МААМ-картинки

«Формирование навыков согласования существительных с прилагательными в устной речи у детей с ОНР 3 уровня»

Зоя Кузнецова
«Формирование навыков согласования существительных с прилагательными в устной речи у детей с ОНР 3 уровня»

Значение речи для человека столь велико, что смело можно сказать - без речи нет человека. К. С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира.» Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно – в первые годы жизни. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть этим прекрасным даром.

Публикация «„Формирование навыков согласования существительных с прилагательными в устной речи у детей с ОНР 3 уровня“» размещена в разделах

Речевая деятельность включает в себя три компонента: лексику, грамматику, фонетику. В старшем дошкольном возрасте у детей с нормальным психофизическим развитием эти компоненты должны быть сформированы.

У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте оказываются несформированными все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика. Проводимая ежегодно диагностика показывает, что развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) вызывает большие проблемы. Это связано с тем, что у дошкольников с речевыми нарушениями не развито, либо отсутствует «чувство языка», или, как его ещё называют, языковое чутьё. С особыми трудностями в коррекционной работе по развитию грамматического строя речи у детей с ОНР приходилось сталкиваться при формировании навыков согласования существительных с прилагательными в устной речи. Нарушение грамматического строя речи, аграмматизмы создают трудности как для коммуникации, так и для последующего обучения в школе. Кроме того, грамматические ошибки долго сохраняются в речи детей, а затем как бы вторично, проявляются при обучении письму. Исходя из актуальности освещенной проблемы, цель моей работы следующая: сформировать навыки согласования существительных с прилагательными в устной речи у дошкольников с ОНР третьего уровня.

В коррекционной работе по формированию навыков согласования существительных с прилагательными определила несколько направлений:

1. словоизменение существительных;

2. словоизменение прилагательных;

3. расширение лексики;

4. согласование существительных с прилагательными.

Работа по формированию словоизменения существительных и прилагательных осуществлялась по всем грамматическим категориям (число, род, падеж).

Над формированием словоизменения существительных работала в следующей последовательности.

1. Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа.

2. Закрепление в речи беспредложных конструкций единственного числа в следующей последовательности: винительный падеж, родительный, дательный, творительный.

3. Овладение предложно-падежными конструкциями единственного числа.

4. Закрепление беспредложных форм множественного числа.

5. Формирование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.

При определении последовательности работы над каждой грамматической формой мною учитывался комплекс следующих факторов: продуктивность флексий, ударная флексия или безударная, характер ударения в корне слова (подвижное или постоянное, наличие или отсутствие изменений в основе слова при формообразовании (чередование, беглые гласные и др.).

С учетом выделенных лингвистических факторов дифференциацию единственного и множественного числа существительных, и прежде всего закрепление формы множественного числа проводила в следующей последовательности:

1. Формы множественного числа с окончанием – ы (стол – столы);

2. Формы множественного числа с окончанием – и (мяч – мячи);

3. Формы множественного числа с окончанием – а (дом – дома);

4. Формы множественного числа с окончанием – я (стул – стулья).

Формирование беспредложных конструкций существительных единственного числа осуществляла с учетом появления косвенных падежей в онтогенезе в следующей последовательности:

1) винительный падеж;

2) родительный падеж;

3) дательный падеж;

4) творительный падеж.

В процессе формирования словоизменения существительных множественного числа учитывала семантику падежных значений, продуктивность форм, вариативность флексий того или иного падежа и др. Так, единообразие флексий дательного и творительного падежей делает усвоение этих падежных форм более легкими.

В связи с этим использовала следующую последовательность в работе над падежными формами существительных множественного числа:

1) дательный падеж;

2) творительный падеж;

3) родительный падеж;

4) винительный падеж.

Дательный падеж.

1. Формы с ударным окончанием – ам, - ям.

2. Формы с безударным окончанием – ам, - ям.

Творительный падеж.

1. Формы с ударным окончанием – ами, - ями.

2. Формы с безударным окончанием – ами, - ями

Родительный падеж.

Родительный падеж существительных множественного числа имеет несколько флексий в зависимости от рода и фонетических особенностей основы слова.

С учетом продуктивности окончаний родительного падежа использовала следующую последовательность в работе.

1. Формы с окончаниями – ов, - ев существительных мужского рода с основой на твердый согласный :

а) с ударным окончанием (столов, котов);

б) с безударным окончанием (тигров, орехов).

2. Формы с окончаниями – ов, - ев существительных среднего рода на

– ья в именительном падеже множественного числа (платья, деревья).

3. Формы существительных женского рода с нулевым окончанием:

а) с сохранением звуковой, структуры основы слова (коров, собак, ворон);

б) с дополнительной гласной в основе слова (кукол, сумок, юбок, леек, тропинок).

4. Формы с нулевым окончанием существительных среднего рода, имеющих окончание – а в именительном падеже множественного числа:

а) с сохранением звуковой структуры основы слова (озер, колес, одеял);

б) с дополнительной гласной в основе слова (окон, писем, блюдец, полотенец).

5. Формы с окончанием – ей существительных мужского рода с основой на мягкий согласный или шипящий звук :

а) с ударным окончанием (ежей, гусей);

б) с безударным окончанием.

6. Формы с окончанием – ей существительных женского рода с конечным мягким или шипящим звуком в основе начальной формы :

а) с ударным окончанием (мышей, печей);

б) с безударным окончанием (тетрадей, медалей).

7. Формы с окончанием – ей существительных среднего рода с основой на мягкий или шипящий звук в основе начальной формы (ушей, морей, полей).

Винительный падеж.

Формы винительного падежа в зависимости от значений рода, одушевленности - неодушевленности совпадают либо с именительным, либо с родительным падежом. В связи с этим при закреплении форм винительного падежа я опиралась на различение рода существительного, дифференциацию по признаку одушевленности-неодушевленности и на отработанные ранее формы именительного и родительного падежей множественного числа.

Предложно-падежные конструкции с существительными множественного числа представляют собой малоупотребительные формы и являются очень сложными для дошкольников с общим недоразвитием речи. Их усвоение происходит в течении длительного времени по тем же закономерностям, что и усвоение предложно-падежных конструкций существительных единственного числа.

Следующим этапом моей работы стало формирование словоизменения прилагательных. Формирование словоизменения прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется в более поздние сроки, когда дети в основном овладели системой словоизменения существительных, так как прилагательные «принимают» то или иное грамматическое значение, ту или иную форму в зависимости от формы существительного.

При формировании системы словоизменения прилагательных мною учитывалась последовательность появления в онтогенезе форм существительных и прилагательных.

Логопедическую работу по формированию словоизменения прилагательных проводила в следующей последовательности:

1. Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа: формы мужского рода, формы женского рода, формы среднего рода.

а) с ударным окончанием;

б) с безударным окончанием.

2. Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа:

а) в беспредложных конструкциях;

б) в предложных конструкциях.

3. Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах множественного числа:

а) в беспредложных конструкциях;

б) в предложных конструкциях.

Закрепление согласования прилагательного с существительным проводила сначала в словосочетаниях, далее – в предложениях различной структуры, позднее в связной речи. Составляя различные словосочетания, предложения по описанию различных действий, по содержанию картин, я подготавливала детей к связному высказыванию.

На протяжении всей работы большое внимание уделяла расширению лексики. Одновременно с обогащением словарного запаса происходило грамматическое его оформление. Специально созданные мною проблемные ситуации помогали в практическом плане усваивать значения предметов, различать окончания падежных форм, правильно согласовывать прилагательные с существительными.

Своевременное выявление нарушения процесса формирования навыков согласования существительных с прилагательными, проведенная коррекционная работа дали положительную динамику. Большинство детей успешно овладели навыками согласования существительных с прилагательными в устной речи. Но эта работа является сложной для дошкольников с ОНР и требует длительного времени.

Максимальный эффект логопедической работы может быть достигнут, если:

- первоначально грамматические значения слов отрабатываются в импрессивной речи;

- осуществляется работа по формированию словоизменения существительных и прилагательных по всем грамматическим категориям, характерным для этих частей речи (род, число, падеж);

- навык согласования существительных с прилагательными отрабатывается на фронтальных и индивидуальных занятиях в определенной системе;

- учитывается ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональной сферы детей посредством использования методики «Расскажи стихи руками»Развитие эмоциональной сферы детей посредством использования методики «Расскажи стихи руками» Актуальность: В последнее десятилетие мы слышим все больше нареканий от учителей начального образования в адрес дошкольных работников по.

Семинар-практикум для воспитателей «Значение загадок в развитии детей дошкольного возраста» Методическая разработка семинара-практикума для воспитателей «Значение загадок в развитии детей дошкольного возраста» Введение Никому не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Формирование навыков согласования существительных с прилагательными в устной речи у детей с ОНР 3 уровня»
Опубликовано: 22 апреля 2015 в 14:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД