедневная совместная работа детей и взрослых. Это означает превращение из МКДОУ «в себе» в МКДОУ «для себя» - детский сад, открытый жизненным ветрам, где разделяющая линия проходит не между знанием и незнанием, а между действием и бездействием.

Следовательно, обеспечение успешного воспитания дошкольников и устойчивости развития всей системы основано на взаимодействии внутренних и внешних факторов.

Наш детский сад «Березка» сегодня - это комплексная система как материальных, так и духовных взаимосвязей, основанных на современных правовых и нравственных нормах, на взаимном «притяжении» педагогов и родителей.

Мы проживаем с нашими детьми яркие моменты жизни каждый день.

Творческих успехов и полета педагогической мысли!

Публикации по теме:

«Инновационные подходы к разработке различных форм физического воспитания в условиях предметно-развивающей среды». При подготовке ребенка к школе важным является воспитание у него потребности в знаниях, которые проявляются в познавательном интересе. Основой.

Инновационные подходы в работе с родителями по физическому воспитанию детей В наше время современные родители с одной стороны, отдают предпочтение, умственному развитию своих детей, стремясь быстрее научить их писать,.

Инновационные подходы к организации предметно-развивающей среды в МАДОУ МАДОУ «Детский сад №56 комбинированного вида» ДОКЛАД «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В МАДОУ».

Консультация для воспитателей «Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС» Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС. Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ.

Мастер-класс. Традиционные и инновационные подходы к коррекции графо-моторной работы с детьми, страдающими нарушениями речи Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с традиционными и инновационными методами развития мелкой моторики и приемами.

Семинар «Инновационные подходы в организации Развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»Семинар «Инновационные подходы в организации Развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» Семинар на тему: «Инновационные подходы в организации РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ [/b] План семинара : 1. Введение.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Положение о взаимодействии с семьями воспитанников (в соответствии с ФГОС ДО) ПОЛОЖЕНИЕ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ (В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО) МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Инновационные подходы к физической культуре и здоровью дошкольников посредством внедрения сюжетных физкультурных занятий Слайд 1 Тема моего выступления: «Инновационные подходы к физической культуре и здоровью детей дошкольного возраста через внедрение сюжетно.

Отчет о сотрудничестве ДОУ и семьи в контексте ФГОС в рамках проекта «Дружная семейка» Добрый день, уважаемые коллеги. Я работаю воспитателем в средней группе «Еланского детского сада» комбинированного вида. Наш детский сад.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС
Опубликовано: 28 апреля 2016 в 14:14
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД