Папки-передвижки

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора

Абрамова Светлана Сергеевна
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора

Экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в суть этой проблемы и включаться в её практическое разрешение.

Природа планеты - уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная материальная, потому что в комплексе всех своих компонентов составляет среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что вдохновляет и стимулирует творческую деятельность.

Публикация «Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора» размещена в разделах

Экологическое воспитание детей – сравнительно новая область дошкольной педагогики, теоретическое и практическое становление которой осуществляется в наши дни. ФГОС ДО, вступивший в силу в январе 2014 года, позволяет вписать экологическое воспитание в систему общей воспитательно-образовательной работы с детьми, осуществляемой на основе Стандарта.

Основной целью экологического воспитания и образования дошкольников является формирование основ экологической культуры, под которой понимается совокупность экологически развитых сознания, эмоционально- чувственной и деятельностной сфер личности.

Важными компонентами экологической культуры, как считают многие исследователи (Л. Бобылева,И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина, являются экологическое сознание и деятельность в природе.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно -правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающей её, а также к людям, созидающим на её основе материальные богатства или духовные ценности. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Формирование экологической культуры дошкольников может осуществляться в разных направлениях и разными средствами : в процессе наблюдений в природе, моделирования, проведения экологических акций, использованием детской художественной литературы экологического содержания, театрализованной деятельности и других. Но наиболее интересным для детей и эффективным средством формирования экологической культуры, на наш взгляд, сегодня является фольклор, поскольку фольклорный материал может органично сочетаться со всеми вышеперечисленными средствами.

Дети должны знать истоки отечественной культуры, права и обычаи своего народа, которые возникли в далёком прошлом, ведь недаром говорится: «У народа, который не знает своего прошлого, не может быть будущего».

А жизнь народа в далёком прошлом тесно связана с природой, природными явлениями, от умения приспосабливаться к которым часто просто зависело существование самого человека. Поэтому естественно, что в фольклоре огромное место отводилось природе, временам года. Основным занятием русского народа исстари было земледелие, поэтому масса народных праздников и обрядов носило земледельческий характер. Приход весны связан с прилётом птиц, и желая обеспечить своевременное начало весны, столь необходимое для проведения земельных работ, люди обращались с запевками и закличками к жаворонкам, ласточкам с просьбой скорее вернуться в родные края.

Как жизнь народа была тесно связана с природой, так и народное искусство столь же тесно связано с ней. В народных песнях, хороводах, обрядах люди обращаются к природе, как к живому любимому существу, говоря нежно, ласково «берёзонька раскудрявая», «травушка – муравушка», «чисто полюшко».

Особую ценность в работе с детьми по экологическому воспитанию представляют русские народные прибаутки, пословицы и поговорки, которые совершенно естественно вливаются сначала в пассивный, а потом и активный словарь ребёнка.

Целесообразным может быть использование в работе народных примет. Дети старшего дошкольного возраста очень любознательны, и им будет интересно узнать, как наши предки предсказывали погоду по Солнцу, по облакам, по ветру, по росе, инею, по разным предметам домашнего обихода, по растениям, по поведению животных и т. д.

Таким образом, проблема использования фольклора в работе с детьми сегодня очень актуальна именно в связи с возрождением народных традиций, а также имеет особое значение сегодня в свете требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к поликультурному воспитанию детей.

В настоящее время существует достаточно много литературы, где представлен практический фольклорный материал, рекомендуемый для работы с дошкольниками. Использовать элементы фольклора нужно как в организованных формах обучения, так и в свободной деятельности.

Литература:

1. Иванова, Н. П. Фольклор для малышей. [Текст]/Н. П. Иванова, Г. А. Кривошеева. - Ульяновск, 2001. - 100 с.

2. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. [Текст] / Н. В. Коломина. – М. : ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.

3. Николаева, С. Н. Экологическое воспитаниев рамках Федерального государственногообразовательного стандарта дошкольного образования. [Текст]/С. Н. Николаева. // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5.

4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. [Текст]/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014.

5. Померанцева, Э. В. Детский фольклор и русское народное творчество. [Текст] /Э. В. Померанцева. - М. : П., 2006. – 198 с.

6. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования : общие положения (2014 г.)[Текст]

Публикации по теме:

«Формирование у детей младшего возраста основ экологической культуры» (из опыта работы) Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических.

Дидактическая игра по развитию детей дошкольного возраста основ экологической культуры «Сенсорная коробка» Дидактическая игра по развитию детей дошкольного возраста основ экологической культуры " Сенсорная коробка" Дидактическая игра " Сенсорная.

Дидактическая игра по развитию детей дошкольного возраста основ экологической культуры «Сенсорная коробка» Дидактическая игра по развитию детей дошкольного возраста основ экологической культуры " Сенсорная коробка" Дидактическая игра " Сенсорная.

Доклад «Формирование основ экологической безопасности старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС до» Тема: «Формирование основ экологической безопасности старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО». В период дошкольного детства происходит.

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возрастаФормирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Одна из задач ДОУ – формирование у дошкольников основ экологической.

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром природыФормирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром природы Актуальность. В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет.

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Часть 1 Конкурс Природа просит доброты. Тема: Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. СОДЕРЖАНИЕ.

Консультация «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста» Методические разработки: Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста Человек был и всегда остается сыном природы,.

Опыт работы «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста при ознакомлении с комнатными растениями» Тема опыта: «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с комнатными растениями» Раздел.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора
Опубликовано: 28 ноября 2017 в 19:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД