Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Надежда Ермакова
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарской областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

По курсу повышения квалификации по ИОЧ

“Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьёй”

на тему:

“Разработка содержания мероприятия с родителями.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста ”.

в младшей группе

время обучения: 13.05-17.05.2013г.

Выполнила

Ермакова Надежда Николаевна

Воспитатель МБДОУ детский сад №136

г. о. Самара

Самара, 2013г.

Тема: “ Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста ”.

Форма проведения: встреча

Аудитория: родители младшей группы, воспитатели, старшая медсестра.

Количество участников: 20 человек (родители, воспитатель, старшая медсестра).

Задачи:

1. Расширить представление родителей о пользе культурно-гигиенических навыков.

2. Актуализировать вопрос о важности формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

3. Повысить интерес родителей к вопросам укрепления здоровья детей.

Ожидаемые результаты:

1. Родители расширили представление о пользе культурно-гигиенических навыков.

2. Родители актуализированы по вопросу формирования культурно- гигиенических навыков.

3. Родители повысили интерес к вопросу укрепления здоровья детей.

Информационно-техническое обеспечение: видеопроектор, диски.

Материалы и оборудование: Столы, стулья, чайный сервиз.

-2-

Логика построения

1. Приветствие воспитателя (воспитатель приветствует родителей, благодарит за присутствие, за неравнодушное отношение к своим детям).

(Приложение №1)

Цель: Расположить всех участников собрания к приятной обстановке.

2. Обмен опытом семейного воспитания. (Приложение №2)

Цель: Обмен опытом по использованию правил личной гигиены между педагогом и родителями.

3. Блиц-опрос родителей по теме: “ Формирование культурно гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. (Приложение №3)

Цель: Повысить интерес родителей к вопросам укрепления здоровья детей, выявление познаний у родителей о культурно - гигиенических навыках.

4. Игровая мини-программа. (Приложение №4)

Цель: Вызвать у детей желание следить за чистотой своего тела; Подвести детей к пониманию прямой зависимости чистоты и здоровья; Поддерживать интерес к познанию своего тела; Воспитывать внимание, доброжелательность, чувство взаимопомощи.

5. Подведение итогов собрания. (Приложение №5)

Цель: Дать понять родителям, о важности участия в воспитании культурно-гигиенических навыков своих детей.

-3-

Приложение №1

Приветствие воспитателя

Уважаемые гости! Сегодня наше родительское собрание будет состоять из двух частей. В первой части мы поговорим о формировании у детей культуры здоровья. Во второй части мы проведём игровую мини программу «Девочка чумазая». Итак, мы начинаем!

Зеркало любит чистые лица,

Зеркало скажет:

- Надо умыться!

Зеркало охнет:

- Где же гребёнка?

Что же она не причешет ребёнка!

Зеркало станет грязным от страха,

Если в него поглядится неряха.

А. Кондратьев

Сегодня наш разговор о формировании культурно-гигиенических навыков у детей.

- Как вы думаете, что такое культура здоровья?

(Рассуждение родителей)

Под культурой здоровья ребёнка понимается совокупность трёх компонентов.

(Воспитатель использует слайды)

- Осознанное отношение к своему здоровью и жизни

- Знания о здоровье и умения оберегать, поддерживать

и сохранять его.

- Валеологическая компетентность, которая позволяет

дошкольнику самостоятельно решать задачи

здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской,

психологической самопомощи.

Основой здорового образа жизни ребёнка является режим дня.

Но если распорядок дня во многом зависит от индивидуальных особенностей человека, то правила личной гигиены, напротив, универсальны.

-4-

Приложение №2

Обмен опытом семейного воспитания

Всем нам хочется, чтоб ребёнок вырос крепким, красивым и здоровым. Поэтому с раннего детства и на протяжении всей жизни человек должен тщательно ухаживать за своим телом, кожей, волосами, ногтями, зубами и т. д. Соблюдение правил личной гигиены – непременное условие здорового образа жизни.

Среди правил личной гигиены первостепенное значение имеют правила ухода за кожей.

Своим семейным опытом по данному вопросу поделится с нами мама (Ф. И. О. родителя, Ф. И. ребёнка).

(Рассказ об опыте ухода за кожей ребёнка включает информацию о том, каких правил ухода за кожей придерживаются в семье, как родители обучают гигиеническим навыкам своего ребёнка. Обмен опытом между родителями.

Родитель. Кожа не только защищает наш организм от жары, холода, и инфекций. Она помогает человеку дышать и избавляться от шлаков. Лучший способ для ухода за кожей это еженедельная баня.

Воспитатель. В правилах личной гигиены важное место отводится мерам по уходу за ногами.

(Обмен опытом по уходу за ногами между родителями).

Родитель. Ноги необходимо мыть ежедневно тёплой водой с мылом перед сном. После мытья их надо досуха вытереть чистым полотенцем. Воизбежании заболевания ног, следует чаще менять носки и не ходить в тесной обуви.

Воспитатель. Очень важно научить ребёнка правильно ухаживать за зубами и полостью рта.

Своим семейным опытом по данному вопросу поделится с нами мама (Ф. И. О. родителя, Ф. И. ребёнка).

(Обмен опытом по уходу за зубами и полостью рта между родителями).

-5-

Воспитатель. Тщательный уход требует лицо, шея и уши. У детей эти части тела загрязняются особенно сильно, поэтому их надо мыть не реже двух раз в день, утром и перед сном.

Медсестра раздаёт родителям памятки:

Требования к сформированности культурно-гигиенических навыков у детей

Режимные процессы

Умывание: cамостоятельно и аккуратно моют руки, лицо, правильно пользуются мылом, сухо вытираются после умывания, вешают полотенца на место; моют руки по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом.

Приём пищи: правильно пользуются ложкой, вилкой, салфеткой, не крошат хлеб, не проливают пищу, пережёвывают пищу с закрытым ртом.

Одевание раздевание: совершенствуется умение самостоятельно одеваться и раздеваться. Аккуратно складывают и вешают одежду, с помощью взрослого приводят её в порядок - чистят, просушивают.

-6-

Приложение №3

Блиц-опрос родителей по теме: “ Формирование культурно гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Родители видят на слайдах вопросы и дают на них ответы

Гигиена рук

- Как часто необходимо мыть руки ребёнку?

- Почему необходимо в мороз одевать варежки?

- Сколько раз в неделю необходимо подстригать ногти?

-Что должен сделать ребёнок дома после возвращения с прогулки?

-В каких ситуациях ребёнок может поранить кожу?

- Что нужно делать, если ребёнок поранил руку?

- Вспомните народную потешку, песенку, которую можно использовать во время пальчиковой гимнастики с ребёнком.

Гигиена волос

- Как часто нужно мыть ребёнку волосы?

- Чем можно мыть волосы?

- Что нужно ребёнку для мытья в ванной?

- Как нужно правильно расчёсывать длинные волосы?

- Почему нельзя укладывать ребёнка спать с мокрыми волосами?

- Почему ребёнку нельзя выходить на улицу с мокрыми волосами?

- Что поможет вам просушить волосы ребёнку после мыть?

- Что можно вплетать в волосы?

- Чем можно заколоть волосы?

- Почему, когда укладываете ребёнка спать, необходимо из волос вытащить все украшения?

-7-

Гигиена слуха

- От чего у ребёнка могут заболеть уши?

- Что нужно сделать, когда в уши попала вода?

- К какому врачу вести ребёнка при заболевании ушей?

Гигиена сна

- Какие звуки ребёнку приятно послушать перед сном?

- Какие гигиенические процедуры ребёнок выполняет перед сном?

- В чём вы укладываете ребёнка спать?

- Что нужно сделать в спальной комнате перед сном?

- Что можно пожелать ребёнку, когда укладываете спать?

-8-

Приложение №4

Игровая минипрограмма: «Девочка чумазая»

Воспитатель проводит игру с детьми, включая в игру слайды:

- Ребята, я сегодня пришла на работу, а около нашей двери лежит письмо. Вот оно, посмотрите здесь написано: «кому» - детям (на конверте изображены дети, «от кого» - лисенка, зайчонка, медвежонка (изображены на конверте). Посмотрим что в конверте? О, здесь письмо и фотография! Давайте прочитаем, что нам пишут лесные друзья (воспитатель читает письмо, см. приложение).

- Посмотрим фотографию. Ой, что за девочка! Мне понятно, почему зверята не захотели с ней играть! Я даже смотреть на нее не хочу! А вам показать?

Слайд №2

- Посмотрите, вот эта девочка. Почему же зверюшки не стали с ней играть? (она испачкалась, грязная, чумазая)

- Что же у нее грязное? (дети рассказывают стихотворение руками)

Черные ладошки,

На локтях дорожки.

Кончик носа черный,

Будто закопченный.

Ноги в полосы измазала,

Не девочка, а зебра.

Пятки тоже черные.

- Вам нравится такая грязная девочка? (нет). А почему плохо быть грязной? (ответы детей)

-9-

- От грязи можно заболеть – кожа покраснеет, и будет чесаться. Грязь с рук может попасть в глаза, тогда они заболеют. Еще, если кушать грязными руками, будет болеть живот.

- Как же помочь этой девочке? (ее надо вымыть)

Слайд №3, 4

- Чем ее надо мыть? (мочалкой с мылом)

- Может она не знает, как надо мыться? Давайте ей расскажем и покажем.

Физкультминутка:

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу

Оба глаза!

Мойтесь уши,

Мойся, шейка!

Шейка, мойся

Хорошенько!

Мойся, мойся,

Обливайся!

Грязь, сдавайся!

Слайд №5

Волосики тоже надо вымыть. Чем вам мама моет головку? (шампунем) Давайте покажем, как надо мыть волосики. (имитация движений)

-10-

Слайд №6

- Посмотрите, девочка поняла, что грязной быть плохо и что она делает? (моется, старается отмыть всю грязь, вон сколько пены)

- Кто же помогает девочке? (мама)

Слайд №7

- Девочка вымылась, стала чистой, но она вся мокрая. Что ей нужно сделать?

(надо взять полотенце и вытереться)

- Правильно, ей понадобиться большое махровое банное полотенце.

Слайд №8

- Осталось девочке только расчесать волосики. Чем? (расческой)

Чтобы волосы были густые, быстро росли, надо расчесывать их и приговаривать:

Чешу, чешу, волосоньки,

Расчесываю косоньки.

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косонька, до пят –

Все волосоньки в ряд.

- Давайте, все вместе, расскажем девочке эту потешку. (дети повторяют 2-3 раза)

-11-

Слайд № 9

- Вот и наша девочка. Теперь она вам нравится, почему? (она чистая, опрятная, с ней будет приятно играть)

Скажите, если бы лисенок, зайчонок и медвежонок встретили такую девочку, они бы согласились с ней поиграть? (ответы детей). Я тоже думаю, что они бы сделали это с большим удовольствием.

- Посмотрите друг на друга и скажите: «С вами стали бы играть зверушки?»

- Почему вы так думаете? (мы чистые, руки и лицо чистые, одежда чистая, всегда причесаны)

- Вы, ребята, молодцы! У вас всегда ручки и лицо чистые, у всех красивые прически, и одежду вы стараетесь не пачкать. Ну, а если у вас ручки испачкаются, вы глазки трогать ими не будете и перед едой обязательно вымоете ручки с мылом чтобы не заболеть.

-12-

Приложение №5

Подведение итого собрания

1. Воспитатель предлагает родителям вместе с детьми спеть песню из мультфильма “ Мойдодыр”.

-13-

Публикации по теме:

Авторская разработка интерактивных электронных дидактических пособий в логопедической практике Министерство образования науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

«План конспект непосредственно образовательной деятельности для детей II младшей группы «Водичка, водичка» по курсу ИОЧ Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 октября 2013 в 22:01
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...