Папки-передвижки

«Формирование системы знаний по ОБЖ детей дошкольного возраста на основе проектной деятельности»  (часть 1)

Таня Махмутова
«Формирование системы знаний по ОБЖ детей дошкольного возраста на основе проектной деятельности»  (часть 1)

Тема «Формирование системы знаний по обеспечению безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на основе проектной деятельности».

Безопасности формула есть :

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности все избежать,

А где надо на помощь позвать.

Публикация «„Формирование системы знаний по ОБЖ детей дошкольного возраста на основе проектной деятельности“  (часть 1)» размещена в разделах

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений. Неслучайно в Федеральных государственных стандартах этой теме уделено особое внимание, четко выделена образовательная область «Безопасность».

Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защищаться от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, естественно, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением народа, наличием предметов бытовой техники и электроники.

Мы все желаем нашим детям счастья, пытаемся уберечь их от бед и невзгод и часто задаем себе вопросы : Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Как сберечь их здоровье? Как защитить от жестокости? Как научить быть осторожным? Как доступно рассказать о правилах поведения? Как помочь разобраться в жизненных ситуациях? Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан страны - дошколят.

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего становятся порой опасными для него. Запреты взрослых: «нельзя», «не трогай», «отойди» часто дают обратный эффект, стимулируя еще большее любопытство ребенка.

В начале третьего тысячилетия личность, общество, государство предъявляют к образованию принципиально новые требования. Главным результатом образования «должно стать его соответствие целям опережающего развития». Это означает, что ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научаться изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу.

В поиске наиболее эффективных средств обучения и воспитания меня заинтересовало изучение вопроса о внедрении проектного метода в ДОУ.

Понимая значимость данной проблемы, изучив требования Федеральных государственных стандартов, методическую литературу, опыт коллег, интернет-ресурсы я поставила перед собой цель: Повысить эффективность реализации задач по обеспечению безопасной жизнедеятельности на основе использования проектной деятельности.

Для достижения поставленной цели я решала следующие задачи:

1. Построить качественный воспитательно-образовательный процесс на основе современных программ и технологий, направленных на формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников.

2. Разработать систему мероприятий по созданию интегрированной модели «Безопасный детский сад».

3. Внедрить в работу ДОУ интегрированные занятия и разработанные проекты с учетом возрастных особенностей детей и современных программных требований.

4. Реализовать планы сотрудничества воспитателей и родителей в процессе совместной деятельности, и тесного взаимодействия с организациями в социуме.

5. Обобщить опыт работы.

На основании этого мною был разработан проект «Детская безопасность», который иллюстрирует использование педагогами ДОУ проектирования как метод обучения, взаимодействия с родителями воспитанников и активного их включения в педагогический процесс.

Работа по инновационной деятельности проводилась в три этапа:

I этап - подготовительный

1. изучение литературы и существующего накопленного опыта;

2. оформление необходимой документации;

3. детальное планирование инновационной работы;

II этап – исследовательский

4. отслеживание реализации проекта, внесение корректировок;

5. осуществление экспериментальной работы в соответствии с планами инновационной деятельности;

6. проведение диагностики для контроля знаний и умений детей.

III этап – заключительный

7. отслеживание результатов работы;

8. обобщение и систематизация накопленного опыта по инновационной деятельности.

Для реализации инновационного направления в МДОУ были созданы соответствующие условия: обновлена и пополнена предметно-развивающая среда в группах; оформлены уголки по формированию безопасного поведения на дорогах, приобретены плакаты, выпушены стенгазеты для родителей, созданы разнообразные пособия и дидактические игры (Приложение 1)

На основе рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Развитие+» под редакцией Л. А. Венгера, парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» авторы Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, а также с учетом опыта работы с дошкольниками, современных требований, мною были разработаны и реализованы проекты по основным разделам : «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Ребенок и улица».

В проектах по разделу «Ребенок и улица» : «Красный, желтый, зеленый», «Дети и дорога», «Школа пешеходных наук», «Законы улиц и дорог», «От кареты до ракеты» (Приложение 2, целью ставила формирование представлений у дошкольников об улице; о правилах поведения на дорогах. Участниками проектов являются дети, педагоги, родители. В рамках проектов проводила беседы и консультации с взрослыми, непосредственно организованную образовательную деятельность, целевые прогулки, развлечения, чтение художественной литературы, игры с детьми, знакомлю с правилами поведения на улице, рассказывала о правилах дорожного движения, знакомила с дорожными знаками, изучали историю возникновения разных видов транспорта. Дети с интересом выполняли мои задания, решали проблемные ситуации, участвовали в развлечениях.

В рамках темы раздела «Ребенок дома» с помощью проектов : «Наши помощники и враги дома», «Знакомьтесь, огонь!», «С огнем шутить нельзя!» формировала у детей навыки безопасного поведения в быту, социуме, природе; обучала дошкольников адекватным действиям в различных опасных ситуациях, с помощью дидактических игр, а также чтения и обсуждения художественной литературы, использования фотографий. Необходимо отметить, что большое внимание уделяла мотивации деятельности. Особая роль здесь отводилась игровому персонажу – Стобеду (герой произведений Д. Орловой, который рассказывал истории, происходившие с ним (из-за нарушения правил безопасности, и «открывал» вместе с детьми правила поведения, а также загадывал загадки, приносил картинки и разные задания и т. п. На примерах из жизни Стобеда показывал, что может случиться, если не соблюдать правила безопасности.

Разрабатывая проекты по разделу «Ребенок и природа» : «Грибы и ягоды», «В лес по грибы, ягоды», «Не дразните собак!», «Наши младшие друзья», «Наши соседи – насекомые», «Пчелки – неутомимые работницы», «Мир воды» целью работы ставила обучить детей осторожному обращению с объектами природы через различные виды деятельности. Дошколята получали первоначальные знания об опасности, которую таит в себе природа; учились правильно вести себя в лесу, различать съедобные и несъедобные грибы, узнавать ядовитые и лекарственные растения; получали знания о правилах поведения при встрече с насекомыми, животными; о мерах безопасности во время грозы, снегопада, при пожаре, на воде.

Работа по проекту «Берегись бед, пока их нет!» направлена на формирование у детей дошкольного возраста навыков правильного безопасного общения с незнакомыми людьми.

В разделе «Здоровье ребёнка» были разработаны проекты : «Будь здоров, малыш!», «Изучаем свой организм», «Витамины – наши друзья», «Витаминный калейдоскоп», «Не курите, я хочу быть здоровым!».

Задачами данных проектов являлось способствование формированию здорового образа жизни; потребности заниматься физической культурой и спортом. Формирование представлений о своем организме у дошкольников и о различных способах и средствах познания окружающего мира, закрепление знаний у детей о борьбе с микробами, о вкусной и здоровой пище, о витаминах и их значимости для здорового человека. Закрепление культурно-гигиенических навыков. Развитие у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

При построении воспитательно-образовательного процесса учитываю комплексно-тематический принцип. В начале года составляю соответствующее планирование, в соответствии с тематическими неделями. При этом принимаю во внимание следующие моменты: содержание программы, календарные даты, план работы ДОУ.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители.

Приступая к работе над каким-либо проектом, в начале определяю его цель, задачи, ожидаемые результаты. Затем помогаю детям в постановке проблемной ситуации. С ребятами младшего возраста овладеваем способами решения поставленных задач, а ребята старшего возраста предлагают сами пути решения проблемы. После этого начинается реализация проекта, которая осуществляется через различные виды детской деятельности (художественно-творческая, познавательная, коммуникативная, трудовая, игровая, музыкальная, а заканчивается работа презентацией в виде открытой образовательной деятельности, развлечений, докладов, выставок совместных работ детей и родителей.

Темы проектов выбираются также и в зависимости от интересов детей и окружающей ситуации. Например, ребенок, приехав из другой страны или из деревни от бабушки, рассказывает о том, что он видел. Рассказ одного из детей положил начало проекту «Мой друг - велосипед». Или, однажды мальчик шел с мамой из детского сада домой и увидел пожар – это стало темой проекта «Огонь – друг или враг?».

Публикации по теме:

Метод моделирования как условие формирования системы знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста «Метод моделирования как условия формирования системы знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста» Емельянова Майя Анатольевна.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание.

Формирование толерантности у детей дошкольного возраста на основе полихудожественного развития В современном обществе проблема толерантности приобретает все более актуальное значение. Это связано с тем, что сегодня на первый план выдвигаются.

Формирование у детей бережного и сознательного отношения к природе посредством проектной деятельностиФормирование у детей бережного и сознательного отношения к природе посредством проектной деятельности "Секреты рецептов здоровья мы вам раскрываем с любовью!" Желаю Вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути – Главнейшее.

Формирование у детей дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ В мировом сообществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к детскому дорожно-транспортному.

Использование проектной деятельности для развития личностных качеств детей старшего дошкольного возраста Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проектной.

Самоанализ деятельности «Повышение качества дошкольного образования посредством проектной деятельности» (часть первая) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Чановский детский сад №2 осуществляет свою деятельность в соответствии с годовым.

Самоанализ деятельности «Повышение качества дошкольного образования посредством проектной деятельности» (часть четвертая) рассматривание иллюстраций и чтение художественной литературы; игровые упражнения и игры с мячами;.

Самоанализ деятельности «Повышение качества дошкольного образования посредством проектной деятельности» (часть вторая) Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;.

Самоанализ деятельности «Повышение качества дошкольного образования посредством проектной деятельности» (часть третья) Актуальностью для разработки и реализации проекта ко Дню матери послужило то, что в современном мире интерактивности стало все сложнее родителям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Формирование системы знаний по ОБЖ детей дошкольного возраста на основе проектной деятельности»  (часть 1)
Опубликовано: 18 октября 2015 в 19:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД