Лучший педагог года

Актуальные проблемы организации работы по формированию культурно-гигиенических навыков в условиях перехода на ФГОС

Лариса Панфиленко
Актуальные проблемы организации работы по формированию культурно-гигиенических навыков в условиях перехода на ФГОС

«Актуальные проблемы организации работы по формированию культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях перехода на ФГОС»

«Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём. «Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена». Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли учёные В. И. Молчанов, Г. Н. Сперанский, М. С. Маслов, Н. М. Щелованов и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей. На основании исследований этих ученых, работники дошкольных учреждений, взяли за основу воспитание культурно – гигиенических навыков. Развитие культурно- гигиенических навыков ребёнка- первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с программами воспитания в детском саду. Основная проблема в работе с детьми- это несформированность необходимых навыков. Если у ребёнка не сформированы соответствующие навыки, то выполнение их требует от него больших усилий. Очень важна последовательность и система работы по формированию культурно- гигиенических навыком не только в детском саду, но и дома. Работа ориентирована на использование потенциала родителей и ближайшего окружения. ФГОС ориентируют на новое взаимодействие детского сада и семьи: «родители должны участвовать в создании условий для полноценного своевременного развития в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важный период в развитии его личности, должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто наблюдателями». Очень важно воспитывать у ребёнка привычку к чистоте, аккуратности и порядку. Помочь ребёнку правильно усвоить необходимые навыки и умения, не выполняя эти действия за ребёнка. Поощрять самостоятельность детей, но в тоже время обязательно проверять, правильно ли ребёнок всё сделал. Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребёнка. Хорошо сформированные в дошкольном возрасте навыки и привычки сохраняются на всю жизнь и выполняются ребёнком легко, с удовольствием и быстро. Программа воспитания и обучения в детском саду сориентированы на создание в детском саду обстановки, которая способствует формированию культурно-гигиенических навыков. Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Умения – это сформированная у ребенка способность совершать определенные действия на основе полученных знаний. Навык – это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений. Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении. Культурно – гигиенические навыки (КГН) – это автоматизированные компоненты сознательных действий, вырабатываемых в результате повторения одного и того же действия в одних и тех же условиях. Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша. Формирование культурно- гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте- становлением орудийных и соотносящихся действий. Первые предполагают овладение предметом- орудием, с помощью которого человек воздействует на предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия : в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д. На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек. Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимость операций. Так, ребёнок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки. Воспитатель предоставляет ребёнку самостоятельность там, где он что- то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребёнок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи, поэтому основой методики в детском саду является работа с небольшими группами детей. В начале второго года жизни ребёнок должен уметь есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот. В два года ребёнок почти всё может снять с себя, сложить и большую часть одежды надеть. В значительной степени дети сами умываются, вытираются. На втором году жизни ребёнка необходимо систематически прививать навыки культуры поведения : спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать при укладывании спать, благодарить за оказанную помощь. На третьем году жизни малыш не только более самостоятельно может одеваться, раздеваться, но и знает определённый порядок действий, входящих в каждый процесс, приёмы их выполнения. При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива. Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций. Начиная со второго года жизни с этой целью с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приёмы. Детьми третьего года жизни все действия выполняются быстрее. В этот период нужно чаще приучать к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях. Значение культурно – гигиенических навыков в развитии детей. Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия. Методы и приёмы формирования у детей культурно- гигиенических навыков : Личный пример Непосредственно образовательная деятельность Показ Объяснение Пояснение Поощрение Беседы Упражнения в действиях Дидактические игры Стихотворения Содержание культурно - гигиенических навыков осваивается детьми прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях. Таким образом, в воспитании культурно- гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского сада и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, чётко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Содержание работы с детьми по формированию культурно- гигиенических навыков Цель : охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья. Задачи: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Модель педагогического процесса по формированию культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Цель: воспитание культурно – гигиенических навыков Задачи : Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем и вешать его на свое место. Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами; своим полотенцем, расчёской, носовым платком. Учить детей во время еды правильно держать ложку, пользоваться салфеткой Обучать детей порядку раздевания и одевания Учить при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь, в определенном порядке, аккуратно складывать снятую одежду Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения за столом Формировать начальные представления о ценности здоровья, что оно начинается с чистоты тела, что чистота – здоровье- это неразделимые понятия. Формы организации детей в совместной деятельности с педагогами: Индивидуальная работа Развлечения, викторины Проблемно-игровые ситуации Дидактические упражнения Игры (дидактические, развивающего характера, настольные, сюжетные) Моделирование ситуаций Чтение произведений Формы организации детей в самостоятельной деятельности: Настольно-печатные игры Самообслуживание Просмотр мультфильмов Пальчиковая гимнастика Гигиенические процедуры Рассматривание тематических альбомов Рассматривание иллюстраций знакомых произведений Условия, необходимые для формирования культурно- гигиенических навыков : Соблюдение режима дня Единство требований и согласованность со стороны взрослых Наличие дидактического материала Рациональное распределение обязанностей в воспитании ребенка в детском саду и дома Рационально организованная обстановка Закрепление навыков гигиены в разных видах детской деятельности Высокая культура персонала ДОУ и родителей Использование разнообразных приемов при формировании у детей КГН. Формирование культурно - гигиенических навыков посредством интеграции образовательных областей: Чтение художественной литературы Художественное творчество и музыка Познание Коммуникация Труд Безопасность Работа с родителями по данному направлению: Родительские собрания Индивидуальные консультации по формированию КГН в домашних условиях с учетом возрастных и личностных особенностей детей. Наглядная информация для родителей по данному вопросу. Выставка литературы.

Публикация «Актуальные проблемы организации работы по формированию культурно-гигиенических навыков в условиях перехода на ФГОС» размещена в разделах

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе Актуальность проблемы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» «Здоровье – это капитал, данный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Актуальные проблемы организации работы по формированию культурно-гигиенических навыков в условиях перехода на ФГОС
Опубликовано: 23 января 2015 в 22:28
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД