МААМ-картинки

Игровая деятельность в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Татьяна Малышева
Игровая деятельность в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Обоснование актуальности и перспективности опыта, и его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса заключается в том, что время меняет все. Незаметно, постепенно, медленно. … Наши дети перестают разговаривать. Они не получают того максимума общения, которое необходимо для развития. А еще, наши дети не умеют играть. Это тоже одна из острых на сегодня проблем. Прилавки магазинов привлекают изобилием и разнообразием игр и игрушек, однако, они не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества – игра не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, учит детей думать творчески, эмоционально раскрепощает, снимает зажатость, развивает и активизирует речь.

Публикация «Игровая деятельность в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Проблема обучения дошкольников игре сегодня наиболее актуальна. Принятые ФГОС ДО ориентируют педагогов на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста.

Дети, играя, часто и не подозревают, что осваивают какие-то знания. Игра, увлекающая детей, не перегружает их ни умственно, ни физически. Главное – заразить ребенка игрой, не просто разбудить в нем интерес к предложенным играм, но и помочь понять, что играя можно многому научиться.

В дошкольном возрасте ребенок испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Игра напрямую влияет на процесс социализации дошкольника.

Предметом особого внимания стал анализ психолого-педагогических условий развития игры детей. Они предусматривают следующее:

– использование в педагогическом процессе всего многообразия игр (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, строительно-конструктивные, игры-экспериментирования, игры-фантазии, дидактические, развивающие, подвижные, спортивные);

– установление баланса между разными видами игр;

– обогащение жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями, которые могут быть реализованы в игре, через разные источники информации: экскурсии, посещения музеев и театров, встречи с интересными людьми, художественное слово, прогулки, наблюдения, художественно-творческая деятельность, беседы, обсуждения событий и др.

Особое значение придаю построению развивающего пространства для содействия развитию детской игры. Непременными компонентами этого пространства являются следующие:

– создание условий для индивидуальных подгрупповых и коллективных игр, с тем, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место в зависимости от своего эмоционального состояния;

– обеспечение условной изолированности («вижу, но не мешаю») между элементами игровой зоны с одновременным учетом того, что среда, окружающая ребенка в группе, должна быть безопасной для его жизни и здоровья;

– своевременное изменение предметно-игровой среды : внесение атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр и усложняющимся уровнем игровых умений детей;

– предоставление детям возможности самостоятельно менять игровую среду в соответствии с их настроением, игровыми замыслами, интересами;

– учет половых различий детей при организации предметно-игровой среды : ее содержание должно отражать в равной степени интересы, как девочек, так и мальчиков.

Поэтому, исходя из перечисленных проблем и обозначенному выше вопросу, я определила основную цель своей педагогической деятельности – это создание для ребенка ситуацию эмоционального комфорта в игре.

Основными направлениями работы в данном направлении являлись: совершенствование условий для получения доступного и качественного образования детей дошкольного возраста;

– совершенствование образовательной среды, обеспечивающей новое качество образования, через внедрение инновационных технологий.

Таким образом, изучение психолого-педагогических условий развития игровой деятельности с включением своевременных научно-методических и практических достижений позволило определить сильные и слабые стороны в организации игр, а также дать конкретные рекомендации практикам по дальнейшему совершенствованию педагогической поддержки игровой деятельности дошкольника.

Теоретическая база опыта.

Наличие теоретической базы опыта составили:

– исследования С. Л. Новоселовой, А. Поддьякова. Ученые выделяют три класса игр, которые широко используются в современном дошкольном образовании. Первый класс – игры, возникающие по инициативе самих детей как своеобразная практическая форма размышлений ребёнка об окружающей его природной и социальной действительности. Второй класс – игры, возникающие по инициативе взрослого: обучающие и досуговые, игры. Третий класс – так называемые традиционные или народные игры, возникшие в глубинах этноса;

– исследования Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой и Е. Е. Кравцовой, в которых доказано, что игры развиваются в следующей последовательности:

Младший дошкольный возраст – режиссерская игра (игра-манипуляция предметами). Средний дошкольный возраст – ролевая игра (игра-диалог). Старший дошкольный возраст – игра с правилами, режиссерская игра, игра-фантазия, сюжетосложение.

Данный анализ позволил мне констатировать, что в педагогической литературе наиболее полно представлены возможности игр как обучающего средства, способного помочь ребенку усвоить знания, овладеть способами познавательной деятельности. Очень серьезное требование ФГОС дошкольного образования – вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в ДОУ. Построенная в игровой форме образовательная ситуация имеет большее педагогическое значение нежели учебное занятие по типу школьного урока.

Теоретическая база опыта очень важна, ведь работа воспитателя в целях повышения уровня воспитанников в области игровой деятельности дошкольников в огромной мере зависит от знаний самого педагога.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Работая над опытом по теме «Игровая деятельность в работе с детьми старшего дошкольного возраста» я старалась создать стройную систему обучения детей игре. Опираясь на теоретическое основание своей деятельности, и руководствуясь ее темой, определила структуру работы, которая выразилась в поэтапном планировании целей и содержания деятельности.

Изучив нормативно-правовые документы, теоретические положения, методические рекомендации были использованы:

– диагностики, позволяющие выявить игровые интересы и предпочтения ребенка в детском саду и дома;

– диагностика, направленная на изучение учета воспитателями игровых интересов детей при организации сюжетно-ролевых игр.

Я считаю, что результаты диагностики должны быть использованы в планировании и организации сюжетно-ролевой игры даже в том случае, если они не устраивают педагогов по каким-то личным причинам.

Ежедневно планировались и организовывались совместные игры:

– подвижные; дидактические; настольно-печатные; театрализованные (режиссерские, драматизации, игры-театры); сюжетно-ролевые; игры на развитие мимики жестов, на снятие мышечного напряжения;

– использовалась коррекция особенностей развития речи, движений, зрения и слуха детей; профилактические игры и упражнения: профилактика плоскостопия, различных заболеваний.

При организации и проведении совместных игр – занимала позицию равноправного партнера, позицию «маленького ребенка», которому необходимо научиться игре, правилам и действиям.

Для развития свободной, самостоятельной игры создавала полноценную предметно-игровую среду, инициировала возникновение игр по интересам детей. При проведении самостоятельной игры занимала позицию «созидателя игрового пространства», «активного наблюдателя». Поэтому без необходимости не вмешивалась в игры детей, не отвлекала их от игрового сюжета.

В перспективном плане прописывала разнообразные виды игр (они представлены выше, с которыми дети еще не знакомы, или знакомую игру, но с новой целью. Внимательно изучала особенности и интересы каждого ребенка для того, чтобы планируемая игра была востребована детьми и приносила им удовольствие.

При проведении организованной образовательной деятельности использовала игру как основу для решения задач развития детей в различных направлениях.

Эти рекомендации помогли мне реализовать важное требование ФГОС дошкольного образования – организовывать психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях игровой деятельности на основе индивидуализации образовательного процесса. А это очень важно, так как разработанный стандарт не допускает переноса трансляционной, учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.

Основным методом педагогической диагностики детей старшего возраста являлось наблюдение. Оно позволило фиксировать проявление эмоциональных, познавательных интересов и особенности общения детей, опираясь на субъективные факторы.

Анализ результативности.

Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия, необходимо иметь представление о развивающем значении ролевой игры, о котором упоминалось выше, хорошо знать ее специфику, закономерности ее развития, знать уровень ее сформированности у своих воспитанников. Диагностика уровня сформированности игровых навыков дошкольника дает возможность контролировать своевременность ее формирования у каждого ребенка. В моей работе проанализированы методики диагностирования сформированности игровой деятельности у дошкольников. Используя их, можно определить, на каком уровне развития игры находится каждый ребенок, что позволит индивидуализировать задачи руководства и определить эффективность осуществляемого руководства игрой.

Результатом первичной диагностики стало следующее:

– 57 % детей, находясь в детском саду, чаще всего принимают пассивное участие в организации и проведении сюжетно-ролевых игр, предпочитая последним чтение художественной литературы (7 % детей, работа в уголке по изобразительной деятельности (25 % детей) или же предпочитают настольно-печатные игры (17 %).

Причиной такого результата являются психофизические особенности, отсутствие интереса дошкольников к предлагаемым играм.

– 65 % детей, находясь в домашних условиях, совсем не играют в сюжетно-ролевые игры, предпочитая компьютерные игры или же прогулки с друзьями.

Причиной такого результата, прежде всего, является пассивная роль родителей в игровой деятельности ребенка.

– 60 % родителей не точно определяют интересующие их проблемы воспитания, хотя достаточно объективно оценивают развитие своего ребенка.

Нужно отметить, 85 % воспитателей учитывают игровые интересы детей при организации сюжетно-ролевых игр, но в тоже время 15 принимают пассивное участие в игровом процессе, предпочитая позицию «наблюдателя».

В результате целенаправленной и систематической работы с детьми средствами игровой деятельности, я добилась положительных результатов в работе по данной теме. А именно:

- проявление позитивных эмоциональных реакций, радости, интереса при проведении игр, сюжетно-ролевых, в частности;

- улучшение контактов с педагогом и со своими сверстниками;

-заинтересованность родителей и педагогов проблемой эмоционального, познавательного и коммуникативного развитий.

Таким образом, при проведении сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие эмоциональной, познавательной, коммуникативной сфер у детей старшей группы улучшается общий эмоциональный фон группы. Дети общаются между собой, чаще ребенок идет на контакт с педагогом, формируются отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Игра имеет важное значение для эмоционального развития детей. Она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание в больнице). Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Планирование такой сложной деятельности, как игра, представляет некоторые затруднения.

Одной из основных проблем реализации педагогического опыта стал недостаточный выбор диагностических методик для старшего возраста. Так же я столкнулась с большим объемом информации, которую необходимо было систематизировать, осмыслить, структурировать, обобщить и представить как совокупность знаний об игровом методе.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный опыт обобщен и представлен на сайтеДОУ ds58sar.schoolrm.ru. Опыт своей работы рекомендую педагогам, как опытным, так и начинающим. В любом случае необходим комплексный подход к обучению детей игре. Но реальная деятельность, живые интересы и возможности, местные условия работы, безусловно, породят и другие организационные формы. Целью их должно быть всегда одно и главное – интересы детей, забота об их здоровье и благополучие.

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе с детьми старшего дошкольного возраста «Взяли с детками мы мел, переделали сто дел»Фотоотчет о работе с детьми старшего дошкольного возраста «Взяли с детками мы мел, переделали сто дел» Уважаемые коллеги! Предлагаю посмотреть фотоотчет, который я назвала «Взяли с детками мы мел, переделали сто дел!» Мы с ребятами нашего.

Игровая деятельность детей раннего дошкольного возрастаИгровая деятельность детей раннего дошкольного возраста «Визитной карточкой» детского сада традиционно считались занятия. И сейчас многие продолжают думать, что именно в них проявляется суть.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом.

Лэпбук по пожарно-профилактической работе с детьми старшего дошкольного возрастаЛэпбук по пожарно-профилактической работе с детьми старшего дошкольного возраста УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Предлагаю Вашему вниманию Лэпбук по пожарно-профилактической работе с детьми старшего дошкольного возраста. Цель. Обучение.

Игровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИгровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста Для чего нужен игровой стрейчинг детям старшей (подготовительной) группы? В нашем детском саду внедряется работа в над новой методикой для.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Гуля не грязнуля» Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на моей страничке. Предлагаю Вашему вниманию очередной конспект образовательной.

Применение лого-робота «Пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаПрименение лого-робота «Пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Применение «Лого-робот пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Детский сад расширяет возможности каждого ребенка.

Театрализованная деятельность в работе с детьми дошкольного возраста. Виды театровТеатрализованная деятельность в работе с детьми дошкольного возраста. Виды театров Вся жизнь ребенка насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша говорить, брать на себя.

Экспериментальная деятельность с водой с детьми старшего дошкольного возрастаЭкспериментальная деятельность с водой с детьми старшего дошкольного возраста Цель экспериментирования:Продолжать развивать познавательно исследовательскую активность дошкольников,умения анализировать,сравнивать,выделять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая деятельность в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 января 2022 в 11:04
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД