Лучший педагог года

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развития грамматического строя речи

Александра Смирнова
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развития грамматического строя речи

«Один - много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Ход. «Мы волшебники немного:

Был один, а станет много».

Взрослый называет существительное в начальной форме (именительный падеж, единственное число) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч, например : дождь – (дожди).

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход. «В мячик дружно мы играем,

Публикация «Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развития грамматического строя речи» размещена в разделах

Слова ласково называем».

Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и возвращает мяч, например : дождь – (дождик или дождичек).

«Лилипуты и великаны»

Цель: научить образовывать существительные с увеличительным суффиксом.

Ход. «Мы волшебники немного, великаном станет слово…»

Взрослый называет существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет существительное с увеличительным суффиксом и возвращает мяч, например : дождик – (дождище).

«Скажи наоборот»

Цель: закрепление слов – антонимов.

Ход. «Мы сейчас откроем рот,

Чтоб сказать наоборот».

Взрослый называет слово и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет противоположное по значению слово и возвращает мяч, например : горячий -(холодный).

«Из чего сделано?»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные.

Ход. «Вот предмет, а из чего

Люди сделали его?»

Взрослый называет предмет и бросает ребёнку мяч. Ребенок называет относительное прилагательное и возвращает мяч, например : шкаф из дерева – (деревянный шкаф).

«Чья голова? Чей хвост?»

Цель: Расширить словарный запас ребёнка, закрепить знания об употреблении в речи притяжательных прилагательных.

Ход. «Чья у зверя голова? Или «Чей у зверя этот хвост?

Подскажи скорей слова». Отвечай-ка на вопрос».

Взрослый бросает ребё нку мяч и спрашивает: - У вороны голова чья?

Ребёнок, возвращая мяч, должен сказать: - Воронья.

«Какое что бывает?»

Цель: Развитие памяти и внимания, активизация словаря.

Ход. «Тут, конечно, каждый знает,

Что каким у нас бывает?»

Что бывает круглым? – (мяч, солнце, луна, яблоко, вишня).

Что бывает длинным? –(дорога, нитка, река, веревка, лента, шнур).

Что бывает высоким? – (гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф).

Что бывает зеленым? – (трава, деревья, кусты, кузнечики, платье).

Что бывает холодным? – (вода, снег, лед, иней, камень, ночь).

Что бывает гладким? – (стекло, зеркало, камень, доска, яблоко).

Что бывает сладким? – (сахар, конфеты, пирожные, торты, вафли).

Что бывает легким? – (пух, перо, вата, снежинка).

«Весёлый счёт»

Цель: согласование имени существительного с числительным.

Ход. «Сколько их – всегда мы знаем.

Хорошо мы все считаем».

Взрослый называет предмет со словом «один», а ребёнок – со словом «пять», например : один стол – (пять столов). Игра сопровождается перебрасыванием мяча.

«Кто что делает?»

Цель: подбор глаголов к названиям профессий.

Ход. «Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди?»

Взрослый говорит название профессии, а ребёнок подбирает слово-действие, например : строитель – (строит, повар – (варит). Игра сопровождается перекидыванием мяча.

«Животные и их детеныши»

Цель: обогащение словарного запаса названиями детёнышей животных, формирование основ логического мышления (обобщение, разделение на группы).

Ход. «Человеческие дети,

Знают всех зверят на свете…»

Взрослый называет животное, а ребёнок подбирает название его детёныша, например : у тигра – (тигрёнок, у льва – (львёнок). Игра сопровождается перекидыванием мяча.

«Весёлый повар»

Цель: образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных и существительных в роде и числе.

Ход. «Приготовим угощенье,

Пригласим всех на веселье…»

«Повар приготовил угощение из фруктов, ягод, овощей. Давай попробуем и угадаем, из чего какое каждое блюдо?»

Взрослый начинает фразу, а ребёнок её заканчивает, например : сок из ананаса - (ананасовый сок, варенье из клюквы - (клюквенное варенье, пюре из картофеля - … (картофельное пюре). Игра сопровождается перекидыванием мяча.

«Жадины»

Цель: закрепление у детей навыков правильного согласования местоимений и имён существительных.

Ход. «Дети «жадинами» стали,

Всё вокруг своим назвали!»

Взрослый начинает фразу, ребёнок её заканчивает с опорой на вопросительное слово, например : чей стол? - … (мой стол).

«Лови да бросай - цвета называй»

Цель: согласование имён существительных с прилагательными.

Ход. «Что у нас какого цвета,

Мы расскажем вам об этом…»

Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, правильно оформляя окончание слова. Например : красный – (помидор, жёлтая - (репа, голубое - (облако).

«Кто где живет?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых, закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход. Прочитать стихотворение:

«Медведь живёт в берлоге,

Лиса живёт в норе,

Волк поселился в логове,

А белочка – в дупле,

Лишь зайка, бедный зайка,

Под кустиком сидит

И хвостик его маленький

От страха чуть дрожит».

Попросить детей вспомнить и сказать, «кто, где живёт?», например : медведь - (в берлоге). Игра сопровождается перекидыванием мяча.

«Составь предложение»

Цель: развитие умения согласовывать слова в предложениях.

Ход. «Мячик прыгать я заставлю,

Предложение составлю».

Взрослый бросает мяч ребёнку, произнося при этом деформированную фразу, например : «девочка, играть, в, мячик». Ребёнок, поймав мяч, составляет предложение из этих слов, ударяя мячом об пол на каждое слово, например : «Девочка играет в мячик», и возвращает мяч обратно».

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Дидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возрастаДидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возраста 1. "Кто знает, пусть продолжает" (учим подбирать и употреблять в речи слова с обобщающими значениями) Педагог называет родовое понятие слова,.

Консультация для родителей «Игры для расширения словарного запаса ребёнка» Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили,.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Картотека игр на формирование грамматического строя речи Игра «Магазин посуды» Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания. Материал: Игрушечная.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речиНаглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Аннотация: Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развития грамматического строя речи
Опубликовано: 2 ноября 2022 в 22:03
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД